Композитор, прославивший азербайджанскую музыку на весь мир
Представляем читателям новый авторский проект Рустама Гасымова под названием «Воспоминания», опубликованный ИА онлайн газетой Yenicag.Ru (Новая эпоха).
Проект «Воспоминания» посвящен ярким азербайджанским личностям, не так давно покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги будут делиться своими воспоминаниями о человеке, которому будет посвящен материал. Мы познакомим вас с воспоминаниями, интересными случаями и своими впечатлениями, одним словом, строками, наполненными теплотой, любовью и ностальгией о каждом герое проекта.
30 июля на 83-м году жизни, после продолжительной болезни скончался выдающийся азербайджанский композитор, лауреат Государственной премии Азербайджана, Народный артист АР, кавалер орденов «Шохрат» и «Шараф» Хайям Мирзазаде, которому и посвящен сегодняшний выпуск.
Х.Мирзазаде родился 5 октября 1935 года в Баку в Ичери Шехер. В 1957 году окончил Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибейли, и тогда же начал преподавать в ней. С 1969-1983 гг. был заведующим кафедрой композиции Азербайджанской государственной консерватории. Профессор с 1979 года. Похоронен на II Аллее почетного захоронения в Баку.
Гудсия Юсиф, доктор философии, член Союза композиторов Азербайджана
Перед тем, как начать говорить о маэстро, мне бы хотелось привести несколько цитат азербайджанского композитора Хайяма Мирзазаде как правила его жизни, которые говорят сами за себя.
«Я не пишу музыку для обывателя, не люблю писать музыку для прохожего с улицы. Я пишу для подготовленного, образованного, интеллигентного читателя, мыслящего, слушателя. Потому что образованный человек — это воспитанный интеллектуал, который является представителем мировой культуры»
«Я никогда не дружил с легковесными людьми, не люблю скучных людей, сам люблю пошутить и люблю чужие шутки, не люблю мошенников»
«Жизнь не может быть ровной, это было бы очень скучно…»
«Есть одна нация — человеческая» – именно эти слова Хайяма Мирзазаде как нельзя лучше характеризуют его жизненное кредо и проходят красной нитью через все его творчество….Гениальный композитор, целый пласт нашей культуры, невероятно харизматичный Человек-стержень, никогда не сгибающийся и не знающий страха высказывать свое мнение…
О творчестве и биографии, особенно в эти дни, после ухода Маэстро, говорится много и часто. Мне же хотелось бы поговорить о нем как о личности, о его ярчайшей харизме. Казалось бы, такое уже всем знакомое слово: «харизма», а ведь сразу и не ответишь, что оно означает. Это слово для многих людей так и остается загадкой. Понятие «харизма» пришло к нам из времен Древней Греции. Хариты – древнегреческие богини – обладали способностью изящно и грациозно двигаться и отличались неописуемой красотой. В современном мире харизму можно охарактеризовать, как способность притягивать к себе внимание, как ресурс личности человека, помогающий самосовершенствоваться.
Высокий профессионализм, масштабный талант и личностное обаяние – главные особенности этой гениальной личности. Общая черта многих харизматичных людей – совершенное владение искусством слова. Хайям Мирзазаде – не исключение, а наоборот яркий пример этой закономерности. Маэстро был искусным оратором, слушать которого можно было часами. Достучаться до людей, вызвать у них изменение эмоционального настроения, открыть сознание своих собеседников, для внесения необходимой ему информации, мастерское владение искусством рассказывать байки, истории, притчи, умение донести общеизвестные факты, интересные случаи из личного опыта и проиллюстрировать все это доводами – вот грани необыкновенной личности Хайяма Мирзазаде. Он мастерски владел искусством убеждения, с успехом пользуясь различными историями, помогающими ему оказывать больший эффект на слушателя.
В большинстве случаев основным объектом его историй выступал он сам как человек, включая его опыт, личные взгляды, убеждения. Богатый опыт жизни Хайяма Мирзазаде позволял ему вести дискуссию, основываясь на фактах из личной биографии, дополняя беседу примерами из ближайшего окружения. Выступая публично, общаясь даже тет-а-тет, Хайям Мирзазаде буквально «выливал» на собеседника собственные эмоции. Я никогда не переставала удивляться тому энтузиазму, с которым он рассказывал о чем-либо. Во время беседы Маэстро доводил до слушателя любую информацию в окраске своих личностных отношений ко всему. Оперируя терминами психологии,«проявление идейного лидерства» во всем – в темпе голоса и манере поведения. По моему мнению, для харизматичного человека отсутствует понятие биологического возраста. Это напрямую относилось и к маэстро Мирзазаде. Его речь никогда не была скучной. Он обладал уникальным пониманием, когда стоит получать обратную реакцию и на интуитивном уровне чувствовал настроение собеседника…
Живая речь, которая мастерски преображалась в музыкальные пласты – вот основной инструмент харизмы Хайяма Мирзазаде. Достаточно было одной краткой фразы по телефону – «Мирзазаде слушает»: какой голос, какой тон.. Для маэстро самым важным было сконцентрировать внимание человека на своей персоне, а дальше он всегда был ведущим любого разговора. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не прибегал к использованию заранее написанных речей и слов. Хайям Мирзазаде был истинным лидером. Говорю как музыкант и психолог, он с первых тактов своей речи был способен вскружить голову, наполнить человека уверенностью и поменять стереотип мышления и суждения. Его речь была в основном переполнена особенными словами, высказываниями, эпитетами, специфическими выражениями, которые редко используются в обиходе основной массой людей. Особо специфическое владение жестами и самое главное, все эти приемы и жестикуляции дополняли всю гармоничность его личности, делая его риторику более выразительной и убедительной.
Я обожаю сложных людей: амбициозные, характерные, яркие, настойчивые, многогранные личности, у которых можно многому научиться. Они сражают своей харизмой, недоступностью, пышут уверенностью и силой… С такими титанами ужиться нелегко, но именно к таким тянет, именно с такими и хочется идти, вдыхая их в полные легкие и, задерживая внутри настолько, насколько хватит сил… Такие Люди привлекают всех, а достаются только себеподобным. Они — личности, которые твердо знают, чего хотят и уверенно к этому движутся. Они не смотрят по сторонам и не придают значения общественному мнению…
Я всем сердцем благодарна всем моим Великим учителям, среди которых был и Хайям Мирзазаде, которые помогли мне стать тем, кем я сегодня являюсь. Людям, которые мне содействовали, вдохновляли и поддерживали на всем пути моей жизни. Светлая память!
Хатира Гасанзаде, доктор философии по искусствоведению
Вы всегда в нашей памяти, Маэстро…
Большой зал Бакинской Музыкальной Академии имени Узеира Гаджибейли. Церемония прощания с выдающимся композитором Хайямом Мирзазаде.
Вы собрали всех в родной для Вас и нас Alma Mater. Со сцены смотрели особым взглядом, будто задавали вопрос, который беспокоил Вас….Это беспокойство звучало и в Вашей прощальной музыке.
Порою сложно бывает писать о человеке, к творчеству и личности которого ты относишься с большой любовью и уважением. И с течением времени понимаешь, насколько недосягаемым и в то же время таким близким был он. Человек со стойкими убеждениями, строгий, говорящий правду в лицо, гордый, верный друг, одновременно ранимый и способный радоваться, очаровывать других и любящий пошутить. Таким многогранным был он, Маэстро….
Перед глазами, словно кадры киноленты проходят незабываемые мгновенья… Ваш дом, нескончаемые беседы и хлебосольный стол. Богатая библиотека, редкие произведения изобразительного искусства и многое, многое другое. Словно попадаешь в иное пространственно-временное измерение, проходя через мост, соединяющий традиции и современность, Восток и Запад. Будучи ярким, колоритным рассказчиком, повествуя о каждом художнике, об их произведениях и других уникальных предметах, которые украшали Ваш дом, Вы берегли в своем очаге тепло и уют азербайджанского духа.
Как же прекрасно знали Вы этот удивительный край под названием Азербайджан, каждый его регион, каждый уголок, его обычаи и традиции, известных личностей, и простых жителей, рожденных на этой земле, особенности и нравы людей, проживающих в этой стране. Вы их любили, и эту любовь прививали нам, в свойственной Вам манере. Иногда я думала, что Вы даже коллекционируете натуры людей. Все эти детали находили свое отражение в Вашей музыке. Но основой всего была, конечно, любовь. Любовь, которую Вы берегли в своем очаге вместе с Ляман ханум, семьями ваших сыновей Парвина и Фахри и, конечно, вашими сестрами, души не чаявшими в Вас, Афет ханум и Чимназ ханум.
Выдающийся композитор, педагог, достойный сын, любящий супруг, требовательный и заботливый отец, нежный дедушка, незаменимый брат, верный друг. Всё это гармонично сочеталось в Маэстро.
Будучи студенткой, часто видела Вас в фойе консерватории. Потом мне посчастливилось узнать Вас поближе на открытии моей первой персональной выставки, которую Вы посетили. Приход на вернисаж столь выдающегося мастера, тонкого ценителя изобразительного искусства и большого друга азербайджанских художников, имело для меня очень большое значение. Это было Ваше величие.
Незабываемы наши встречи во время телепередачи «Музыкальная сокровищница». Готовили выпуск о Кара Караеве. Сколько любви и уважения было в этих беседах. Я и зрители наглядно стали свидетелями того, с каким почтением Вы относились к великому учителю, любовь к которому не ограничивалась словами и всегда проявлялась на деле. Во время работы над другими выпусками этой передачи, общаясь с Вами, я убедилась в том, что дар преподавания был ниспослан Вам свыше. Об этом всегда говорили и Ваши студенты: «Хайям муаллим для нас был композитором и педагогом с большой буквы, профессионалом своего дела, человеком энциклопедических знаний, экспертом в области музыки и заботливым отцом. Каждый из его учеников не похож на другого, и у каждого из них свой почерк и свой путь. Он был строгим и требовательным учителем. Старался «сломать» мешающие нашему развитию и становлению устоявшие в нас стереотипы, бережно оберегая нашу индивидуальность. Порою, он оберегал нас от нас самих же. Радовался каждому нашему успеху…»
Где бы не звучала музыка Хайяма Мирзазаде, она всегда достойно представляла азербайджанское искусство на мировой арене. Если не ошибаюсь, в прошлом году в программу концерта, посвященной современной музыке, которая проходила во Франции, вошли 12 произведений Маэстро, что стало большим событием для музыкальной жизни Азербайджана. Это редкое событие. Ваша музыка не имеет временных границ, она всегда актуальна и востребована. В природе и науке есть фундаментальные величины, которые не зависят от системы координат измерения. Вы, Маэстро, та фундаментальная величина, которая в разных изменяющихся общественно-политических формациях с большой честью представлял азербайджанский народ во всем мире.
Маэстро, Вы навсегда останетесь в памяти нашего народа!
Я и мой супруг потеряли большого друга. Одна из Ваших песен начинается словом «Помнишь»… «Yadındamı»… Помним… Yadımızdasiz…Хайям Мирзазаде…
P.S. Будучи на работе, узнала от его студентов, что отмечают день рождения Маэстро на кафедре «Композиции». Написала и подарила. Так родились эти строки в те минуты… 14 лет назад…
***
Гордый шутник…
Можно ли Вас так назвать?
Не знаю…
А может Вы и есть Ичери Шехер,
Таинство, колорит, который живет в ином измерении?
Не знаю…
А может Вы дерево,
Немножко инжир, немножко нар, немножко зейтун?
Не знаю…
А может Абшеронский ветер, который то бушует, то затихает?
То Хезри, то Гилявар, который очень любит землю, воду и огонь?
Не знаю…
А может это ковер или сказка, или вода из родника?
Не знаю…
Наверное, это и есть сама Природа, в которую мы приходим и оставляем след.
О Господи! Спасибо тебе за эту Природу, которой одарила нас.
За сказку, в которой мы живем, за воду, которая утоляет жажду.
За воздух, землю, воду и огонь, который живет в нас самих.
За деревья, которые похожи на нас самих (a может мы похожи на них).
За Ичери Шехер, который живет в Гордом шутнике и в каждом из Нас.
Да сохранит нас Аллах!
Живи Природа, живи… (05.10.2004)