Это правило — фундамент воспитания во всех семьях. Оказывается не во всех.
Армянский музыкант национальный герой Армении, худрук и главный дирижер Национальной академической капеллы Ованнес Чекиджян, детство которого прошло в Стамбуле, так не считает.
«В память дирижера Ованеса Чекиджяна врезались запреты, которые он не должен был нарушать в детстве, когда жил в Стамбуле. 93-летний маэстро рассказывает, что отец был очень строгим человеком и в то же время большим патриотом, поэтому, будучи мальчиком, он часто сидел дома взаперти: не имел права играть с детьми-турками.
«Вы удивитесь, но наш порог не переступала нога турка. Только однажды, когда зашли записать показания счетчика», — рассказывает он». (ru.armeniasputnik.am)
По его словам, 60-70 лет назад права армян не нарушались на государственном уровне, но если нужно было получить, например, какой-нибудь документ, чиновники, видя перед собой армянина, говорили: «приходи завтра».
Только в Стамбуле люди сталкиваются с чиновничьим произволом? А в Ереване все в ажуре с этим вопросом?! В Москве не совсем. Да и не только в Москве. В Баку можно с этим не раз столкнуться. При чем тут национальность?
Принципиального несогласия с нынешней государственной политикой, ведущей к сближению Армении и Турции, у известного музыканта нет. С соседями надо иметь хорошие отношения, считает он, так как тяжело жить в постоянной борьбе. Тем не менее, есть у него существенная отговорка.
«Я не могу дружить с тем, кто с детства уверен, что попадет в рай, если убьет армянина. Вот как мне дружить с таким человеком? Я не говорю, что надо жить в изоляции, но с человеком, который будет искать повод убить меня, как мне с ним дружить?», — недоумевает маэстро.
Когда отец пытается вбить в голову детей, что человек с улицы, по национальности турок — его враг, в голове создаются монстры, жаждущие его смерти.
Можно привести пример этих высказываний на государственном уровне? Конечно, нет!
Например, фашистский холуй Нжде говорил и многие брали его слова девизом : «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком». И что? Каждый представитель тюркского сообщества (это турки. Азербайджанцы, узбеки, казахи …) должен видеть в каждом армянине убийцу?!
Далее, этот музыкант, так и не сумевший вырваться из впитанного еще в детстве национал-шовинистического мышления, вообще несет какую-то ахинею.
«Маэстро вспоминает, что когда в 1961 году вместе с супругой приехал в Ереван, на них смотрели, как на пришельцев, так как оттуда сюда даже птицы не залетали.
В то время в Советской Армении часто слушали по радио музыку из Баку. Все билеты на концерт Зейнаб Ханларовой продавались за час.
«Не было ни приказа, ни распоряжения, народ сам потихоньку отдалился от этого. Сегодня никто не слушает музыку из Баку», — с удовольствием констатирует маэстро.
Плохо, когда музыкант, которому уже 93 года, не понимает, что культура любого народа создается в недрах своего народа, но получает мощное развитие путем сопряжения культур других народов. В свое время великий Узеир Гаджибеков впитал в России основы русской и мировой музыкальной культуры, что позволило ему на основе азербайджанской национальной музыкальной культуры заложить фундамент классической азербайджанской музыкальной культуры.
Может старому музыканту надо было бы ознакомиться с мыслями выдающихся армянских композиторов. Так говорил Арам Хачатурян;
«Музыка Гаджибекова до сих пор оказывает плодотворное влияние на развитие музыкального творчества народов Востока как в нашей стране, так и за рубежом.
Узеир Гаджибеков был для меня учителем и вдохновителем в творческих исканиях. Когда я начинал свой путь в искусстве, этот авторитетный и умный человек, замечательный композитор поддержал меня, одобрил линию, которую я выбрал».
Азербайджанская музыка сыграла огромную роль в формировании армянской классической музыки.
Вот перечень наиболее крупных музыкальных достижений Армении в 20-40 годы прошлого столетия, отмеченные в соответствующих разделах, посвященных Армянской ССР в «Истории музыки народов СССР»: Н.Тигранян: — «Баяты-Шираз» (обработка); А.Спендиаров — «Ереванские этюды: сюита», часть 1, танец «Энзели», «Гариб-блбул», симфоническая обработка песен Саят-Новы. Все эти произведения тесно опираются на фольклорные корни азербайджанской музыки. Не говоря уже об опере «Ал- маст» А.Спендиарова, о балетах «Спартак» и «Гаяне» А. Хачатуряна, опере А.Тиграняна «Ануш» и опере «Сафа» А..Маиляна и других произведениях армянских композиторов, влияние на творчество которых великого Узеира Гаджибекова неоспоримо.
Поэтому армянские почитатели музыки с удовольствием слушали произведения азербайджанских композиторов, музыкантов, исполнителей.
И радоваться, что армяне перестали слушать «враждебную» музыку, просто не понятно для нормального человека.
Мне представляется, что все это временное явление в жизни армянского народа.
На смену идет новое поколение, которое избавится от всего того, что наносит вред развитию армянской культуры.