В древнем г. Дербенте 31 августа состоялась церемония открытия скульптурной композиции поэта Гумри Дербенди.
В мероприятии приняли участие глава городского округа «город Дербент» Малик Баглиев, глава администрации Дербентского района Магомед Джелилов, директор Азербайджанского Государственного Драматического театра Фирдоуси Аскеров, ахунд Джума мечети г. Дербента Сеид Гашим Мертеибов, директор Дербентского музея – заповедника Али Ибрагимов, член Общественной палаты Республики Дагестан Шуми Шабатаев, председатель общественной организации «Деде Коркуд» Рафик Мовсумов, чемпион Мира по тяжелой атлетике Абы Джавадов, председатель Совета МОО АНКА г. Дербент Асадулла Пашаев, помощник депутата Народного Собрания Республики Дагестан Тельман Гаджалиев, скульптор Акиф Абасов, поэты, журналисты, общественность города.
В рамках мероприятия состоялось театрализованное и музыкальное выступление актеров азербайджанского театра. Присутствующий на мероприятии правнук Гумри Дербенди поблагодарил организаторов мероприятия за внимание и память о его прадедушке. Али Ибрагимов рассказал присутствующим о жизненном пути поэта Гумри Дербенди, отметив его колоссальный труд, который он оставил своим потомкам.
Надо отметить, что одним из самых известных поэтов, творивших на персидском языке был дербентский поэт Мирза Мухаммад Таги ибн Ибрахим Ага Мухаммад ад-Дарбанди известный как Гумри (горлица) или Гумри-е Голзар-е Хосейни (горлица хусейного цветника).
Гумри Дербенди родился в 1819 г. (1235 г.л.х.) в городе Дербенте. Он вырос в своем городе и там же прошел полный курс обучения исламской науки и риторики. Гумри с детства хорошо знал арабский и персидский языки, и это послужило причиной его глубоких знаний в области восточной (арабской, персидской и азербайджанской) литературы. Гумри был достаточно знаком и с русским языком.
В городе Тебризе (Иран) был издан первый сборник стихов Гумри на азербайджанском языке под названием «Канз ол-Масаеб» (Сокровищница скорби).
Гумри Дарбанди составил стихов. Этот сборник, который не совсем можно назвать новым, а скорее дополненный новыми азербайджанскими и уже персидскими стихами, был назван «Диван-е Камель» (Полный сборник). В «Диван-е Камель» вошло более 1200 бейтов на персидском языке.
Однако создание сборника Дивана не остановило Гумри в его творческом поиске. Он начинает сочинять новые стихи, большую часть которых составляет персидская лирика. Новый его сборник стихов, в который включены несколько касыд на арабском и, по традиции, стихи на персидском и азербайджанском языках, был назван «Канз ол-Маареф» (Сокровищница познаний). После смерти поэта в 1309 г.л.х. (1891-1892 гг.) в сборник были добавлены стихи сына Гумри Мирзы Али Аббаса, взявшего псевдоним Рийази. Сейчас рукопись сборника хранится в институте рукописей Академии наук Азербайджанской Республики.
Стихи Гумри представляют собой духовную, мистическую поэзию ислама. Они полны прекрасных, новых для персидской поэзии метафор, аллегорий. Стихи поэта представляют интерес не только в качестве материала для изучения истории персидской поэзии в Дагестане, но и как блистательный пример религиозной поэзии XVIII-XIX вв. Ирана. Изучение поэзии этого славного поэта, чьи стихи читаемы и читаются по сегодняшний день, показывает влияние суфийской и шиитской мысли Ирана на развитие суфийской и шиитской культур Южного Дагестана.