Вышел в свет первый том двухтомника о жизни и творчестве народного артиста Фархада Бадалбейли

В истории любого искусства после периода накопления опыта время от времени наступает период творческих обобщений и создания культурных ценностей, в которых искания и достижения многих предшествующих художников получают наиболее полное и яркое воплощение. Такие периоды – своего рода вершины на пути развития искусства: с них легко обозревается пройденное и открываются дальнейшие перспективы.

В эти этапные периоды творчество художников получает широкое распространение, оно выходит за пределы своего времени, за границы своей родины и приобретает общенациональное значение. Это оказывается возможным потому, что творчество подобного рода возникает на основе объединения лучших традиций собственной национальной культуры и передовых традиций мирового искусства, передает АЗЕРТАДЖ.
Рубеж 60–70-х годов в азербайджанской музыкально-исполнительской культуре стал одним из таких периодов, связанных с искусством выдающегося пианиста современности, народного артиста СССР и Азербайджана, лауреата Государственной премии и международных конкурсов, кавалера орденов «Шохрет» и «Истиглал», французского «Ордена искусств и литературы», ректора Бакинской музыкальной академии, профессора Фархада Бадалбейли, чья многогранная творческая – исполнительская, педагогическая и музыкально-общественная – деятельность сыграла особую роль в развитии азербайджанского искусства и, далеко перешагнув границы своей страны, способствовала его международному признанию.
Ещё в далёкие от нас 1967 – 1968 годы талант 20-летнего юноши ярко вспыхнул победами на престижных международных конкурсах. Это была своего рода точка отсчёта, которая положила начало дальнейшим завоеваниям национального исполнительского искусства на мировой арене.
Со времени выхода в свет первого издания, рассматривающего и обобщающего творчество Фархада Бадалбейли, прошло более 20 лет: «Фархад Бадалбейли. Статьи, материалы» (авторы-составители: Тарлан Сеидов, Аида Гусейнова, научные редакторы: Эльхан Бабаев, Фарах Алиева) – Баку: ГАПП-Полиграф, 1997. – 182 c.
Этот последующий после первого издания период, ознаменованный новыми достижениями в богатой творческой биографии музыканта, получил широкое освещение в отечественной и зарубежной периодической печати, интернет-порталах и в нескольких книгах – Кёнуль Гусейновой («Musiqimizin Fərhadı»), Фазиля Рахманзаде («Bədəlbəylilər»), Тарлана Сеидова («Поэт фортепиано»).
Новая книга посвящена отмечаемому в 2021 году 100-летнему юбилею Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, последние 30 лет которой достойно руководит наш выдающийся современник, музыкант и общественный деятель Фархад Бадалбейли.
Книга о Ф.Бадалбейли, подготовленная в Средней специальной музыкальной школе-студии – практической и научно-экспериментальной базы Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, не только обобщает и суммирует предыдущие издания, но и включает в хронологической последовательности новые материалы и документы, а также статьи и интервью самого музыканта.
Издание состоит из двух томов. Первый том – «Жизнь и творчество Фархада Бадалбейли: статьи, отзывы, интервью, материалы» выпущен недавно издательством «Шарг-Гарб» (автор-составитель – Тарлан Сеидов, научные редакторы – Эльмира Мустафаева и доктора философии по искусствоведению Айтен Ибрагимова и Севда Мамедова, рецензент – академик Земфира Сафарова). Он стал итогом 40-летнего тесного творческого содружества Ф.Бадалбейли и Средней специальной школы-студии БМА. Эта связь проявилась во многих аспектах совместной деятельности, будь то проведение международных и республиканских научно-исполнительских конкурсов, конференций, фестивалей, редактировании научных трудов и создании методических пособий.
Время показало насколько возрос за эти годы интерес к его личности и творческой деятельности, а, значит, появилась необходимость в создании научных и популярных книг о творческой биографии Фархада Бадалбейли, которая была бы основана на фактах его жизни. Этим и руководствовался коллектив школы-студии Бакинской музыкальной академии, приступая к двухтомному изданию книг о Ф.Бадалбейли.
Одна из задач предлагаемого издания книги – дать материал для новых исследований. Другая – опубликовать мнения нашей и зарубежной творческой интеллигенции о своём соратнике, друге, педагоге, замечательном музыканте и человеке.
Книга, в основе которой подлинная и всесторонняя документация, содержит около 300 газетных, журнальных публикаций, отзывов, аналитических статей, интервью, а также статьи самого Ф.Бадалбейли разных лет и избранные его музыкальные произведения и стихи.
Невозможно в одном издании собрать все материалы и публикации о столь многогранной личности как Ф.Бадалбейли. Поэтому они были распределены в двух томах, второй из которых в настоящее время нами готовится к изданию.
Сфера профессиональной и общественной деятельности Ф.Бадалбейли слишком велика и разнообразна. Но из всех доступных нам материалов мы постарались выбрать наиболее интересные, яркие факты и документы, точно и правдиво отражающие жизнь и деятельность Ф.Бадалбейли с самого начала его творческого пути и до сегодняшнего дня.
Первый том книги условно поделён на три части. Первая часть – отзывы и статьи о Ф.Бадалбейли видных деятелей искусства (авторы — народные артисты СССР композиторы Кара Караев и Фикрет Амиров, пианисты Яков Флиер и Яков Зак, народный художник СССР Микаил Абдуллаев, народные артисты Азербайджана композитор Джевдет Гаджиев и педагог Бадалбейли пианист Майор Бреннер), литературы (народные писатели Фикрет Годжа, Анар и Чингиз Абдуллаев), соратников (народные артисты республики — театральный режиссер Азер Паша Неймятов, актриса театра и кино Шафига Мамедова), коллег (композитор Исмаил Гаджибеков, народный артист России Александр Бондурянский, народная артистка Азербайджана Егяна Ахундова, профессора БМА Фарах Алиева, Нармина Гулиева, Таира Якубова, Тариель Мамедов, Зумруд Дадашзаде, Лейла Мамедова-Фараджева, Тарлан Сеидов) и учеников (пианисты Юрий Саюткин и народные артисты Мурад Адигезалзаде, Мурад Гусейнов) и др.
Взгляды людей творческих, освещающих одну и ту же тему с разных сторон в меру своеобразия и степени собственного таланта, – всегда очень интересны. И чем многограннее личность, о которой они пишут, тем больше и разнообразнее штрихи к её портрету. Мозаика, складывающая единый облик Таланта, представленная в первой части книги, продолжена и во второй её части.
Во вторую часть вошли публикации в прессе, начиная с 60-х годов прошлого века и до периода подготовки данного издания. В них – насыщенный маршрут гастрольных поездок Ф.Бадалбейли, отражения его выступлений как пианиста, ансамблиста, общественно-политического деятеля. Разные журналисты разнообразных печатных изданий, освещающие деятельность Ф.Бадалбейли, сходятся в одном: «Талант – это всегда ново, всегда интересно!»
Для мыслящего читателя и слушателя, безусловно, наибольший интерес представит внутренний мир самого Ф.Бадалбейли, отражённый в его собственных статьях и интервью, напечатанных в третьей части книги. Тематика этих публикаций очень разнообразна, что и обусловило деление третьей части книги на пять подразделов:
— О музыке и музыкантах. Очерки о композиторах Узеире Гаджибейли («Üzeyir ənənələri ölməzdir»), Кара Караеве («Высокое имя великого мастера»), дирижере и композиторе Ниязи («Gözəl müəllim, qayğıkeş insan»), о своем учителе профессоре Майоре Рафаиловиче Бреннере, анализ азербайджанского музыкально-исполнительского искусства и его интеллектуального потенциала, интеграции композиторского и исполнительского творчества («Современное исполнительское искусство: реальность и перспективы»), о совмещении в культурном пространстве и образовании классического и джазового исполнительского искусства («Akademik hazırlıq cazı daha da maraqlı edir»).
— О времени и культуре. Изучаются проблемы азербайджанской национальной культуры в соединении её с культурой общечеловеческой, поднимаются вопросы преодоления разрыва прошлого с настоящим, критерий оценки искусства. В ряде статей («Возрождение духа», «Народовластие и культура», «Надо возрождать культуру», «Нужно сохранить интеллектуальную прослойку нации» и др.) освещается роль интеллигенции, её гражданская позиция в переломные, ключевые моменты жизни общества, рассматривается проблема поднятия престижа классической музыки в противовес повсеместного засилья низкопробной попсы.
— О музыкальном образовании. О начальном («Богатство духовного мира») и высшем («Многие выпускники БМА стали звёздами») образовании, его проблемах и их преодолениях («Чтобы сохранить академическую музыкальную культуру в нашей стране, нужно искать новые формы её развития»).
— О фестивалях и конкурсах. Фестивали имени У.Гаджибейли, имени Л. и М. Ростроповичей, организованные и руководимые им фестивали в Габале и в их рамках мастер-классы и конкурсы пианистов.
— О себе и не только («Правила жизни», «Легко ли быть Фархадом Бадалбейли?», «Я многое потерял как человек творческий, находясь на посту ректора», «О музыке и не только», «Гастроли в США» и др.).
Знакомясь со статьями и интервью Ф.Бадалбейли, ещё раз поражаешься интересу, с которым он обращается к очередной проблеме, и искреннему желанию решить её как можно лучше и быстрее. Будь то серьёзнейшие рассуждения о реальности и перспективах современного исполнительского искусства или сохранении интеллектуальной прослойки нации, тёплые воспоминания об ушедших из жизни коллегах или гордость за молодых звёзд – выпускников руководимой им Бакинской музыкальной академии, рассуждения о Габалинском Международном музыкальном фестивале (его детище!) или мечта построить музыкальную школу в освобождённой Шуше, – во всех публикациях перед читателем раскрывается мир не только талантливого, но, главное, неравнодушного человека, для которого культура и искусство, даримые своему народу, – главная цель жизни. И он её достойно осуществляет!
Завершают книгу избранные стихи Фархада Бадалбейли – одни из лучших образцов поэтического творчества яркого таланта музыканта.
«Бойцам, освободившим Шушу»
Цепляясь пальцами за скалы,
локтем прикрывшись от огня,
в горах, покрытых снегом талым,
они сражались честь храня.
Поток свинцовый, смертоносный,
залил предгорье, лес, овраг,
но миг был правда судьбоносный,
сопротивлялся злобный враг.
И как бойцы великой Трои,
сражались эти храбрецы,
моей страны, мои герои,
сыны погибли и отцы.
Пройдут века и поколения,
но не забудет имена,
героев этого сражения,
от зла спасённая страна.
Моя земля, Страна огней.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.