До начала 2020-2021 учебного года в Азербайджане остались считанные недели. Если раньше уже в начале августа начинались приготовления к учебе, когда родители покупали детям форму, рюкзак и школьные принадлежности, то сейчас мы наблюдаем застой в этом «традиционном ритуале». А всему виной новая коронавирусная инфекция (COVID-19), из-за которой в марте текущего года был прерван учебный процесс, пугающая оставить детей за бортом школьных стен на неопределенное время.
Неопределенность заставляет нервничать родителей. В течение долгих месяцев из-за карантинного режима, применяемого в целях недопущения распространения опасной заразы, они наблюдали за тем, как их чада маются, пытаясь привыкнуть к новой форме обучения – телевизионным урокам и «Виртуальной школе». Пройдя этот «тернистый путь», все с облегчением вздохнули, когда начались каникулы (правда, многие дети отдыхали уже с марта).
Забыв на какое-то время о школе, мамы с папами вновь активизировались. Для «жарких» дебатов была выбрана социальная платформа Facebook. И тут понеслось… Одни со 100%-ой уверенностью говорили о переходе на дистанционное обучение, другие считали, что Министерство образования страны уже разработало некий «план действий», предусматривающий несколько форм обучения. Однако среди разделившегося мнения было одно общее желание – возобновление учебного процесса.
Верны ли предположения завсегдатаев социальной сети, или учебный год, несмотря ни на что, начнется в свое привычно время – 15 сентября? На эти и другие вопросы Vesti.az попытался ответить член парламентского комитета по науке и образованию Шахин Сеидзаде.
«15 сентября в Азербайджане начнется новый 2020-2021 учебный год. Важно помнить, что занятия никто не отменял. Однако в каком формате они будут проходить, пока не известно. Сейчас Минобразования, изучая опыт зарубежных стран, работает над разными сценариями. Естественно, самый идеальный — возвращение к традиционной форме обучения. Возможен также некий вариант, когда по географическим и другим критериям планируется частичное восстановление привычных занятий. К самому последнему и не желательному варианту относится полный переход на дистанционную и другую форму обучения. Как бы все не противились ему, сейчас весь мир видит в нем оптимальное решение», — пояснил наш собеседник.
По словам Ш. Сеидзаде, пандемия является глобальной проблемой. Азербайджан, как и 190 стран мира, ведет борьбу с этой напастью.
«Азербайджан — одна из первых стран, приостановившая традиционную форму проведения занятий во всех учебных заведениях. Именно поэтому статистические данные показывают, что среди инфицированных практически нет детей. Контингент, вовлеченный сегодня в систему образования, насчитывает приблизительно 2 млн. человек, из которых 1,5 млн. – это учащиеся и педагогический состав школ. Мы смогли защитить их, перейдя во время карантинного режима на альтернативную форму обучения, что является важным достижением», — заявил парламентарий.
Депутат утверждает, что возвращаться к традиционной форме обучения не будет правильным, пока Оперативный штаб при Кабинете министров страны и Минобразования не будут уверены на 100% в безопасности детей, педагогического состава и других участников, вовлеченных в образовательный процесс.
«Первостепенным является вопрос не открытия школ, а обеспечения безопасности наших детей. Думаю, ни один родитель не будет рисковать здоровьем своего чада, если будет существовать хотя бы 1% опасности заражения вирусом», — считает он.
Говоря о дистанционном обучении, Ш. Сеидзаде пояснил, что оно не является полным взаимозаменяемым форматом традиционного образования.
В мире нет успешного опыта и практики, когда в государственных школах преподавание полностью было дистанционным. Однако применение такой формы обучения в высших учебных заведениях полностью или частично допустимо. Для общеобразовательных учреждений это достаточно неэффективная форма обучения, особенно в начальных классах, так как здесь требуется совершенно иной подход. Поэтому, исходя из сказанного, хочу еще раз подчеркнуть, что сегодня дистанционное обучение должно рассматриваться лишь как выход из сложившейся ситуации. Это своего рода вынужденный шаг при отсутствии альтернативы», — резюмировал наш собеседник.
Между тем, эксперт в сфере образования Кямран Асадов рассказал о предложениях, разработанных для проведения занятий в школах.
«Чтобы уменьшить плотность детей в общеобразовательных учреждениях на 50%, необходимо проводить занятия через день. Например, для учащихся V, VII, IX и XI классов уроки должны проходить в понедельник, среду и пятницу, для детей VI, VIII и X классов – во вторник, четверг и субботу», — сказал эксперт.
К. Асадов считает, что урок в разных классах должны длиться меньше 45 минут. К примеру, в начальных — 25 минут, V—IX классах – 30 минут, X—XI классах – 35 минут.
«Что касается перемены, то ее необходимо увеличить с 5 до 10 минут, а 10- минутные перерывы довести до 15 минут. За это время школьники должны перекусить, воспользоваться уборной, погулять на чистом воздухе. А самое главное, мыть руки с мылом или обрабатывать их антисептиками, а также пользоваться гигиеническими средствами», — подчеркнул эксперт.
На этой неделе Минобразования проведет брифинг в Оперштабе, на котором будут даны ответы на интересующие всех вопросы касательно учебного процесса. Возможно, будет принято определенное решение. Однако, как его воспримет общество, остается под большим вопросом.
Как бы то ни было, мы не должны забывать о том, что, несмотря на стабильную эпидемиологическую ситуацию в Азербайджане по коронавирусу, инфекция все еще не побеждена. Зараза не дремлет, поэтому и мы не должны расслабляться. Как говорят, «из двух зол всегда выбирают меньшее. Уверены, каждый из нас сделает правильный выбор, если на кону жизнь и здоровье будущего поколения страны.
Количество просмотров: 3 730