«Азербайджанский мугам как средство национальной и человеческой идентичности»

На состоявшемся 25 сентября заседании Президиума НАНА был заслушан доклад академика-секретаря Отделения гуманитарных наук НАНА, академика Теймура Керимли на тему «Азербайджанский мугам как средство национальной и человеческой идентичности».

Как сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на пресс-службу Национальной Академии наук Азербайджана, в докладе подчеркивается исключительная роль азербайджанского мугама как музыкального бренда, особенно в современную эпоху, когда укрепляется наша национальная государственность, а также его признание как важного фактора национальной идентичности. Было отмечено, что путем идеального построения лада и текстовой структуры мугама можно определять влияние мугама на слушателя, а также его роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Академик Теймур Керимли сказал, что это феноменальное явление мировой музыки носит не только национально-региональное, но и общечеловеческое значение. Он подчеркнул, что в нынешнюю эпоху вызовов глобализации нет никаких сомнений в том, что одним из наиболее подходящих средств сохранения нашего национального менталитета является мугам, его текст и мелодия. Доминирование патриотических идей в поэтическом тексте мугама еще более усиливает его силу влияния. Ученый сказал, что у азербайджанского мугама есть две великие ветви — демократическая и элитная. По его словам, эти две ветви отличаются не только количеством исполнителей и слушателей и их социальным составом, но и поэтическим значением и образами текста мугама: «Под термином «демократический мугам» мы понимаем жанры, которые широко известны и могут условно называться мугам — лайла, баяти, агы, охшама, холавар и т. д., тексты которых формируются в основном на популярном жанре устной народной литературы — баяты. Их понимание традиционного ритма песни показывает, что они созданы на основе мугама».
Академик добавил, что текст классического мугама, который исполняется в основном на элитарных мероприятиях, среди близкого к профессиональной музыке и поэзии общества, также носит элитарный характер. В классическом мугаме эту функцию выполняют поэтические образцы известных поэтов-лириков, во главе которого, безусловно, стоит жанр – газель.
На мероприятии было отмечено, что наиболее широко используемые газели в качестве поэтических текстов в азербайджанском мугаме были взяты из любовной лирики творчества Мухаммеда Физули. Эта традиция, сложившаяся в 16 веке, продолжается и по сей день. Отметив, что великий азербайджанский поэт XIX века Сейид Азим Ширвани занимает особое место среди представителей тесно связанный с мугамом поэтической школы Физули, докладчик сказал, что около пятнадцати газелей из «Дивана» — сборника лирических стихов, написанных поэтом под влиянием Физули, до сих пор звучат в исполнении ханенде.
Говоря, что установление советского режима в Азербайджане привело к упадку искусства мугама, академик Теймур Керимли сказал, что под влиянием большевистской идеологии ханенде в качестве текста мугама начали использовать написанные в духе народной литературы гошма и герайлы, которые не были созвучны с мугамом. Докладчик добавил, что в то время были поэты, которые писали газели, придерживаясь классических традиций. В качестве примера можно привести газели Алиаги Вахида, который был неразрывно связаны с мугамом.
Академик Теймур Керимли также затронул такие идеи, как поэтические тексты азербайджанского мугама состоят из фрагментов, которые заставляют людей думать, духовно очищаться, совершенствоваться, понимать свой долг перед Родиной и нацией.
После доклада академики — Расим Алгулиев, Ахлиман Амирасланов, Вагиф Фарзалиев, Вагиф Аббасов, Земфира Сафарова, профессор Назим Иманов и другие высказали свои мнения и предложения по теме.
Доклад был одобрен решением Президиума НАНА.
В ходе заседания было принято решение о проведении совместно с Центром Гейдара Алиева международного симпозиума «Азербайджанский мугам в контексте мировой музыки» в рамках «Фестиваля мугама», создания Национального центра мугама совместно с НАНА и Международным центром мугама для дальнейшего развития науки мугамологии, преподавания совместно с Министерством образования Азербайджанской Республики учебно-практического предмета «Основы азербайджанского мугама» в средних и высших учебных заведениях, разработка посвященных азербайджанскому мугаму глобальных программ и сайтов в виртуальной среде и глобальное продвижение на нескольких языках, а также подготовки молодых специалистов в области музыкальной терапии (мугама), привлечения мугама к исследованиям и др.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.