Во все времена музыка считалась чем-то большим, нежели просто услада человеческого слуха. Она способна вдохновлять, поднимать настроение, отражать состояние души, и даже исцелять. В музыке много различных направлений, на любой вкус и настроение. Но сегодня хочется поговорить о джазе, музыке, которая особенно дорога многим творческим людям, находящимся в вечном поиске чего-то нового, вдохновляющего.
Характерной особенностью джаза является импровизация, содержащая целый комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры, называемой свингом. Зародилась эта удивительная музыка в США, ещё в конце XIX — начале XX века.
Азербайджан — восточная страна, но, несмотря на это, здесь джаз появился ещё в 30-х годах прошлого века.
Рассказать об истории джаза в Азербайджане мы попросили известного джазмена, саксофониста Раина Султанова. Кстати, он является автором книг о джазе, среди которых большой интерес представляет «История Азербайджанского джаза», содержащая много интересной информации.
Как рассказывает Раин Султанов, в элитарных кругах Баку эта музыка очень быстро полюбилась. Парадокс в том, что в восточной стране вдруг появился джаз, заметил наш собеседник. Это было связано с нефтяным бумом в Баку, что превратило наш город в экономический и культурный центр.
В 1938 году в Баку был создан первый джазовый оркестр. Его создателями были композиторы Ниязи и Тофик Гулиев, оркестр считался основой азербайджанского джаза. Именно в этом оркестре начал свою творческую деятельность в качестве эстрадно-джазового музыканта кларнетист и саксофонист Тофик Ахмедов.
«В 40-х в Баку ярко звучал оркестровый джаз, сложившийся на рубеже 20-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Он добрался до Азербайджана и позже исполнялся под завуалированным названием «эстрада»», — рассказывает Раин Султанов.
В этот же период на бакинской сцене стали исполняться импровизации для лада мугам «Чаргях» на саксофоне. После окончания Великой отечественной войны руководителем Государственного эстрадного оркестра («Джазового оркестра») был Рауф Гаджиев. Оркестры под управлением Рауфа Гаджиева и Тофика Ахмедова были самыми крупными биг-бэндами в Азербайджане. Они стали настоящими символами эпохи, отмечает Раин Султанов.
Однако джаз был запрещён советским правительством, в связи с антизападной пропагандой. Но, несмотря на все эти запреты и преследования, истинные любители джаза слушали западные радиостанции, после чего исполняли любимые произведения на закрытых концертах.
Возрождение джаза в Азербайджане началось в 60-х гг. при активной поддержке таких великих композиторов, как Гара Гараева, Тофик Гулиев, Рауф Гаджиев и Ниязи. В 1961 году появился знаменитый квартет «Гая», в его состав тогда входили Теймур Мирзоев, Ариф Гаджиев, Рауф Бабаев и Лев Елисветский. Общая любовь к вокальному пению и джазу объединила четырёх молодых музыкантов, которые учились на разных факультетах в музыкальном училище им. Асафа Зейналлы, рассказывает джазмен Раин Султанов.
По предложению композитора Рауфа Гаджиева квартет вошёл в состав оркестра Гостелерадио Азербайджанской ССР. Квартет «Гая» побывал с гастролями во многих городах, и даже совершил первую заграничную поездку в Алжир. Раин Султанов отмечает, что пластинки квартета слушали в более чем сорока странах мира: в Советском Союзе, Европе, Америке, Африке. Вокальный квартет становился призёром и победителем почти на всех конкурсах, где принимал участие.
Настоящий расцвет азербайджанского джаза связан с именами Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде. Музыканты создавали неповторимые композиции, экспериментировали, став основателями стиля джаз-мугам. В 1967 году музыканты выступили на джазовом фестивале в Таллинне. На одной сцене с ними выступали такие легендарные исполнители, как Чарльз Ллойд, Джек ДеДжоннет и другие. Джаз-музыкант Диззи Гиллеспи назвал тогда Мустафазаде создателем музыки будущего.
В 1979 году на Международном конкурсе джазовой композиции в Монако Вагиф Мустафазаде занял первое место и взял главный приз — белый рояль. «Послав на джазовый фестиваль в Монако свою композицию «В ожидании Азизы», он сумел конкурировать с музыкантами всего мира», — рассказывает Раин Султанов.
Дочь Вагифа Мустафазаде — Азиза Мустафазаде, известная во всём мире джазовая исполнительница и композитор, унаследовала этот талант от музыкальных родителей. Будучи ещё семнадцатилетней девочкой, в 1986 году Азиза заняла первое место в конкурсе пианистов имени Телониуса Монка, который проходил в Вашингтоне. Выступление юной Мустафазаде особо поразило членов жюри, так как она исполнила некоторые пьесы Монка с элементами мугама. «Она является музыкантом с необычным и запоминающимся голосом, способным отразить её национальные корни, считает наш собеседник.
В 2002 году в столице Азербайджана был проведён первый международный джаз-фестиваль — «Caspian Jazz Festival», ставший доброй традицией каждого года. Тогда на фестиваль в Баку приехали исполнители джаза из 12 стран мира, здесь звучали такие имена, как Дебора Картер (США), Джо Завинула (Австрия), Фрейзер Фифилд (Великобритания), трио Кристофа Бьюса (Германия), и многие другие.
А с 2005 года в столице Азербайджана начали проводить Baku Jazz Festival, целью которого была агитация и пропаганда джаза в Баку, что послужило отличной возможностью для открытия новых имён. В этом же году начал свою деятельность журнал «Jazz Dünyası». По словам главного редактора журнала Лейлы Эфендиевой, основная цель данного издания — познакомить международные организации с историей, развитием и музыкантами азербайджанского джаза. «Наш журнал существует уже 10 лет. Данное издание широко распространяется в Европе и Америке», — делится моя собеседница.
Надо отметить, что на всём постсоветском пространстве есть только два подобных издания. По словам Лейлы ханум, только в Москве и Баку издаются журналы о джазе. Самое интересное то, что издание о джазе сначала появилось в Азербайджане, а уже потом в России. Главный редактор «Jazz Dünyası» также отметила, что журнал выступает как основная информационная поддержка Baku Jazz Festival.
Джаз в нашей стране имеет богатую историю, но не останавливается на достигнутом, а продолжает развиваться, благодаря таким музыкантам и композиторам, как Раин Султанов, Джамиль Амиров, Салман Гамбаров, Шаин Новрасли, и многим другим звёздам этого жанра музыки. Каждый из них вносит свою лепту в развитие джаза в нашей стране, а также в его пропаганду в различных странах мира. Джазовые фестивали стали доброй традицией. Так что сегодня мы можем с полным правом заявить: «Мы из джаза!»
Зулейха Исмайлова
Источник: gumilev-center.az