Несмотря на то, что 10 ноября руководство Армении, подписав трехстороннее соглашение, запросило мира, политические страсти в стране не утихают. Если до недавнего времени эпицентром массовых выступлений оппозиции с требованием отставки Никола Пашиняна была столица Армении и между прочим древний азербайджанский город Ереван, то сегодня центр сместился чуть южнее — в область Сюник или древний азербайджанский регион Зангезур.
Описание политических страстей в этом регионе не является целью данной статьи. Отметим лишь то, что после оккупации при помощи своих покровителей Нагорного Карабаха и 7 прилегающих к нему районов Азербайджана захватчики провели на наших землях новое административное деление, в результате чего ряд высокогорных сел и, следовательно, стратегических высот в Кельбеджарском и Зангеланском районах Азербайджана был включен в состав Армении.
Вторая Карабахская война, начатая в результате новой агрессии Армении с целью захвата новых азербайджанских земель под гордым лозунгом «новая война — новые земли» закончилась, однако, позорным бегством с поля боя тех фидаинов, которые в мирном Ереване перед военкоматами клялись расширить территории Армении до Каспийского моря. Армяне искренне верили в то, что азербайджанские тюрки выполняют их завет — еще более усиленно учатся плавать, готовясь переплыть Каспийское море при успешном наступлении армянских фидаинчиков с целью «вернуться» на Алтай или в Монголию. А в действительности, в Азербайджане готовили скалолазов…
Согласно трехстороннему договору от 10 ноября восстанавливается территориальная целостность Азербайджана и армяно-азербайджанская граница.
Таким образом, те села, которые искусственно были включены в состав Армении — точнее, провинции Сюник, после оккупации Арменией 20 процентов территории Азербайджана, должны по соглашению отойти обратно к Азербайджану.
А было время, когда весь Сюник или Зангезур был азербайджанским. Этот регион всегда принадлежал Азербайджану. Население его составляли исключительно азербайджанцы.
Первые сведения относительно ранней истории Сюника относятся к раннему средневековью. Согласно источникам раннего средневековья, Сюник был заселен тюрками — предками нынешних азербайджанцев.
Интересно, что в первое время Сюник в состав древнего азербайджанского государства — Кавказской Албании, не входил, будучи отдельной тюркской единицей. Тогда как, как известно, сама Кавказская Албания была полиэтническим государством, образованным не каким-то однородным элементом, а при участии 26 племен, о чем говорит в своей «Географии» древнегреческий ученый I века до н.э. — I века н.э. Страбон.
Что касается Кавказской Албании, то ее наследниками являются потомки всех древних народов Азербайджана, включая потомков тюрков и вайнахских народов Азербайджана. Что же до Сюника, то его населением являлись исключительно тюрки, равно как и Нахчывани.
В раннем средневековье Нахчывань называлась страной маров. Сюник, следовательно, был связующим звеном между Кавказской Албанией и Нахичеванью. Таким образом, если население Кавказской Албании частично было тюркским, то население Сюника и Нахичевани практически полностью составляли древние тюрки.
В данной связи важно отметить, что еще одним фактором тюркского составляющего населения Сюника является то, что владетели Сюника добровольно приняли вассальную зависимость от династии Мехранидов, которые, как известно, были из племени тюрков-сабиров.
Отталкиваясь именно от тюркского фактора албанский правитель с тюркским именем Джаваншир (Cavan — молодой, şir — лев) женился на дочери одного из сюникских князей.
После подчинения Кавказа арабам правитель Халифата и первый представитель династии Омейядов Муавия I подчинил Сюник Джаванширу.
Напомним, что все действующие лица на тот момент в регионе были христианами. Именно Албанский католикосат обладал правом назначать епископов в Сюнике. Что же до распространения христианства, то этот процесс связан с именем апостола Варфоломея.
Еще одним подтверждением тюркского составляющего как населения, так и в названии Сюника, является то, что в корне другого названия провинции Сюник — Сисакан есть намек на саков. А саки, как известно, были тюркским племенем.
Этого мнения придерживался Николай Марр, а азербайджанский ученый и исследователь Гияседдин Гейбуллаев считал сисаков одним из ответвлений саков.
В 387 году Сасаниды, правившие в Иране в 226-651 годах, и римляне разделили между собой тюрко-парфянский регион Армениа. Само слово «Армения» переводится исключительно с тюркских языков и означает «Ər» — мужчина, воин; «mən» — я; т.е. страна тюркских мужчин или воинов. В ходе раздела тюркская провинция Сюник вошла в состав Сасанидского государства. Сасаниды включили провинцию Сюник в состав нового Эрменийского марзбанства. Тюрок-христианин Васак Сюни был назначен первым марзбаном Сюника.
При власти арабов Сюник продолжает оставаться в составе Эрмениййи — арабизированное и иранизированное название Армениа.
В 20-х годах IX века арабы организуют поход против мятежного тюркского правителя Сюника Васака Сюни. Но ему на помощь приходит азербайджанский полководец и организатор масштабного антиарабского восстания Бабек, который помогает Васаку Сюни одержать над арабами победу.
X век также запомнился очень серьезной и кровопролитной борьбой сюникских правителей за Нахичевань. Здесь их интеоесы столкнулись с интересами правившей в то время в Азербайджане другой династии Саджидов (879-941). Впоследствии Сюник на непродолжиьелтное время оказывается пол властью Саджидов. После смерти Абульхейджа — правителя Саджидов — Сюник вновь становится независимым.
В XI в период нашествия сельджуков Сюник подчиняется новым завоевателям совершенно без какого-либо сопротивления. Алп Арслан в качестве наместника в провинцию назначает представителя албанского княжеского рода Сенекерима.
В 1230 году Сюник после упорного сопротивления попадает в зависимость от монголов.
В 14 веке Сюник дважды подвергался очень серьезному нашествию. Так, в 1380 году на эту азербайджанскую провинцию напал золотоордынский хан Тохтамыш, в 1387 — Эмир Тимур.
В 1501 году после создания Сефевидской империи население Сюника снова попросилось в состав этого азербайджанского государства. Сюник был включён в состав Карабахского беглярбекства. По итогам первого этапа сефевидо-османских войн согласно Амасийскому мирному договору Сюник остался в составе Сефевидского государства. По итогам второго этапа — в 1590 году — в соответствии с условиями Стамбульского мира Сюник вошел в состав Османского, а в 1639 — по условиям мира в Гасри-Ширине — снова в состав Сефевидского государства.
Примечательно, что несмотря на то что Сюник входил то в состав одного мусульманского государства, то в состав другого, традиции христианства здесь утеряны не были. Здесь сохранились древние азербайджанские христианские храмы.
В 16-17 веках начинается заселение региона армянами. В Эчмиадзине учреждается армянский католикосат.
В 1699 году под руководством Исраила Ори — чьи армянские предки поселились в тюркской провинции Сюник лишь около 100 лет назад, начал готовиться к восстанию против Сефевидского государства с целью создания в этих краях первого в истории армянского государства. Уже в 1720 году происходит массовое армянское антиазербайджанское восстание под руководством Давид-бека. Выступление было наспех организовано в условиях османского нашествия в регион и потому Давид-беку пришлось воевать с обеими империями одновременно. Но повстанцам сопутствовал успех. Восстание пойдет на спад лишь в 1730 году, через несколько лет после смерти Давид-бека. Надир-шах признает Сюник полунезависимым регионом уже под руководством армян. Южный Сюник — Зангезур — войдет в состав Карабахского ханства.
В 1805 году в соответствии с условиями Кюрекчайского договора Сюник вместе с Карабахским ханством, в состав которого он входил, вошел в состав Российской империи.
В 1849 году Сюник вместе со своим тюрко-азербайджанским населением был включен в состав Иреванской губернии.
В марте-апреле 1918 года Сюник постигла невиданная доселе трагедия. Армянские банды Андраника Озаняна и Гарегина Нжде организовали и осуществили массовую резню азербайджанского населения в рамках геноцида азербайджанского народа.(было разрушено более азербайджанских 190 сел и населенных пунктов, уничтожено более 50 тыс азербайджанцев, за что Нжде в Армении был назван героем армянского народа и замечен гитлеровскими головорезами — курсив мой!)
В ходе геноцида вырезали не только население, но и уничтожали памятники материальной культуры.
На этом трагедия Сюника, его коренного азербайджанского населения и особенно его южной части — Зангезура — не закончились. В 1920 году — после установления советской власти в Азербайджане и Армении — Кавказское Бюро Компартии без ведома и согласия большевистского руководства приняло решение о передаче Шарур-Даралайазского региона Нахичевани Армении. Зангезур и Карабах же были объявлены спорными территориями.
Позже — 30 ноября — Армении был передан Зангезур.(с циничной формулировкой — «Проявляя добрую волю, азербайджанское правительство добровольно передало Армении территорию Зангезур! -курсив мой!)
В конце 80-х — начале 90-х первые беженцы из Армении появились в Азербайджанской Республике именно из Зангезура — это были азербайджанские, но искусственно арменизированные районы Гафан, Мегри и др. К 1991 году в Зангезуре не осталось ни единого азербайджанца, армянские «интернационалисты» изгнали из Сюника и Зангезура — этих некогда азербайджанских регионов — всех азербайджанцев до единого. Керим Султанов