В столице Азербайджана продолжает свою работу XIII Международный фестиваль авторской песни и поэзии. На этот фестиваль съезжаются исполнители и гости из многих стран, где любят бардов, их творчество, где следят за всеми событиями, происходящими в этой области искусства.
Бардовское движение зародилось много десятилетий назад. Ему бессчетное количество раз предрекали скорую «гибель»: скептики утверждали, что у этого жанра нет будущего. Вопреки всем прогнозам бардовская песня живет. И не просто доживает свой век в лице «шестидесятников», а полнокровно развивается. И Бакинский фестиваль в очередной раз это доказал: и в зале, и, главное, на сцене было много молодежи, хотя организаторы не ставили себе это целью – все дело в желании самих молодых прийти на этот фестиваль.
Из молодых бакинских поэтов упоминания заслуживают Сахиб Мамедов, в первый раз вышедший на большую сцену со своими философскими стихами, и уже известная бакинцам Ульвия Ахундова, в этот раз показавшая не только стихи, но и песню, которой прекрасно аккомпанировал Самир Раджабов, известнейший и любимый бард. К поколению молодежи относится и Саида Субхи, которую в Баку как прекрасного глубокого поэта знают уже давно.
К этому же поколению относится и вице-президент Клуба Авторской Песни (КАП) Баку Вафа Мамедова, лауреат нескольких фестивалей авторской песни как лучший исполнитель. Кстати, Вафа из разряда исполнителей потихонечку переходит в разряд авторов: она начала писать замечательную музыку. Например, ее песня «Мой враг» на стихи неизвестного автора после первого же исполнения завоевала признание зрителей. Во-первых, очень умелым и тонким выбором стихов, во-вторых, красивой запоминающейся мелодией. В этот раз Вафе помогал Эльхан Челябиев, обогативший Вафино выступление своей виртуозной игрой на гитаре. Это был экспромт, но создалось полное ощущение, что ребята репетировали не один день и даже не одну неделю. Вот что значит профессионализм!
Молодым исполнителем является и Наталья Капранова из Омска (в дуэте с Сергеем Олейником). «Голос-колокольчик» – так называют ее меж собой бакинские зрители. Этот дуэт уже приезжал в Баку и с самого первого выступления завоевал симпатии зрителей – и своим профессионализмов в исполнении песен, и очень вдумчивому отбору песен. Помимо классики ребята поют и мало известных авторов, знакомя нас таким образом с многогранным творчеством бардов самых разных городов и стран.
И, конечно, к поколению молодежи относится и Ирина Парошина из Тбилиси. Представлять бакинцам Ирину нет ровно никакой нужды – этого прекрасного, тонкого автора в Баку не просто любят – обожают. Ирина – обладатель многочисленных дипломов и наград различных фестивалей и конкурсов, в ее «багаже и Гран-при. Ее песни – сплав поэтической философии и великолепного исполнения. Глядя на нее, очень трудно понять, откуда у молодой женщины в возрасте слегка за тридцать могло взяться столько мудрости, глубокого проникновения в тонкие пласты бытия, такой нестандартный подход к самым обычным темам. Кто-то из зрителей назвал Ирину Парошину «Гребенщиковым в юбке». Безусловно, это отнюдь не подражание, но зритель был недалек от истины: как и у Гребенщикова, поэтические образы Ириных стихов не оставляют равнодушным никого – как бы банально это ни звучало. И чтобы понимать некоторые аллюзии, отсылы и сравнения, нужно быть, как минимум, начитанным человеком. Самое приятное, что творчество Ирины Парошиной с каждым годом становится все глубже, а образы – все богаче. Ее песни поют многие исполнители, что говорит само за себя.
Из более старшего поколения можно отметить Дмитрия Курилова из Москвы. Это – один из немногих «дипломированы» бардов – не в том плане, что он обладатель множества дипломов с различных фестивалей, а в том, что он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи». Как и диссертация, его творчество делится практически поровну на шуточные песни и песни глубоко лиричные и социальные. Как совмещается в одном человеке такая многогранность? Ответ простой: все дело в таланте. А таланта у Дмитрия хватает на все направления жанра, да еще и на прозу.
Нельзя не отметить и Эльдара Асадова, бакинца, ныне живущего в Москве. Его творчество сложно назвать типично бардовским. Скорее, его песни тяготеют к року, к панк-року, но ярлыки и пресловутые «измы» – дело критиков и бардоведов, мы же может отметить лишь крайне нестандартные образы, необычные поэтические решения. Многие отмечают сложность восприятия его песен. Да, наверное, это так, и стихи Эльдара лучше читать, чем слушать, однако кто сказал, что авторская песня – это просто? Жанр подразумевает, прежде всего, работу души, а это никогда не было легким делом.
На этом концерте Эльдар сильнее всего поразил публику самой первой песней, которую условно можно назвать «Молитва»; ее исполнение сопровождалось лишь звоном колокольчика. Когда песня закончилась, в зале несколько секунд стояла полная тишина – настолько сильным было потрясения: народ не понял, что это и как нужно реагировать. И лишь потом – гром аплодисментов.
Выбивается из разряда «классический бард» и Самир Раджабов. У авторской песни много направлений, много течений и ответвлений от основного древа. Этим жанр и хорош – в нем нет устоявшихся рамок. И лишь эти ответвления позволяют жанру развиваться и жить. В стагнации – смерть. Самир Раджабов идет наперекор некоторым устоявшимся стереотипам, его поэзия – пример нестандартного подхода к привычным темам, строчки из его песен становятся цитатами, его стихи переводятся на английский и другие языки. Это означает, что те темы, что Самир поднимает, близки всем вне зависимости от места проживания. Помимо прекрасной поэзии нельзя не отметить и такое же прекрасное, по-настоящему профессиональное исполнение.
Как правило, Самир выступает в дуэте с Эльханом Челябиевым. Однако кого-то главного в дуэте нет – два этих старинных друга взаимодополняют друг друга, меняются местами, становясь то солистами, то аккомпаниаторами. В этом концерте было то же самое. Совместно выступление началось композицией Эннио Морриконе из фильма «Плохой, хороший, злой». Ну совсем не авторская песня! Однако с каким восторгом была воспринята композиция зрителями! Про то, что она была исполнена в высшей степени профессионально, можно даже не говорить: создалось ощущение, что на сцене не две гитары, а целый оркестр.
Такой нестандартный ход был оправдан: концерт к тому времени шел почти пять часов (!), и по законам драматургии нужно было дать возможность зрителям переключиться, ведь воспринимать поэзию, да и любую другую информацию больше двух часов очень трудно – внимание рассеивается, каким бы любителем авторской песни ты ни был.
А дальше праздник песни и высокой поэзии продолжился. Помимо известных и уже любимых зрителями песен Самиром Раджабовым и Эльханом Челябиевым были исполнены и новые песни. Эльхана бакинская (и не только) публика любит просто невероятно! И за безмерное обаяние, и за талантливейшие песни, и за виртуозное исполнение – как вокальное, так и инструментальное. И еще: Эльхан – единственный азербайджаноязычный бард в КАПе. Его песни на родном языке уже давно стали хитами. Кстати, у ребят вышло много видеоклипов, написанных как на песни Эльхана, так и на песни Самира, и видеоклипы тоже являются хитами.
Кстати, из общей канвы жанра выбивались не только уже упомянутые авторы, но и поэт Инеш Буре из Москвы. Подача ее стихов напоминала скорее пластическую композицию, нежели стандартную подачу поэтического текста.
А закончить хочется началом. В самом начале концерта на сцену вышел Михаил Гусман. Кто такой, представлять не надо никому – ни в Азербайджане, ни в России, ни в других странах. Достаточно сказать лишь одно: в Баку Михаил Гусман прилетел буквально на несколько часов – чтобы лично поздравить Александра Моисеевича Городницкого. В своем выступлении Михаил Гусман с гордостью сообщил, что Городницкий посвятил ему аж три стихотворения. И если перефразировать еще одного корифея жанра, то Гусман может смело сказать про себя: «Мне есть, чем оправдаться перед Всевышним». Впрочем, не только в области искусства и поэзии.
Ну а дальше на сцену поднялся сам Александр Моисеевич, что не было запланировано организаторами, и спел пару песен, в том числе на стихотворение, посвященное Михаилу Гусману. Этим и хорош жанр, этим и хорош фестиваль, что позволяет различные импровизации, что в нем нет уже упомянутых рамок. И, конечно, можно не говорить о том, что выступление Городницкого было встречено бешеными аплодисментами.
В заключение хотелось бы еще раз поблагодарить министерства Культуры и Молодежи и спорта Азербайджанской республики, а также компанию медицинского страхования «А-group», ставшую Главным спонсором фестиваля. Не перевелись еще меценаты в Азербайджане, и слава Богу! Низкий им поклон!
Оксана Буланова