Сокровища Карабаха

В Музее ковра Азербайджана выставлены ценные азербайджанские ковры, привезенные из парижского Лувра
Отныне за исключительные заслуги в области охраны и пропаганды коврового искусства нашей страны Музей ковра Азербайджана несет статус «национальный». Это результат плодотворной и неутомимой деятельности сотрудников музея, направленной на популяризацию азербайджанского коврового искусства как явления самобытного и уникального, которое внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2010 году.
Первый в мире
Азербайджанский национальный музей ковра был основан в 1967 году, став первым в мире специализированным музеем по сбору, сохранению и изучению ковров. С 1967 по 1993 год музей именовался Азербайджанским государственным музеем ковра и народно-прикладного искусства, с 1993 по 2014 год — Государственным музеем ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова, с 2014 по 2018 год — Азербайджанским музеем ковра, а с 2019 года — Азербайджанским национальным музеем ковра. Его первая экспозиция была открыта в 1972 году в Джума-мечети на территории древней крепости города Баку — «Ичеришэхэр». Музей является сокровищницей азербайджанской национальной культуры, демонстрируя ковер в тесной взаимосвязи с другими видами традиционного искусства Азербайджана. Его коллекция содержит около 14 000 экспонатов — ковры, вышивку, одежду, медно-чеканные изделия, предметы ювелирного искусства, современные работы из стекла, дерева, войлока. Музей является научным центром по изучению и развитию азербайджанского ковра. Он участвовал в организации ряда крупных международных симпозиумов по азербайджанскому ковру. Первый симпозиум прошел в Баку под эгидой ЮНЕСКО в 1983 году. Последующие три симпозиума — в 1988, 2003, 2007 годах, последний из которых состоялся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В 2008 году, в соответствии с указом президента Азербайджана Ильхама Алиева, началось строительство современного здания Музея ковра, а в августе 2014 года открылась его новая экспозиция. Музей активно развивает отношения со многими влиятельными международными организациями, такими как Европейская текстильная сеть, Европейский музейный форум, Международный совет музеев, ЮНЕСКО и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ.
В гости на Родину
Авторами роскошного — в виде свернутого ковра — здания стали австрийские архитекторы Франс Янс и Валтер Мари. Здание и правда роскошное: просторное, светлое, многофункциональное. Здесь наряду с постоянно действующей экспозицией азербайджанского ковра периодически организуют и проводят текущие выставки, предоставляющие посетителям дополнительную информацию о популяризации традиционного азербайджанского искусства ковроткачества за пределами страны. В этот раз в музее проходит выставка под названием «Культурное наследие Азербайджана в Луврском музее». А это значит, что из Парижа в Баку, из музея Лувра в Национальный музей ковра прибыл очень «капризный» и «хрупкий» груз — три древних азербайджанских ковра, сотканных вXVIII-XXвв. в Карабахе и Ширване, принадлежащих к традиционной стилистике Карабахской и Ширванской зон: «Челеби», «Ханлыг» и «Аждахалы».
Как правило, такого рода экспонаты редко покидают пределы своего обитания. Это связано с тем, что условия транспортировки древних предметов текстильного происхождения, а также пространство, в котором они будут затем находиться, могут нанести непоправимый вред многовековому текстилю. Однако условия нашего музея, оборудованного по последнему слову технологических требований, обеспечивают необходимые и надежные условия экспонирования этих уникальных предметов национального искусства. Переговоры между музеями велись с 2016 года и завершились открытием выставки в начале июля 2019 года. Экспозицию посещают туристы из разных стран, которым квалифицированные экскурсоводы рассказывают на русском, азербайджанском, английском, арабском, французском языках об искусстве ковроткачества в Азербайджане, о сохраняющихся традициях, о закодированных в орнаментах посланиях наших предков, о современном ковроткачестве и молодых художниках — мастерах, которые продолжают развивать этот вид традиционного искусства Азербайджана. К услугам посетителей и аудиогиды. Но «путешествие» по закоулкам истории возникновения ковровых традиций Азербайджана с экскурсоводом гораздо интереснее, чем с аудиогидом. Всегда можно задать вопрос, уточнить, переспросить, и вам терпеливо объяснят, расскажут еще раз, как это сделала для нас Айгюн ханым Аббасова, завотделом по культуре и образованию.
Ковер «Ханлыг»
Название связано с селением Ханлыг в Губадлинском районе. Ковроткачество в этой зоне имеет древнюю историю и традиции, которые сохраняются по сей день. Созданная еще во времена древних тюркских племен композиция с использованием традиционных элементов «гёль», «михраб», «башлыг», «готазлы бута», «джах», «ашиг» типична для карабахских ковров. Как и цветовая гамма с применением белых, красных, охристых, бордовых, бледно-розовых, синих, зеленых, голубых тонов. В кайме — элементы, обозначающие дракона. В обрамлении основной композиции — танцующая бута. Если присмотреться, то она и правда танцует! И не одна. Между элементами такой буты — растительный орнамент из цветов. Кажется, что цветы и бута, взявшись за руки, танцуют яллы!
Ковер «Аждахалы»
Название означает «Драконовый». В центре ковра расположена «драконовая бута» («аждахалы бута»), которая символизирует силу защитника и хранителя жизни. Рядом — цветок кувшинки («су занбагы»), обозначающей изобилие и зарождение жизни. Ковры такого типа по своей типической стилистике производились в Шуше, Барде, Нахчыване и Ширване. В кайме ковра использованы орнаменты, которые тоже символизируют дракона-защитника: «ярлаг», «шамданлы», «мешель». Цветовая гамма — это нити карминного, белого, желтого, синего, охристого цветов. В орнаменте двух крайних медальонов, если присмотреться, можно увидеть черты мужского лица с явно восточными признаками: борода, надбровные дуги, овал лица, головной убор. Интересно, о чем думал человек, который ткал этот ковер? Мы ведь не знаем, кто именно его создал. Но ковру суждено было пережить и своего создателя, и своего хозяина, и оказаться в далекой заморской стране, чтобы доставлять эстетическое удовольствие людям другой культуры.
Ковер «Челеби»
Это самый яркий и нарядный ковер из трех представленных на выставке. Яркие, не приглушенные, как в двух предыдущих экспонатах, традиционные для этой группы карабахских ковров тона: темно-синий, белый, желтый, зеленый, красный, черный, синий. Эти ковры ткались нашими предками в селениях Карабаха и в селе Челеби (в 10 км к востоку от Барды). Характерные для этого ковра элементы «гёль» расположены в центре срединного поля. Элементы «челеби» («гюнеш»), обозначающие «солнце», традиционно и широко распространены в ковроткачестве этого района Карабаха. Кайма состоит из звездообразных элементов той же цветовой гаммы, что образует большое поле ковра, выгодно обрамляя центральную композицию и усиливая ощущение радости жизни, исходящее от цветового решения изделия.
Их история
Три ковра, привезенные из Франции, конечно же, имеют и свою «личную» историю. Кто-то когда-то увез их из Азербайджана в Европу. Мы не знаем, кто именно, когда и почему. Возможно, за этим скрыта романтическая история, возможно, криминальная, а может, обычная торговая или бытовая. Поле для создания литературных и киноверсий неограниченное. Как бы там ни было, но в самом центре Парижа, в Луврском музее — в одном из самых престижных европейских музеев — «живут» ковры Карабахской зоны, радуя своей уникальной красотой туристов всего мира, «рассказывая» им о том, что древняя традиция ковроткачества, как и древняя карабахская земля, — это неотъемлемая часть общей азербайджанской культуры. Культуры, которая не исчезла в пыли прошлых времен, но сохраняется и развивается сегодня. Об этом красноречиво и «рассказывает» постоянно действующая экспозиция национального музея в Баку, которая представлена ковровыми изделиями всех регионов Азербайджана XVII-XXвв., и дает исчерпывающее представление о процессе сохранения и развития традиций ковроткачества как вида древнего национального художественно-прикладного искусства. Как пример художественной преемственности поколений — композиция ковровых изделий «Челеби» художника XIXвека Фарида Расулова. Яркие ковры и коврики притягивают взгляд, создают атмосферу тихой радости и покоя, подтверждая мысль о подлинном искусстве, которое не оставляет равнодушным никого и никогда.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал в 2018 году распоряжение об утверждении «Государственной программы по сохранению и развитию коврового искусства в Азербайджанской Республике на 2018-2022 годы». Проект выставки под названием «Культурное наследие Азербайджана в Луврском музее» — вклад Национального музея ковра в осуществление этой программы. Выставка «Культурное наследие Азербайджана в Луврском музее» продлится до 30 сентября.

Добавить комментарий