Колюбакинская площадь в Баку возникла в 60-х гг. XIX в. по инициативе бакинского губернатора М. Колюбакина и потому ее назвали в его честь. Еще ее называли Парапет. В принципе, парапет – это ограждение. Видимо, парапетом называли оградку вокруг Колюбакинской площади, вот и прижились два названия.
Вообще-то создать что-то на территории запущенного пустыря планировалось аж с 1806 г. – сразу после того, как Бакинское ханство вошло в состав Российской империи.
Но эти планы оставались пустым звуком до 1859 г., когда Баку получил статус губернского города. Теперь действия местных властей стали более целенаправленными и организованными, да и само пространство к северу от Ичери-Шехер стало активно застраиваться. Поэтому появление площади, которая должна была бы стать организующим элементом делового, торгового и общественного центра Баку, стало неизбежным.
В 1864 г. был сформирован генеральный план застройки города, и пустырь на нем был обозначен как площадь для учений, шествий и плац-парадов. Он был ровный, обширный и вполне годился для этих целей.
В дальнейшем подобные мероприятия на самом деле там проводились – но по выходным и праздничным дням, а в будние дни на Парапете собирались женщины легкого поведения. Что и определило нарицательное значение у названия “Парапет”. Говорили, что такого рода женщины собирались там и в последующие десятилетия – вплоть до времен поздней советской власти.
Ш.Фатуллаев в своей книге “Градостроительство Баку XIX – начала XX веков” относит начало застройки площади к 1868 г., но дома вокруг площади начали появляться раньше, что и послужило, собственно, началом формирования пустыря.
Автор проекта застройки – бакинский городской архитектор Касым-бек Гаджибабабеков. Он был, кстати, первым из азербайджанцев, кто работал в государственных и общественных учреждениях в области архитектуры и градостроительства.
Им были построены двухэтажный караван- сарай (впоследствии музей им. Низами), еще один двухэтажный караван-сарай, ставший кинотеатром “Араз”, жилые дома вокруг Парапета на Кривой улице (позднее “растворившейся” в площади) и Цициановский сквер.
При этом на Парапете не было построено чего-то грандиозного, что послужило бы центром архитектурной композиции, доминантой, подчинившей себе все остальные здания.
Поэтому основной достопримечательностью площади являлось ее расположение в самом центре города и возможность вмещать в себе огромные толпы людей.
Сама структура площади, ее композиция была строго симметричной (осевая симметрия), и эта структура определила положение одной из первых и ведущих улиц форштадта (поселения вне крепостных стен) – Армянской улицы (позднее улицы Мирзы Ибрагимова). На этой улице была позднее построена церковь, ставшая некой доминантой площади.
Случилось это в 80-х гг. В начале 80-х остро встал вопрос о постройке очередного православного собора, и экзарх Грузии (экзархам назывался церковный сан, впоследствии получивший наименование патриарха) выбрал для постройки храма Парапет.
Но это посчитали не очень хорошей идеей, потому что площадь для постройки была маленькой – меньше одного гектара. Поэтому грандиозный православный собор имени Александра Невского был возведен на месте, где позднее появились школы №189 и №190.
Кроме этого, на площади планировали возвести памятник Александру II – там, где позднее появился памятник Низами. Планы эти были настолько серьезными, что Парапет даже стали неофициально именовать в прессе Императорской площадью.
Но и для памятника плошать застройки была маловата – если исходить из масштабности замыслов. Армянскую же церковь св. Григория Просветителя все-таки возвели – в 1887 г. (дата дана на основе армянских источников.) Маленькая территория армянскую общину не испугала – главное, что их храм будет красоваться на центральной площади города.
Еще на Парапете частные лица добивались разрешения Думы построить здание Народного театра, но эта идея тоже была отклонена. А вот вопрос об озеленении площади был рассмотрен и решен положительно, потому что с зелеными насаждениями на Парапете было, скажем так, слабовато. Не считая Цициановского сквера, не было практически ничего.
И вот в 1891 г. городской архитектор А.С.Кандинов представил проект Колюбакинского сквера. Проект Кандинова был хорошо увязан с городской планировкой пешеходного движения. Дума предложила разделить сквер на четыре части – по кругу в квадрате.
В 1894 г. начались подготовительные работы по озеленению того участка, где все-таки задумывали возвести памятник Александру II. Планировали выписать деревья из Боржоми, Тифлиса и других городов, но средств на это не хватило. После же Октябрьского переворота вопрос о постройке памятника был, естественно, с повестки дня снят.
Сквер на площади был все-таки возведен. Закладку его производили четыре года – с 1914 по 1918 г. Т.к. примерно в это же время проводился и Шолларский водопровод, то регулярный и обильный полив переставал быть проблемой.
Но зелень все-таки была довольно скудной. Росла она по периметру площади, оставляя ее центр свободным. Если учитывать правильную симметрию площади, чахлую зелень, невыразительные по рисунку ограждения, то картинка получается не ахти – сухого и казенного вида, неуютная и невыразительная. Бакинцы в тот период иронически называли новый “сад” “Сухим” или “Бесплодным”.
Кстати, “Бесплодный сад”, то есть Парапет, в советское время (начало 20-х) был переименован в сад им. Карла Маркса.
Считалось, что даже памятника автору “Капитала” на Парапете никогда не было. Однако это ошибка. В 1920 г. Яков Кейлихис (автор первого – стоящего – памятника Сабиру) создал небольшой памятник Марксу.
В 50-х гг. под руководством архитектора И.Тихомирова была осуществлена полная реконструкция Парапета (сада имени Карла Маркса). В результате площадь превратилась в уютный, зеленый и тенистый сквер, связанный с небольшими старыми скверами у Дворца печати и здания библиотеки.
В 60-х площадь украсила величественная пальма – “подарок из Африки” тогдашнему мэру Алишу Лемберанскому. По площади перестал ходить трамвай, зато появился духовой оркестр, под звуки которого летними вечерами в вальсе кружились пары.
В 70-е на площади находилось популярное кафе “Наргиз”, где снимались эпизоды фильмов “Где Ахмед?”, “Человек амфибия” и др. Именно в “Наргиз” певица спела ставшую культовой песню “Эй, моряк, ты слишком долго плавал!”
Новая еще более масштабная реконструкция площади состоялась в 1984 г. Ландшафтным дизайнером был талантливый архитектор-художник Р.Сейфуллаев, значительно видоизменивший планировку Парапета.
Появились бетонные плиты приятного красноватого оттенка, иначе стали выглядеть террасы и ступени, окантованные белым камнем, крупные квадраты для цветников также были выполнены из белого камня.
Было проведено существенное обновление зеленых насаждений и началось каскадное озеленение. Раскрылся вид на некогда малозаметную группу экзотических пальм, выигрышно стали смотреться деревья с широкими кронами.
Но самое главное: площадь Фонтанов украсили собственно фонтаны, и она поменяла свое название. Ее главным украшением стал изящный и выразительный фонтан со скульптурными композициями на литературные темы.
Оксана Буланова
Материал является частью серии «Тайны Баку»
Количество просмотров: 4 445