«Джаз в Азербайджане всегда находился на высоком уровне, был мощным, отличался особым стилем и исполняли его интересные и талантливые музыканты».
Легенда российского джаза – тенор саксофонист Игорь Бутман в интервью «Москва-Баку» о своей любви к «джазовому» Баку, азербайджанских джазменах и желании попробовать импровизировать с мугамом.
– Игорь, последний раз в Баку вас видели довольно давно…
– … и я очень жалею об этом! Если меня позовут, то сразу соберусь и поеду – настолько велико желание вновь оказаться в городе, где развитию джазовой культуры традиционно уделяют огромное внимание.
В советское время такие поездки осуществлять было гораздо проще – фестивалей устраивалось больше, мы все время общались с коллегами. Это напрямую связано с экономической ситуацией: сегодня музыкант не может позволить себе приехать больше, чем на один-два дня, он играет концерт и уезжает.
Пару лет назад я приезжал на Фестиваль джаза и классической музыки. Как всегда, мы выступали в бакинской филармонии в замечательном зале перед зрителем, который приучен к джазу с детства, прекрасно его понимает и любит.
– Традиции, что называется, обязывают. В СССР третьей столицей джаза после Москвы и Ленинграда считался Баку.
– Джаз в Азербайджане всегда находился на высоком уровне, был мощным, отличался особым стилем и исполняли его интересные и талантливые музыканты. Не перестаю восхищаться человеком, который основал джаз-мугам, талантливым композитором Вагифом Мустафазаде.
– Вы сами не пробовали импровизировать с мугамом?
– Для этого нужно вырасти на азербайджанской земле, слушать мугам с ранних лет. Тогда получится по-настоящему импровизировать. Если бы я это делал с музыкантами из Азербайджана, то может быть и решился.
– Что сейчас интересного происходит в азербайджанской джазовой школе?
– Появились такие громкие имена как Исфар Сарабский – блестящий пианист и композитор.
В Баку сохранилась великолепная школа академической музыки, которая славится со времен Советского Союза. Благодаря которой, лучшие джазовые коллективы бывшего Союза считали за честь выступить на бакинской сцене. Все это до сих пор в тренде, в силе. Те традиции, что заложил Вагиф Мустафазаде, начав импровизировать с мугамом, имеют прекрасное продолжение.
Делал это очень талантливо, не ради «псевдо фольклорной галочки», а очень тонко все чувствуя. Как он играл мугам, а потом и его дочь, я пока еще нигде не слышал…
Выступал дочерью Вагифа Мустафазаде на концерте, посвященном ее знаменитому отцу два года назад в Лондоне. Мы с ней хорошо поговорили тогда, многое вспомнили.
– За что любят азербайджанский джаз?
– Баку – замечательный, интернациональный город, он дал такую плеяду джазменов, которая до сих пор вызывает восхищение у всех музыкантов. Все знают блестящего пианиста Вагифа Садыхова, виртуозного импровизатора, трубача Виктора Арзу Гусейнова, остающегося, не побоюсь сказать, – одним из лучших в мире. Что здесь скромничать? Фима Гельман – уроженец Баку, контрабасист джазовый «монстр». Сейчас живет в Германии. Из новых имен – это Исфар Сарабский.
Могу сказать, что общаюсь я не только с джазовыми музыкантами. Недавно встречался с Поладом Бюльбюль оглы, он приходил ко мне на концерт, – мы давно дружим. Я очень ценю его как исполнителя, считаю, у Полада уникальный голос и сам он уникальный человек.
Чем больше таких талантливых в разных сферах и связанных с музыкой людей, тем лучше. Мы с ним подумали, а не сделать ли нам совместную программу? Речь идет не только о джазе, Полад все-таки человек классики и эстрады. Я бы с удовольствием с ним поработал.