Кенуль Гаджиева: Классическая литература Азербайджана является частью общевосточной литературы

Средневековая литература считается одной из самых обширных страниц в литературе Азербайджана. В этот период наряду с поэтами, писавшими на фарси и арабском, росло количество поэтом, которые создавали произведения на родном азербайджанском языке. Одним из исследователей древней и средневековой литературы Азербайджана является ведущий научный сотрудник Института литературы имени Низами Гянджеви НАНА, доктор философии по филологии, доцент Кёнуль Гаджиева.

В интервью Atalar.ru К.Гаджиева затронула важность исследования средневековой литературы и рассказала о своих исследованиях.
Как отметила К.Гаджиева, исследуя литературу средних веков важно знать историю, фольклор народа, иметь представление о восточной мифологии, знать арабский и фарси. Это особенно важно для исследования наследия таких поэтов как Мехсети Гянджеви, Хагани Ширвани, Гасым Анрава, Кишвери, Хегиги, Бадр Ширвани, Габиби. По ее словам, раньше исследование классической литературы велось односторонне. Многих поэтов считали дворцовыми и исторические факты, дидактические стороны в их произведениях не изучались, а некоторых поэтов считали атеистами и религиозно-философские взгляды в их произведениях умышленно или случайно толковались ошибочно.
К.Гаджиева считает, что классическая литература Азербайджана наряду с тем, что является частью общевосточной литературы, также древними корнями связана с тюркским народным творчеством. Поэтому должно исследоваться в контексте и восточной, и общетюркской литературы. Так как по своим идейно-литературным качествам, развитию, историческим, философским, дидактическим и жизненным содержанием отражает тюркское мышление и разум. Независимо от того на каком языке писали средневековые поэты Азербайджана не возможно не увидеть в их произведениях мотив и содержание древнего тюркского фольклора.
По ее словам, чтобы познать богатство культуры, углубить литературное знание, надо знать представителей классической литературы, исследовать их творчество. Так как в произведениях средневековых поэтов затронуты темы, которые актуальны и сегодня. «Например, Мехсети Гянджеви я в первую очередь вижу как философа своего времени. Нетрадиционное отношение к жизни, своеобразное мировоззрение, смелое отношение к проблемам отличало ее от других поэтов. Именно поэтому в средневековой Гяндже, где было несколько женщин-поэтов, больше всех было популярно имя Мехсети, ее стихи были известны до Балхи, Хорасана. Эта женщина мыслитель, которая считала работу, труд самой важной целью, честью, не раз отмечала в своих произведениях, что именно труд отличает человека от других живых существ. Несправедливость людей друг против друга, особенно страдания, причиненные женщине, вызывали у нее гнев. Безразличие, беспощадность беспокоили ее. Дидактическое внушение Мехсети призывает людей к справедливости и добродушию», отметила К.Гаджиева.
Ученый считает, что в формировании творчества классического стиха наряду с ролью письменной литературы есть особая роль устной литературы. Каждый творческий человек с раннего детства формируется в кругу этнографических элементов, образцов национального фольклора, присваивает их колорит. В письменной литературе следы фольклора встречаются в более выразительной форме. Так, талантливый представитель азербайджанской литературы периода возрождения Хагани Ширвани хоть и считался поэтом, близким к дворцу, в его литературном наследии отчетливо видна близость к народному творчеству, мышлению. В своем творчестве Хагани очень уважительно относился к женщине, матери, ставил их очень высоко. Это качество связано с тюркским мышлением, древними семейными традициями тюрков. В письменной литературе именно Хагани впервые обширно и содержательно изобразил образ матери. В гасиде Хагани можно встретить народные поверья, имеющие место в тюркском фольклоре.
Ученый также отметила, что в стихах средневековых поэтов есть точная информация о многих исторических событиях того времени, и это имеет важное значение в исследовании истории Азербайджана. Такие информации можно встретить в диване  стихов дворцового поэта в сарае Ширваншахов Бадр Ширвани. В диване уделено внимание истории строительства дворца Ширваншахов в Баку. В общей сложности более 122 двустиший посвящены историческим событиям. Бадр Ширвани в стихах, посвященных восхвалению Габали, Махмудабада, Дербенда и других городов создается широкое впечатление о состоянии этих населенных пунктов в XV веков. Габале, одной из средневековых городов Азербайджана, Бадр Ширвани посвятил стих из 26 двустиший. Этот стих создает полное впечатление о средневековом городе Габале. В период Ширваншахов в XV веке в Ширване, который располагался на Великом Шелковом Пути, велось много строительных работ. В гасиде Бадр Ширвани также говорится о архитектурно-строительных работах в период правления Ширваншаха Ибрагима и Халилуллаха I.
К.Гаджиева затронула также исследование автора лирических стихов Джаханшаха Хагиги. В литературоведении Азербайджана он бы известен также как автор газелей дидактического содержания. «В своих стихах поэт, которых пропагандировал человеколюбие, отмечал, что настоящим полководцам не свойственно мучить  народ, он советует им быть образцом гуманизма, как для своих детей, так и для других молодых повелителей. Он известен своих высоким образованием, терпением, справлялся со многими трудностями и вошел в историю Азербайджана как великий политический деятель и правил около 35 лет. Учитывая все это можно прийти к выводу, что изучение наследия средневековых поэтом и важно, и интересно как с литературной, так и исторической точки зрения», отметила К.Гаджиева.
Подготовила Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку
 

Добавить комментарий