Диссертация: «Опера «Кероглу» Узеира Гаджибекова»

Автор научной работы — диссертации «Опера «Кероглу» Узеира Гаджибекова» Кафарова Земфира Гасан кызы, кандидат искусствоведения, 1984
Введение
Первая глава. Узеир Гаджибеков и азербайджанская опера
Вторая глава. Эпос «Кероглу» и жанр оперы
§ I. Эпос «Кероглу» и либретто оперы
§ 2. Идейное содержание оперы
§ 3. Жанровая природа оперы
Третья глава. Музыкально-драматургические и стилевые особенности оперы «Кероглу»
§ I. Особенности музыкальной драматургии
§ 2. Музыкальные формы в «Кероглу»
§ 3. Черты стиля
Введение диссертации (часть автореферата)
На тему «Опера «Кероглу» Узеира Гаджибекова»
Узеир Гаджибеков — основоположник современной профессиональной азербайджанской музыки — сыграл особо важную роль в развитии национального музыкального искусства.
Гаджибеков был одним из первых художников Востока, обогативших азербайджанскую музыку принципиально новыми (имеется в виду европейскими) для нее формами композиторского творчества. Тем самым он внес немалый вклад в процесс взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада.
Общеизвестны исторические факты, подтверждающие давнее и постоянное взаимодействие между Востоком и Западом в области музыки, их взаимовлияние; однако значение и роль этого обмена, динамика взаимопроникновения, их причины и основные результаты еще не достаточно изучены. Между тем раскрытие этого важного процесса относится к самым актуальным задачам современного музыкознания.
Отмечая некоторые общеизвестные стороны этого процесса, напомним, что культура республик Советского Востока своими корнями уходят в глубокую древность. За много веков до нашей эры через Закавказье и Среднюю Азию проходили различные пути, связывающие Восток и Запад. И народам республик Советского Востока принадлежит историческая заслуга в создании огромных богатств материальной и духовной культуры.
В историческом процессе своего развития моменты стремительного подъема сменялись периодами ее спада и застоя. Однако, какими бы сложными не были эти испытания, выпадавшие на долю предков народов, их духовная жизнь никогда не иссякала, и их культуре всегда сохраняли самобытные черты, привлекая во все времена внимание европейских народов.
Трудно переоценить то положительное значение, которое имело для культуры азербайджанского народа, а также других народов Закавказья и Средней Азии, установление во второй половине прошлого века более тесных связей с Россией. Ее искусством равной степени как и искусство различных европейских стран, способствовало сближению закавказской,в том числе и азербайджанской музыкальной культуры, с русской, а через нее.и с общеевропейской. С другой стороны, крупные представители европейского музыкального искусства уже давно почувствовали огромные художественные достоинства восточной музыки в целом.
Стремясь к обновлению и обогащению своего интонационно-образного строя, к самобытным ценностям восточной музыки обращались и классики русского музыкального искусства, создавшие целый ряд интересных и ярких сочинений.
Заложенная Глинкой гуманистическая традиция интереса и уважения к музыке других народов, и в частности, восточных, была продолжена и развита другими русскими композиторами. Вспомним высказывание Д.Шостаковича по этому поводу на УП конгрессе ММС: «Разве обращение Бородина, Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова к отдельным образцам или элементам фольклора народов Востока не обогатило их творчество? Насколько бедней стала бы русская музыка без «Половецких плясок» Бородина, «Исламеи» Балакирева, «Пляски персидок» Мусоргского, «Шехеразады» Римского-Корсакова и многих других страниц русской музыки о Востоке». (3.20.с.167).
Процесс сближения этих культур еще более усилился после Великой Октябрьской социалистической революции, охвативший многие народа многонациональной советской страны.
Особенно прочными были взаимосвязи азербайджанской музыки и музыкальной культуры народов Закавказья и Средней Азии. «Еще в древние времена, — пишет Узеир Гаджибеков, — от песчаных берегов Каспия до скалистого черноморского побережья, от знойных степей Туркестана до увенчанных снеговыми шапками Эльбруса и Арарата широко были известны звучная лирика азербайджанских поэтов, пленительные напевы азербайджанских певцов, высокое мастерство азербайджанских исполнителей. В художественных поэмах и газелях азербайджанских поэтов, как и в народных песнях, неизменно звучали нежная музыкальность и «чеканная ритмичность». (4.6.с. 15.).
Узеир Гаджибеков, постоянно находившийся в русле новых тенденций, имевших место в восточной музыкальной культуре, был один из первых азербайджанских профессиональных композиторов, который совместно с другими закавказскими композиторами перекинул мост между «восточной» и «европейской» музыкой.
Как известно, Гаджибеков, Спендиаров, Палиашвили — яркие художественные индивидуальности, опирающиеся на равные национальные культуры. Однако в масштабах многовековой истории мирового музыкального творчества они воспринимаются как некая единая плеяда художников, осуществивших во второй четверти XX века слияние на равных правах европейского и восточного начал. Эти композиторы, творчество которых сформировалось на фольклорной основе, в конечном итоге свободно овладели закономерностями европейского письма. Именно в силу этого, музыка, созданная ими, впервые стала явлением не узко национального, а мирового масштаба.
Заслуга Гаджибекова состоит в том, что он в начале XX века был одним из первых композиторов Востока, обратившихся к жанру европейской оперы. Использовав ее традиционную структуру, он создал в 1908 г. неповторимый в истории оперного жанра образец мугамной оперы — «Лейли и Меджнун», которая ознаменовала собою начало процесса взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада. Процесс этот, постепенно эволюционируя прежде всего, в творчестве самого Гаджибекова — от «Лейли и Меджнун» до «Кероглу», достиг своего ярчайшего воплощения в творчестве современных азербайджанских композиторов.
Тот факт, что Гаджибеков начал свое творческое освоение профессиональных жанров Европы именно с оперы, отнюдь не случаен: идея создания национальной оперы была выдвинута самим временем. Являясь ярким представителем прогрессивной общественности Азербайджана, Гаджибеков увидел в этом жанре мощное действенное средство общения с широкими массами, его особую коммуникабельность и демократизм.
Следует подчеркнуть также, что Узеир Гаджибеков был одним из первых профессиональных композиторов Востока, внушивших Европе мысль о прогрессивном значении восточной музыки: «восточная музыка, наряду с европейской, — пишет он в статье «Музыкально-просветительские задачи в Азербайджане», — займет, наконец, то почетное место, которого она достойна и явится одним из могущественных факторов, способствующих развитию вообще человечества». (3.I0.C.26.). Эта, глубоко верная мысль, высказанная в свое время художником, оказалась очень прозорливой: именно благодаря творчеству великих классиков республик Советского Востока — Комитаса, Спендиарова, Палиашвили, Гаджибекова, внесших неоценимый вклад в развитие национальных композиторских школ, последние дали имена композиторов миру, получивших затем мировую известность Хачатуряна, Караева, Баланчивадзе, Амирова, Мирзояна и др. Именно эти композиторы создали и продолжают создавать произведения, различные с точки зрения стилистики и техники, но единые в своем стремлении к подлинно высокому профессионализму. Всем своим творчеством они доказали возможность органического синтеза между музыкальными культурами Востока и Запада, возникшего, как естественная потребность самих национальных культур к взаимодействию с другими культурами, как потребность к выявлению потенциальных возможностей своих, исконно национальных традиций.
Узеир Гаджибеков выступил в период высокого подъема общественной и художественной жизни своего народа — на рубеже XIX-XX столетий. Именно в этот период формирования и созревания политических взглядов, закладывались основы его будущих музыкально-эстетических принципов и музыкально-театральных жанров. Неразрывная и глубокая связь с убежденными борцами за передовые национальные идеалы наложила неизгладимый отпечаток на формирование личности композитора, во многом определила прогрессивный характер его деятельности. Начав свой творческий путь в атмосфере интеллектуального брожения, молодой Гаджибеков испытал на себе острие полемики, направленное на его смелые дерзания.
Известно, какую трудную и тяжелую борьбу пришлось вести Гаджибекову с теми, кто стремился замкнуть ее границами привычного, традиционно-академического, либо, напротив, отторгнуть от родной почвы. В этом смысле Гаджибеков оказался гораздо прогрессивнее многих деятелей того времени, догматически-узко понимавших задачи развития национального искусства.
Его огромная заслуга перед азербайджанским народом и родным искусством заключается в том, что он, вопреки заблуждениям и крайностям современников, мастерски разрешил задачи, стоявшие перед многими людьми его Bejta. «Будучи не только великим композитором, — пишет К.Караев в предисловии к книге З.Сафаровой «Myзыкально-эстетические взгляды Узеира Гаджибекова», — но и выдающимся мыслителем, он при решении творческих задач полагался не только на свою богатейшую интуицию, но и много размышлял о пути, на который он вступал впервые в истории азербайджанской музыки, анализировав историческую обстановку, сложившуюся в обществе ситуацию, искал и находил теоретические обоснования для подтверждения своих творческих исканий.1 (3.22.с.3).
Творчество Узеира Гаджибекова привнесло с собой в азербайджанскую музыку неведомую ранее идейную значимость и масштабность художественных концепций, их жанровое многообразие. Являясь первооткрывателем многих жанров, и в первую очередь музыкально-театральных — оперы и оперетты — Гаджибеков поднял музыкальное искусство своего народа на качественно новую ступень. Как классик национальной музыки, Гаджибеков воплотил ее истинно народные черты на высоком уровне композиторского мышления и вывел ее на арену всеобщего признания.
Глубоко постигнув специфические характерные черты азербайджанского народного творчества, великолепно ощущая его многообразие, он сумел создать произведения подлинно общенационального значения. Этому способствовало в немалой степени не только виртуозное знание художником фольклора, но и настойчивое изучение постепенное овладение богатствами мировой музыкальной культуры. Справедливо утверждает он необходимость глубокого освоения классической музыки, упорно добиваясь в своем творчестве органичного слияния национальных и интернациональных традиций. К этому синтезу он пришел в своем «Кероглу» — центральном и самом крупном сочинении. Именно в этой опере обобщено все богатство азербайджанского фольклора, представленного в самых различных жанрах и видах: от ашугского песнетворчества и мугама до мировой классики. Все названные элементы сочетаются в его музыке настолько органично, что создают новое стилевое качество, именуемое гаджибековским стилем.
З.Сафарова «Музыкально-эстетические взгляды Узеира Гаджибекова», изд.»Советский композитор», Москва, 1973г., стр.3. 
Постановка «Кероглу», впервые осуществленная на сцене бакинского театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова, ознаменовала собой рождение крупного героико-эпического полотна, воспевающего высокие идеи патриотизма, борьбу трудового народа против угнетателей и иноземных поработителей. Премьера оперы — 30 апреля 1937 года — стала выдающимся событием в культурной жизни не только республики, но и всей многонациональной советской музыки. Выдержав испытание временем, опера «Кероглу» прочно вошла в золотой фонд произведений советской оперной классики.
Переведенная на русский язык, опера оказалась актуальной и в суровые годы Великой Отечественной войны, став одним из звеньев в общей идеологической борьбе нашего народа с противником. Большой успех выпал на долю оперы в Москве на Декадах азербайджанского искусства в 1938, 1959 гг. Неоднократно «Кероглу» ставился в городах нашей страны: Ашхабаде (1939), Ереване (1942), Ташкенте (1950).
В 1941 г. бакинский театр показал оперу в Иране, где она нашла самый горячий прием у слушателей. За оперу «Кероглу» Гаджибеков был удостоен Государственной премии СССР.
Опера «Кероглу» была и остается предметом пристального внимания многих музыковедов. Актуальность проблемы исследования оперы обусловлена все возрастающим интересом музыковедов к изучению ее новых аспектов, к более глубинному и детальному рассмотрению даже уже изученных проблем. Первые работы об опере, появившиеся в конце 30-х годов,возникли как непосредственные отклики на премьеру оперы. Среди них выделяется лаконичная, но ценная по глубине заложенных в ней мыслей статья Рыжина Й.Я. (журнал «Советская музыка», 1938г.), написанная в связи с показом оперы на Декаде азербайджанского искусства в Москве.
В 40-50 гг. появляются первые очерки, статьи и научно-популярные брошюры об опере «Кероглу», написанные советскими и азербайджанскими музыковедами. В их числе — работы С.Виноградова, А.Шавердяна, К.Касимова, С.Корева, в которых предприняты первые попытки определить историческую роль и значение Уз.Гаджибекова для развития азербайджанской музыки, проанализировано идейно-художественное и музыкальное содержание оперы «Кероглу». Отметим также, что работа В.Виноградова «Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка» (Москва,1938) являлась первой научно-популярной монографией о творчестве Гаджибекова. В этом труде автор затрагивает очень важную и по сей день проблему развития освобожденных неевропейских народов, указывает на их широкие возможности двинуть вперед передовую культуру, «ничуть не меньше, чем народа европейские» (3.8,с.77). Говоря о творческой деятельности Узеира Гаджибекова, автор характеризует ее как яркий показательный пример возможности строительства национальной музыкальной культуры на основе сочетания особенностей азербайджанской музыки с европейской музыкальной системой. Достоинством работы является то, что творчество Гаджибекова органично связывается с народной азербайджанской музыкой. При этом Виноградов основывался на том материале, который ему был предоставлен самим Узеиром Гаджибековым.
К числу интересных работ о Гаджибекове следует отнести монографию К.Касимова («Узеир Гаджибеков», изд-во АН Азерб.ССР, Баку, 1945 г.). Основываясь на целом ряде достоверных источников, исследователь дает характеристику жизненного пути композитора. Интересны те разделы работы, которые связаны с дореволюционной жизнью и творчеством композитора. Один из разделов монографии Касимова посвящен опере «Кероглу», где автор дает обстоятельную характеристику героев и их роль в драматургии оперы. В работе дается определение исторического значения произведения, как вершинного создания Гаджибекова, отмечается новаторское значение музыки оперы.
В 1952 году появляется научно-популярная брошюра С.Корева «Узеир Гаджибеков и его оперы» (Музгиз 1952). В ней впервые дается краткая характеристика становления оперного жанра в Азербайджане. Справедливо рассматривает автор творческий путь Уз.Гаджибекова как живую историю зарождения, развития и начала расцвета азербайджанской музыкальной культуры. И здесь один из разделов брошюры посвящен опере «Кероглу», которая анализируется в аспекте ее связей с народным искусством. Попутно немалое место отведено музыкальной характеристике главных героев.
Определенный вклад в изучение творчества Узеира Гаджибекова внесла книга Х.Х.Агаевой «Узеир Гаджибеков» (Баку, 1955г.). Появившаяся в 50-х годах, эта монография явилась одной из работ достаточно глубоко освещающих жизнь и деятельность Узеира Гаджибекова.
В своей книге Х.Агаева, прежде чем приступить непосредственно к описанию жизни и деятельности композитора, дает исторический обзор развития музыкальной культуры Азербайджана с XI века до наших дней. Избранный автором исторический ракурс исследования позволяет глубже оценить значение выдающегося композитора, в творчестве которого нашла свое яркое отражение и развитие многовековая музыкальная культура Азербайджана. Творчество Гаджибекова рассматривается поэтапно — от «Лейли и Меджнун» до «Кероглу». Последней отведена специальная глава работы, в которой автор делится рядом ценных воспоминаний, связанных с историей создания оперы; определенное место в работе отводится характеристике важнейших лейтмотивов.
Глубокие аналитические исследования о «Кероглу» стали появляться лишь с середины 50-х годов. Так, впервые опера «Кероглу» предстала в качестве самостоятельной работы в книге А.Аббасова «Узеир Гаджибеков и его опера «Кероглу» (1956г.), являющаяся кандидатским исследованием автора.
Работа состоит из двух глав. В первой — дается краткий обзор творчества У.Гаджибекова до оперы «Кероглу». Во второй — рассматриваются некоторые особенности драматургии и музыкального языка «Кероглу». Ряд соображений высказывает Аббасов по поводу идейного замысла и исторической закономерности появления оперы, о драматургических принципах Гаджибекова.
Важным вкладом в деле изучения творчества Уз.Гаджибекова явились работы Э.Абасовой, написанные в разные годы. Первой ее работой была кандидатская диссертация «Оперы и музыкальные комедии Уз.Гаджибекова», являющаяся глубоким исследованием творчества композитора. Книга состоит из 3-х глав и заключения. Здесь автор останавливает свое внимание на жанрах азербайджанской народной музыки, явившихся основным источником творческого вдохновения композитора.
Среди ранних опер Гаджибекова Абасова выделяет первую азербайджанскую оперу «Лейли и Меджнун» и оперу «Айсли и Керем»,каждая из которых подвергается тщательному анализу.
Вторая глава работы посвящена характеристике музыкальных комедий композитора: «Муж и жена», «Не та, так эта» и «Аршин мал алан».
Опере «Keporлy» отведена третья глава. Анализ оперы привлекает рядом достоинств. Так, автор подробно рассматривает народные сцены (танцевальные и хоровые), уделяет особое внимание раскрытию образов главных героев и отрицательных персонажей. Ценным качеством работы является попытка проследить сквозное музыкально-драматургическое развитие оперы.
В 1966 году появляется научно-популярная брошюра об опере, принадлежащая также Э.Абасовой («Опера «Кероглу» Уз.Гаджибекова», Баку, Азернешр, 1966г.). Здесь автор дает ряд дополнительных сведений об истории создания либретто, о постановке и ее первых исполнителях, в том числе и о создателе незабываемого образа Кероглу — талантливейшем азербайджанском певце Бюльбюле Мамедове. Отмечается новаторство Гаджибекова в области музыкального языка. Следующая работа Э.Абасовой — монография «Узеир Гаджибеков», изданная к 90-летнему юбилею композитора (Аз.гос. изд-во, Баку, 1975 г.), явилась исследованием, обобщившим прежние работы о творчестве Гаджибекова и, в частности, о «Кероглу». И хотя опере здесь также отведена только одна глава, тем не менее она привлекает гораздо более углубленным анализом: в частности, с большим мастерством и тщательностью исследует автор лейтмотивную технику композитора: путь развития и путь дальнейшего интонационного продвижения в опере тех или иных лейтинтонаций и лейттем.
О дальнейшем все возрастающем интересе к творчеству Гаджибекова свидетельствует появление работ музыковеда И.В.Абезгауз, на протяжении многих лет занимающейся теоретическими проблемами азербайджанской профессиональной музыки. На страницах журнала «Советская музыка», а также в «Ученых записках» АГК опубликованы несколько ее статей, где анализируются на примере оперы «Кероглу» особенности мелодики, ритма, гармонического языка музыки Гаджибекова. В настоящее время принят к изданию большой ее труд, посвященный данной проблеме.
В 1973 году вышла в свет книга З.Сафаровой «Музыкально-эстетические взгляды Уз.Гаджибекова» (изд-во «Советский композитор»). Рассматривая музыкально-эстетические взгляды Гаджибекова, его концепцию, автор затрагивает — на основе его оперного творчества — важные проблемы и приводит ряд ценных высказываний и мыслей об операх композитора.
В 1973 году издана книга С.Касимовой, посвященная оперному творчеству композиторов Советского Азербайджана. Учитывая наличие отдельных работ о «Кероглу» и в тоже время недостаточную последовательность всех остальных азербайджанских опер, Касимова рассматривает лишь основные особенности музыкальной драматургии «Кероглу», уделяя большее внимание таким операм, как «Наргиз» Магомаева, «Вэтэн» Караева-Гаджиева, «Азад» Джангирова, «Севиль» Амирова и др.
Безвременно ушедший из жизни молодой музыковед Т.Исмайлов работал над кандидатской диссертацией,посвященной теме «Фольклорные истоки мелодизма оперы «Кероглу» Уз.Гаджибекова». По данной теме у него опубликовано несколько статей в журналах и сборниках. 1
В 1981 году Р.Мамедова защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Роль мугамной ладоинтонационной основы в возникновении сонатной формы в творчестве Узеира Гаджибекова».
Оговорим, однако, что несмотря на то, что вершинному созданию азербайджанской советской музыки опере «Кероглу» посвящен целый ряд работ музыковедов, тем не менее многие вопросы, связанные с исследованием оперы, еще не достаточно изучены. Важнейшие из них: синтез народно-национального и интернационального в опере проявляющийся на уровне драматургии и стиля в целом, и отражающий в значительной мере многие существенные стороны эстетики композитора.
I. Воспитанник Азгосконсерватории им. Уз.Гаджибекова, он занимался в аспирантуре под руководством доктора искусствоведения Ф.М.Кароматова.
Укажем также на отсутствие (до сих пор) большой и обстоятельной работы, целиком и полностью посвященной опере «Кероглу». Между тем изучение «Кероглу» в преддверии 100-летнего юбилея композитора — актуальная проблема современного азербайджанского музыковедения, т.к. это оперное произведение Гаджибекова является не только самым крупным по масштабам и значительным по идейно-художественному значению, но и самым показательным для творческого стиля композитора.
Всем сказанным определяется и главная задача работы: попытка всестороннего изучения, выявления особенностей идейного содержания, жанровой специфики и драматургии оперы, рассматриваемой под углом зрения тесной взаимосвязи национального и интернационального.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие более частные задачи:
— рассмотрение азербайджанской оперы как органичного звена в развитии национального оперного искусства;
— выявление некоторых важнейших принципов оперной эстетики композитора и их реального воплощения в опере «Кероглу»;
— сравнительная характеристика эпоса «Кероглу» и либретто оперы;
— изучение идейного содержания и жанровых особенностей оперы;
— выявление на примере «Кероглу» особенностей музыкального стиля Гаджибекова, заключающегося в исключительном многообразии национальных истоков и их индивидуальном претворении с одной стороны, и в органическом синтезе — слиянии с вершинными достижениями мирового музыкального искусства — с другой.
Новизна диссертационной работы заключается в попытке всестороннего изучения «Кероглу», рассматриваемого в аспекте взаимодействия национального и интернационального. Основное внимание в диссертации сосредоточено на круге вопросов, либо почти не затронутых в других работах, либо освещенных на наш взгляд с недостаточной полнотой и ясностью.
Так, впервые в работе осуществлен анализ литературного первоисточника оперы — эпоса «Кероглу», данного в его сопоставлении с либретто, а также процесс работы композитора с либреттистами. Новым является и впервые рассматриваемые в диссертации некоторые принципы его оперной эстетики.
Путь Гаджибекова от «Лейли и Меджнун» до оперы «Кероглу» -это путь долгих поисков, работы, интенсивного и вдумчивого изучения мировой оперной культуры. Итогом этих размышлений явилась цельная и законченная система эстетических взглядов на оперу, некоторые из которых отражены и обобщены в диссертации. При этом в ходе изложения автор отмечает как конктр&о эти высказывания,касающиеся эстетических принципов оперного искусства, получили отражение в опере «Кероглу».
Новым является в определенной степени обоснованное нами положение о сложной жанровой природе оперы.
Самобытность творческого стиля Гаджибекова в опере «Кероглу» мы усматриваем в том, что впитав различные оперные жанровые традиции, он создает качественно новый тип национальной эпической драматургии /более всего эпическую и драматическую/ «драматический эпос», суть которого в органическом единстве названных жанров.
Принципиально новым в работе является глава,посвященная музыкальным формам в опере «Кероглу». Предлагаемый анализ музыкальных форм оперы «Кероглу», отражающий характерные особенности гаджибековского музыкального стиля и также рассматриваемый в аспекте взаимосвязи традиционного и новаторского, национального и интернационального, обусловливает целесообразность и необходимость самостоятельного изучения этой проблемы в будущем.
Изучение творчества Уз.Гаджибекова представляется актуальным, т.к. позволяет поставить одну из важных проблем современности — особенности формирования новых национальных композиторских школ в эпоху высокого развития музыкального искусства в других странах Востока. Именно на этом пути возникают особые аспекты рассмотрения взаимодействия национального и интернационального, ибо настоящей задачей художников в этик условиях становится, освоение художественных ценностей, накопленных национальной классикой, их специфическое /т.е. индивидуальное претворение, неотделимое и от освоения опыта мировой музыкальной классики. Этот диалектический процесс обогащения национальных культур инонациональными, типичный для нашего времени, наблюдается и на этапе формирования^ затем и дальнейшего развития композиторской школы Азербайджана.
Методологическими основами настоящего исследования явились суждения классиков марксизма-ленинизма о роли культуры и искусства в нравственном и эстетическом воспитании человека, в формировании его духовных запросов,получившие дальнейшее развитие в документах Коммунистической партии и Советского правительства.
Автор приносит глубокую благодарность всем учреждениям и лицам, оказавшим ему помощь в процессе работы над диссертацией и прежде всего; Институту Архитектуры и Искусства АН Азербайджанской ССР, кафедре истории музыки Азгосконсерватории им. Уз.Гаджибекова, Рукописному фонду Азербайджанской ССР, Дом-музею Уз.Гаджибекова,а также К.Касимову, Д.Данилову, Б.Ярустовскому, Ф.Каро-матову.
Особую благодарность автор выражает Э.Абасовой за научное руководство работой и ценные советы.
— 17 -ПЕРВАЯ ГЛАВА
УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ И АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ОПЕРА
Азербайджанская опера, основоположником которой суждено было стать Уз.Гаджибекову, с самого начала своего возникновения стала одним из любимых жанров музыкального искусства. «Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере», — писал Чайковский, — это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики»./3.24.с.23/.
Не случайно родоначальник азербайджанской профессиональной композиторской школы Уз.Гаджибеков обратился к такому демократическому жанру как опера, сделав его магистральной линией своего творчества. Опера с молодых лет привлекала внимание композиторам с середины первого десятилетия 900-х годов стала в центре его •творческих исканий.
Интерес Гаджибекова к опере находился в прямой связи с усилившимся с начала XX века тяготением национальных композиторских школ к социально-значимым идеям, гражданским темам,героическим образам.
В истории развития оперного жанра в Азербайджане, так же как и в других национальных культурах, нашла своё отражение борьба различных идейно-творческих позиций,эстетических принципов, мировоззренческих взглядов крупных художников, смена художественных стилей.
Развитие азербайджанского музыкального театра представляло собой восходящий, хотя и не совсем прямой путь, на который наложили свой отпечаток социально-экономические факторы,различные явления культурной жизни народа. Этот путь-аналогичный и для других народностей, был весьма противоречив и приводил как к творческим
— 18 удачам, так и неожиданным срывам.
Как известно, оперное искусство двигалось вперед в борьбе за правдивое и целенаправленное отображение действительности, за реализм. Вся история оперы есть не что иное как картина этой борьбы.
Историческая ценность того или иного художественного направления, школы или творчества отдельного композитора определяется его местом в ней. Достаточно вспомнить Монтеверди,Глюка,Моцарта, Бетховена,Верди,Визе,Глинку,Чайковского,Мусоргского и многих других.
Творческим устремлениям Гаджибекова способствовала и общая атмосфера музыкальной жизни Закавказья. Важным фактором в зарождении национального театра явились связи Азербайджана с Грузией и Арменией, где в конце XIX века также начали формироваться национальные оперные школы. Особенно большую роль в осуществлении музыкальных связей Закавказья с Россией сыграл центр культурной жизни Закавказья — Тифлис.
Опера,как подлинно демократический жанр, приковывала к себе внимание всех крупных деятелей закавказского искусства — Палиашвили, Спендиарова, Гаджибекова. Не раз она раскалывала общественное мнение,принимая в свой адрес как пламя бичующей критики, так и ощущение горького яда обличения. И только глубокая убежденность и вера в прогрессивное значение начатого дела придавали силы и энергию первооткрывателям закавказского оперного искусства, в том числе Уз.Гаджибекову, прокладывать путь нового искусства для своего народа.
Таким образом, возникновение оперного жанра в Азербайджане не было случайным явлением: оно было подготовлено всем ходом исторического развития закавказской культуры,обусловленной совокупностью ряда факторов, сыгравших огромную роль в судьбах закавказского и, в частности, азербайджанского искусства.
Однако непосредственным «ускорителем» зарождения оперного жанра в республике явилась первая русская революция 1905-1907 гг.
Пролетарский Баку — один из центров революционного движения в Закавказье, был также центром развивающейся профессиональной национально-демократической культуры азербайджанского народа.
Назрела острая необходимость появления крупного жанра, отвечающего пульсу времени. И таким жанром в Азербайджане явилась опера — первый образец профессионального композиторского творчества. «Историческая заслуга Гаджибекова в том, — пишет К.Караев, — что он вошел в историю музыки как создатель национальной азербайджанской оперы на Ближнем Востоке». (4.10.с.26). Он первый по собственной инициативе в тяжелых условиях капиталистического гнета и эксплуатации развернул огромное дело по созданию азербайджанского музыкального театра.
Азербайджанская оперная музыка ведет свое начало от появления «Лейли и Меджнун» (1908г.). К созданию своего оперного первенца Гаджибеков шел своим особым путем. Он не имел возможность опереться на какой бы то ни было опыт других азербайджанских композиторов. Когда Гаджибеков продумывал идею своего оперного спектакля (замысел которой возник в душе композитора,когда ему было еще 13 лет, в 1898 г. в Щуше), в Азербайджане еще толком не представляли какой именно должна быть национальная опера. Разумеется, Гаджибекову было сложно разобраться в специфике оперного жанра. Не случайно он сам определяет жанр своего первого сочинения как «нечто вроде оперы», избрав в качестве основного музыкального материала классические образцы устно-слуховой традиции — мугамы.
Остановив свой выбор на популярной поэме Физули, он создал уникальный образец жанра «оперы-мугам», не будучи скованным ни традициями жанра, ни требованиями азербайджанской публики. Опора на фольклорные традиции и на классический сюжет бессмертной поэмы и послужила причиной огромного успеха оперы. «Лейли и Меджнун» в яркой форме выразила не только неповторимое своеобразие азербайджанских мугамов, но и наметила дальнейшие перспективы для азербайджанского оперного искусства в целом.
Уже тогда в своей опере, наряду с мугамами, импровизируемыми артистами и народными песнями, Гаджибеков вводит некоторые европейские оперные формы, приобщившие постепенно слушателя к восприятию нового. Так, значительное место в опере отведено хору как участнику драматических событий. Немалую роль играют и инструментальные отрывки вполне самостоятельного значения.
Счастливая судьба ожидала оперу «Лейли и Меджнун». Она приобрела популярность в республике, став буквально явлением жизни народа, органически вошедшим в его художественное сознание.
Как известно, не раз в истории оперного жанра тот или иной спектакль получал популярность именно благодаря способности возбудить в умах и сердцах слушателей любовь и ненависть, патриотический порыв и горечь тоски по идеалу. В числе таких спектаклей: «Фрайпшц» Вебера, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» Чайковского. Такая популярность ожидала и оперу «Лейли и Меджнун», которая вот уже 75 лет неизменно остается в репертуаре Государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова — как одна из самых любимых слушателями и исполнителями. Опера ставилась на сценах Закавказья, Средней Азии, Ирана. С большим вниманием и радостью оперу «Лейли и Меджнун» слушают вновь и вновь те, кому она давно знакома, и те, кто впервые входит в азербайджанский театр.
Чем же объяснить такую непреходящую впечатляемость оперы «Лейли и Меджнун», ее жизненность, ее неизменно покоряющее воздействие на слушателей?
Несомненно, это является следствием серьезных, глубоких достоинств произведения, проявившихся как во всех важнейших его компонентах, так и в структуре целого.
Музыка оперы, составленная из лучших образцов национального искусства мугама, покоряет своей чарующей красотой, непосредственностью, неисчерпаемым многообразием эмоциональных оттенков. Судьба героев оперы глубоко волнует слушателей, а сама опера — замечательный памятник азербайджанского оперного искусства — продолжает и будет еще долго оставаться на сцене.
Первая азербайджанская опера сыграла основополагающую роль в становлении национального оперного искусства. Она же послужила толчком для развития новых музыкальных жанров и для разрешения в дальнейшем новых культурных задач, важнейшая из которых — создание профессиональных оперных актеров-солистов хора и оркестра.
Вслед за «Лейли и Меджнун» Гаджибеков создает оперы «Шейх Санан», «Гарун и Лейла», «Рустам и Зохра», «Шах Абас и Хуршуд Бану», «Асли и Керем». Все они продолжили линию первой оперы «Лейли и Меджнун». Все они отвечали требованиям времени, возрождая сюжеты далекого прошлого, провозглашая современные идеи борьбы за счастье и за утверждение нравственной чистоты, идеи верной любви, дружбы и мудрости труда. Изучая ранние оперы Гаджибекова, мы ясно видим, — пишет А.Аббасов, — процесс неуклонного роста мастерства автора, формирование и становление его основных идейно-художественных принципов». (3.3.с.10).
В эволюции оперного стиля Гаджибекова огромное значение имела опера»Асли и Керем»(1912 г.), свидетельствующая о творческом росте композитора, о его новых завоеваниях на пути сближения и национального, и интернационального.
В этой опере впервые Гаджибеков вводит лейтмотив как один из важных элементов сквозного развития в опере. Роль лейтмотива выполняет сольный отрывок в партии главного героя Керема, основанный на народном зерби-мугаме «Кереми» ашугского происхождения. «Введение его в оперу, — пишет Э. Абасова, — непосредственно связано с избранной композитором темой и способствует правдивому раскрытию образов дастана. Использование подлинного образца ашугского творчества придает большое жанровое своеобразие музыке оперы. Но главное — в другом. От произведения к произведению Гаджибеков все шире схватывает различные области народной музыки. Это значительно обогащает его творческий опыт, помогает глубже познать ее музыкально-стилистические особенности». (4.3.с.62).
Сценическая судьба оперы «Асли и Керем», также, как и «Лейли и Меджнун», оказалась счастливой. Опера прочно вошла в репертуар театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова. Интерес к ней не ослабевает и по сей день.
Ранние оперы Гаджибекова, безусловно, не лишены недостатков. Однако этот факт отнюдь не снижает их художественного значения как первых музыкально-сценических произведений, в которых уже проявилось стремление композитора раскрыть образ простых людей в его многообразных проявлениях и отношениях с окружающей жизненной действительностью.
Более того, ранние оперы Гаджибекова еще раз с непреложной убедительностью доказали, что в любой национальной культуре народность является той реальной идейно-художественной основой, на базе которой только и возможно рождение искусства социалистического реализма.
1. Зерби — мугам — разновидность жанра мугама; она характерна сочетанием отчетливого инструментального сопровождения с вокальной партией, выдержанной в складе мугамных импровизаций.
2. В 1941-42 гг. «Асли и Керем», наряду с другими произведениями Гаджибекова («Лейли и Меджнун», «Аршин мал алан», «Кероглу») была показана в Тавризе.
Значение этих опер Гаджибекова вместе с тем состоит также в том, что явившись неповторимым образцом этого жанра в истории национальной оперной культуры в целом, они с одной стороны явились переходной формой от искусства устной традиции к сложным формам европейского оперного письма и создали благоприятную почву для развития других жанров композиторского творчества будущих поколений — с другой.
Новая эра в развитии азербайджанской оперы начинается с установления Советской власти.
Советский Азербайджан является детищем Великой Октябрьской социалистической революции. Великий Октябрь, коренным образом изменивший ход развития человечества, ознаменовал исторический поворот в судьбах всех народов России, в том числе и азербайджанского, ибо освободил трудящихся от социального и национального гнета, расковал творческую энергию масс, вывел их на светлую дорогу строительства новой жизни.
И, безусловно, процессы, которые происходили в нашей стране в этот период, были характерны и для становления национальной культуры Азербайджана. Советская власть открыла широкую дорогу для развития профессионального музыкального искусства в Азербайджане, создала благоприятные условия для формирования и роста композиторских кадров. Именно в этот период прогрессивные творческие замыслы композиторов Советского Азербайджана становились предметом горячих споров. «Борьба самых различных, порой прямо противоположных мнений, — пишет музыковед Г.Исмайлов, — о путях дальнейшего развития оперы достигает большого накала в ряде дискуссий 1924, 1926, 1928 годов. Они имели большой общественный резонанс. В них принимали участие композиторы, писатели, актеры, дирижеры, педагоги АГК, работники печати и культурно-просветительских учреждений, зрители. .» (3.15.с.46).
С другой стороны, на страницах печати появились и такие высказывания: «Аршин мал алан» и «Асли и Керем»- отныне должны стать музейными экспонатами». (4.23). «Опера, оперетта и другие произведения легкого сюжета, — являются, если можно выразиться, сладким блюдом, которым нельзя накормить голодного человека. Для нас, духовно голодных, нужны основные блюда, т.е. драмы». (3.10.с.14). «Неужели компилятивные произведения,из народных песен, являющиеся примитивом, отмечаемых на страницах «Бакинского рабочего» от 14 октября 1924 года можно назвать самостоятельным творчеством?». «Азербайджанская опера переживает состояние агонии; либо культурная современная опера, либо ничего!»(4.24).
Однако передовые деятели азербайджанской музыкальной культуры, в первую очередь Уз.Гаджибеков и М.Магомаев, преодолевая огромные трудности и сопротивления, резко выступили против подобных выпадов, горячо отстаивая положительное значение первых азербайджанских опер, как национально-самобытных образцов, пользующихся огромной популярностью у широких масс.
Бесспорно, что культурный рост азербайджанского театра, вызванный самой жизнью — советской действительностью, прогрессирующий процесс формирования социалистического сознания требовали качественно иных по своему художественно-идейному «наполнению» произведений. И если ранние оперные произведения Гаджибекова непосредственно выросли из фольклорных источников, то зрелые напротив, являются уже плодом глубокого и вдумчивого изучения композитором мировой музыкальной культуры. Не случайно, не останавливаясь на достигнутом, Гаджибеков тратит очень много сил и энергии на изучение классики. Вспомним его высказывание по этому поводу: «Нужно ли нам, азербайджанским тюркам, тратить время, энергию и средства для того,чтобы обучаться общемузыкальному искусству, иначе говоря, изучать европейскую музыку? Да, нужно и необходимо, потому что изучая европейскую музыку мы, во-первых, обучаемся тому общемузыкальному искусству, которое развивалось веками, и дало миру ряд гениальных творцов, к произведениям которых ни одна нация, претендующая на культурность, не может оставаться чуждой, ибо произведения и творения их имеют мировое значение. «И еще: «желая распространить в Азербайджане среди тюркского населения музыкальное образование, мы не достигнем цели, если будем скрывать от него произведения мировых музыкальных гениев, как Бах, Моцарт, Бетховен, изучение которых требует умения исполнять их произведения, написанные для фортепиано, скрипки, флейты.» (3.10.с.27).
Одним из важных факторов, способствовавших развитию музыкального искусства Азербайджана, как уже отмечалось, явилась тесная культурная связь между азербайджанским и другими, прежде всего русским, народами нашей страны. В этом смысле следует особо подчеркнуть значение замечательного русского композитора Р.М.Глиэра, творчество которого во многом способствовало повышению общего музыкально-культурного уровня азербайджанского музыкального театра. Его опера «Шах Сенем» (1924, 1934), созданная на азербайджанской национальной почве, оказала несомненное влияние на все последующее творчество азербайджанских композиторов. Отметим также, что этапные оперные сочинения в Азербайджане появились в 30-е годы — в период утверждения и расцвета нового советского искусства во всем Союзе, в период реализации и задач ХVI съезда КПСС (1934 г.) и постановления ЦК КПСС «0 перестройке литературно-художественных течений» (1932г.). В эти годы заметнее развиваются все области литературы и искусства Азербайджана, где важное место занимают современная тематика и темы,относящиеся к историческому прошлому народа. Общий подъем азербайджанской музыкальной культуры в эти годы ярко проявился на декаде (1938г.). Дискуссия о советской опере проводится в Москве 4-го апреля 1935 года Союзом композиторов совместно с Всесоюзным театральным обществом.
В 1935 году Наркомпросом Азербайджана был проведен диспут о советской опере в Азербайджане,на котором о проблемах советской оперы и путях развития азербайджанской оперы выступили Уз.Гаджибеков, М.Магомаев и др.
Необходимо также подчеркнуть значение «Тихого Дона» И.Дзержинского, как первой советской оперы, получившей общественное признание и благодаря широкому использованию бытующих в массах песенных жанров, значительно обновивших интонационный строй опер, созданных в 30-е годы.
Общественно-исторические предпосылки, подготовившие появление «Тихого Дона» и других советских опер, имели немаловажное значение и для музыкально-сценического искусства союзных республик, в тjv числе и азербайджанского.
Уже к концу 30-х годов азербайджанская опера, испытав на себе воздействие интонационного строя эпохи, развивается как органичная составная часть единой советской музыкальной культуры,широко используя национальные традиции нашей страны и, прежде всего, неисчерпаемые духовные богатства русской культуры — М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского и выдающихся советских композиторов — С.Прокофьева, Д.Шостаковича. «Удивителен необычайно быстрый взлет советского оперного искусства в 30-х годах, когда были созданы всем известные оперы Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Хренникова, Гаджибекова и др.авторов», пишет Данилевич. (3.16.с.52).
Два оперных произведения — «Наргиз» М.Магомаева, -1935 г. и «Кероглу» Уз.Гаджибекова — 1937 г. — явились самыми крупными завоеваниями азербайджанского музыкального искусства, отразившими поиски глубоко реалистического метода, которые велись во всем советском оперном искусстве. И если по тематике «Наргиз» отразила революционную современность, то опера «Кероглу», связанная с героическим прошлым народа, пополнила ту группу произведений советской музыки 30-х годов, в которых отразился усиленный интерес советских художников к героической истории народов нашей многонациональной страны.
Таким образом, завоевания советского и азербайджанского театра во многом подготовили вершинные оперные произведения 30-х годов и в, частности, оперу «Кероглу», явившуюся подлинным триумфом азербайджанского народа. «Я, как композитор, — пишет Уз.Гаджибеков, — чувствую какой серьезный путь проделан мной от «Лейли и Меджнун» до «Кероглу», какими новыми разнообразными средствами обогатил свое мастерство, благодаря тем прекрасным творческим условиям, которые создали для нас партия и правительство. Мне уж не приходится говорить о том, что оперы наши получили совершенно новое содержание и в смысле сюжета, а в смысле музыки». (3.10.с.36).
В итоге, путь Гаджибекова от «Лейли и Меджнун» до оперы «Кероглу» может быть охарактеризован как путь долгих поисков, работы, интенсивного и вдумчивого изучения мировой оперной культуры. Результатом их и явилась созданная им система эстетических взглядов на оперу,в основе которой лежат прогрессивная эстетика классической оперы,а также важнейшие эстетические принципы всей советской музыки. Приводим некоторые из них. Опера,по мнению Гаджибекова, должна быть ярким, захватывающим сочинением,стержнем содержания которого должна быть жизнь народа. «Работая над «Кероглу», я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры. Что касается содержания,то оно определяется материалом народных сказаний о Кероглу,положенных в основу либретто». (3.10.с.36). И, действительно,в»Кероглу» раскрывается важное для жизни всего народа событие. При этом отдаленное от наших дней существенной временной дистанцией,оно преподносится с предельной исторической объективностью.»В опере утверждается мировоззрение народных масс, их наиболее устойчивые нравственные представления в перспективе будущего,в плане органической связи прошлого и настоящего. Героико-патриотические идеи,раскрываемые в «Кероглу», обрели особую остроту звучания в бурную эпоху первой трети XX века. Выбор Гаджибековым темы своей оперы был обусловлен всей сущностью творчества», отмечает З.Кафарова (4.15.с.104).
Подчеркнем также, что Гаджибеков уже в ранний период своего творчества считал оперу одним из важнейших жанров театрального искусства, имеющего огромное воспитательное значение. Так, еще в 1917 году появилась статья публициста Асада Мамедова-Ахлиева «Воспитательное значение сцены». В этой статье автор,приветствуя развитие драмы,отрицал положительную роль музыкальных спектаклей, считая оперу и оперетту вторым, а то и третьестепенным продуктом т сценического искусства». Как справедливо пишет исследователь З.Сафарова, «Взгляды Ахлиева выражали довольно-таки распространенные тенденции той эпохи. Ахлиев в наиболее утрированной форме определил понимание воспитательного значения сценического искусства, которое было присуще некоторым общественно-философским «эстетическим на правлениям». (3.24. с. 29).
В ответ на публичное выступление Мамедова-Ахлиева Гаджибеков выступил со статьями «О воспитательном значении сцены» и «О воспитательном значении оперы и драмы». «Проследя за историей развития театрального искусства,-пишет Гаджибеков, — мы увидим,не то,что раньше является драма,а потом опера-первоисточники современных разновидностей сценического искусства,зародыши которых находясь в одном организме,развиваясь параллельно,а в течение веков вылились в определенные и самостоятельные формы; музыкально-драматический элемент вылился в форму оперы,оперетты,оратории, а словесно-драматический — в драму,трагедию,комедию и т.п. (3.10.с.16).
I. Уз.Гаджибеков. «0 музыкальном искусстве», Аз.гос.музиздат, Баку,1966,стр.16.
Вместе с тем, придавая большое значение музыкальным жанрам, Гаджибеков не умалял значения и словесных: «Для общественного воспитания нужны и трагедии, а драмы, комедии и оперы, и оперетты», — утверждал он и исходил из того, что все виды театрального искусства,в том числе и музыкальный театр, являются «зеркалом общественной жизни»следовательно то, что представляется в театре, должно воспитывать не только одну эстетическую сторону нашей жизни, но оно должно питать и присущие человеческой природе эстетического чувства его; и как вывод: каждом сценическом произведении,кроме элемента морали должен быть и элемент художественный, в музыкальном произведении элемент художественный выражается в музыке, а в драматическом — в поэзии и литературе; отсюда и необходимость для публики той и другой отрасли сценического искусства». (3.10.с.16). «Произведение же, не отвечающее этим качествам, будь то опера,драма,оперетта, комедия — бесполезно. Разнообразие же форм и видов полезных произведений,установленные путем эмпирическим, вносит необходимое оживление в дело умственного и духовного развития данного народа». (З.Ю.с.16).
Таким образом, Гаджибеков рассматривал оперное искусство не как развлекательное,а как большую жизненную школу, которая имеет огромное значение в деле общего воспитания и формирования личности. Именно поэтому Уз.Гаджибеков в своих статьях путем последовательных и логичных доказательств сводит на нет принципы Мамедова-Ахлиева, скрывая его недостаточную осведомленность в затронутых вопросах. И как верно отмечает З.Сафарова, «Композитор в полемике с Ахлиевым защищал «не честь мундира», не свои собственные оперы и оперетты или музыкально-сценические произведения своих коллег и единомышленников:  М.Магомаева,У.Гаджибекова. Нет, опираясь на опыт дореволюционных азербайджанских опер и оперетт, Гаджибеков формулировал свои эстетические и общественные принципы. Этим и объясняется серьезный и аргументированный подход композитора к полемике со взглядами Ахлиева». (3.24.с.30).
Кроме того, как это вытекает из его размышлений об опере, Гаджибеков всегда ориентировался и на ее слуховое восприятие, в чем воплотились принципы его чуткого к специфике театра драматурга, искусство которого неизменно обращено к массам.
В зрелый период своего творчества Гаджибеков развил и обогатил свои первоначальные взгляды на оперу. Так, еще более четко он подчеркивал необходимость для оперы больших идей,выражающих дух времени. «Мое искреннее желание, — пишет Гаджибеков в 1938 году, — было сделать «Кероглу» настоящей советской оперой, достойной эпохи великих социалистических побед». (3.10.с.37).
Огромное значение в создании оперы Гаджибеков придавал фольклору. В опубликованных статьях можно найти ряд ценных высказываний по поводу национальной специфики азербайджанской профессиональной музыки. Отсюда и это пристальное внимание к народной музыке как основе и главному импульсу для развития профессионального музыкального искусства. Указывая на «неисчерпаемые богатства», которые заключены в народном искусстве, справедливо характеризуя народ, как первого композитора,создателя прекрасных песенных и танцевальных мелодий», автор приходит к тому выводу,что,шлифовавшиеся столетиями народные песни «только теперь получают истинно художественное оформление». (3.10.с. ).
Не случайно Гаджибеков призывал всех композиторов прежде всего к изучению фольклора, а потом уже к  созданию произведений. Он подчеркивал также значение народа как главного судьи художественного творчества. «Мы — композиторы,создавая свои произведения,всегда должны помнить о том, что наше творчество будет судить народ. Ибо народ — не только творец,не только композитор,но и превосходный критик. музыкальных произведений.» (3.10.с. ).
Гаджибеков неоднократно подчеркивал, что формирование азербайджанской оперной музыки должно опираться на элементы народного музыкального творчества. Эта мысль композитора вытекала из его убеждений о том, что народная песня всегда служила базой каждой оперной культуры,даже имеющей многовековые традиции. Национальное своеобразие в музыке достигается не только цитатным использованием народных мелодий, но и подлинно глубоким проникновением в мироощущение и музыкальное мышление народа. В связи с этим он обращает огромное внимание на ладовую систему, игравшую особо важную роль в азербайджанской музыке; подчеркивая самостоятельное значение каждого из ладов для развития музыки будущего, он исходит из того, что «ладовая система внесет много новизны и свежести в общемузыкальную культуру».
В статье «Пути советской оперы», касаясь основного вопроса о ладах, Гаджибеков вновь писал: «Музыкальное искусство каждого на# рода отличается исключительным богатством и своеобразием ладового мышления. Азербайджанские народные песни и инструментальные произведения обладают огромной силой эмоционально-художественного воздействия, благодаря своеобразию интонационно-ладового колорита».
Говоря об успешном развитии оперы и в братских республиках Советского Союза, он и здесь обращает особое внимание на многообразное использование композиторами этих республик народных ладов, чрезвычайно обогащающих музыкальный язык оперы. «Не следует забывать, — пишет Гаджибеков, —  что композитор тогда близок народу,когда он выражает мысли на родном музыкальном языке».(3.10.с.86). Изучение народных ладов помогло Гаджибекову в его работе над оперой «Кероглу»: На это чрезвычайно важное обстоятельство в свое время указывал К.Караев: «В опере «Кероглу» Уз.Гаджибеков отказался от привычных тогда приемов, — пишет он, -«в результате возникло выдающееся произведение, несущее на себе печать большой творческой личности и одновременно глубоко национальное в корне. Это было в то время подлинным и смелым новаторством».(4.10.с.43).
При этом Гаджибеков, говоря его же словами,»позволил себе некоторые отступления от строгих рамок народного письма, т.е. писал в более свободном стиле». И как показала действительность, опера в целом дошла до широких масс слушателей, потому что ладовая система была исходной точкой в ее музыкально-текстовой и в творческой фантазии композитора.
Правильно подчеркивая необходимость для композитора максимальной близости его с народом, Гаджибеков одновременно делал верный вывод о том, что передовые художники других наций не только способны глубоко понять характер культуры другого народа,но в отдельных случаях даже способны принять участие в создании его оперной культуры. «Опыт композитора Р.М.Глиэра, написавшего в 1924 году оперу «Шах Сенем», сыграл огромную роль в смысле приобщения азербайджанской музыки к симфонизму, в смысле создания сложных форм на основе азербайджанской музыкальной тематики. Создавая оперу на азербайджанскую тематику, Глиар не мог располагать всем мелодическим богатством нашего фольклора,изучить все характерное своеобразие ладов, нюансов азербайджанской музыки. Там не менее, оперой «Шах Сенем», талантливо сделанной композитором, было положено крепкое начало новой оперной культуре в Азербайджане».(3.10. с.95).
Выступая за национальную основу азербайджанской оперной музыки, Гаджибеков вместе с тем был против национальной обособленности, ограниченности. Он понимал музыку как искусство интернациональное , способствующее сближению народов: «Одно из качеств,годами воспитываемое в нашем народе Лениным,чувство братства,взаимной поддержи,животворный советский патриотизм отвергает всякую рознь. Любить Родину — это значит считать своим каждый клочок советской земли и отстаивать его не щадя жизни». (3.10.с.95).
Вот почему Гаджибеков призывает к изучению оперного творчества народов Советского Союза, считая одной из важнейших задач музыки будущего — сближение национальных культур, их творческий обмен: «Внимательное изучение оперного творчества композиторов национальных республик и как следствие этого изучения — творческий обмен опытом должны сыграть огромную роль в развитии советского оперного стиля».(3.10.с.89). Оперное сочинение по Гаджибекову — это цельное произведение, способное подняться в своих лучших образцах до высот симфонических обобщений. Ярким подтверждением тому — использование в опере «Кероглу» принципов лейтмотивного развития, способствующих музыкальному воплощению основной идеи и связанных более всего с движущими силами оперы.
Симфонизм как драматический метод музыкального мышления, характерный для драматургии «Кероглу» проявляется также в утверждении героико-патриотической идеи,воплощенной в музыке оперы целеустремленным образно-интонационным развитием. Характерные черты его проявляются в принципе сквозного развития,в огромном значении оркестра,в том числе и самостоятельных симфонических эпизодов (увертюра,антракты ко 2,3,4 действиям и т.д.),а также в наличии сонатных структур.
Стержнем многих выступлений Гаджибекова по вопросам развития музыкально-театральных жанров была борьба против рутины,отсталости вкусов,против дилетантизма.
Высказывания Гаджибекова по всем этим кардинальным вопросам, касающимся оперного искусства,в огромной мере способствовали поднятию идейного и профессионального уровня азербайджанской музыкальной жизни. Именно по этой причине они сохранили свою актуальность и поныне. К таким не утратившим актуальности рассуждениям Гаджибекова относится мысль о создании высокоидейных оперных сочинений, об огромном значении четкого драматургического плана в работе над оперным произведением, его ценнейшая мысль о диалектическом единстве традиций и новаторства: о необходимости опоры на наследие прошлого, во имя поступательного развития искусства.
Подытоживая значение Узеира Гаджибекова в развитии азербайджанского оперного искусства, хочется прежде всего подчеркнуть,что понимание Гаджибековым общественного значения оперы убедительно свидетельствовало о верности композитора реалистическим традициям, о прогрессивности его творческих позиций.
ВТОРАЯ ГЛАВА
Список литературы диссертационного исследования кандидата искусствоведения Кафарова, Земфира Гасан кызы, 1984 год
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд.пятое, М.,Художественная литература, 1976, с.723
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Том I, М.,Искусство,1976, с.528
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Том 2, М.,Искусство,1976, с.574
5. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
6. Материалы ХХIVсъезда КПСС. М., Политическая литература, 1971, с.318
7. Материалы ХХV съезда КПСС. М., Политическая литература,1976, с.210
8. Виноградов В. Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка,М., Музгиз, 1938, с.773.8а. Виноградов В, Музыка Советского Востока. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М., 1968, с. 231
9. Слонимский С. Симфонии Прокофьева, М-Л., 1964, с. 250
10. Сафарова 3. Закавказская версия эпоса «Кероглу».Автореферат,Баку,»Элм»,с.9
11. Фокс Р. Роман и народ. М., I960, с.81
12. Чайковский П.И. Об опере и балете. Избранные отрывки писем и статей. Госмузизд., М.,I960,с.2913.26а. Шавердян А. А.А.Спендиаров, изд-во «Айастан», Ереван,1971, с.63
13. Эпос «Кероглу» на русском языке, пер.Ю.Гранина и И.Оратовского,А.Плавника. Сост.Тахмасиб М.Г., с. 321
14. Эфендиев П.Ш. Образ Кероглу в эпосе «Кероглу» на азербайджанском и узбекском материалах.Авторефера т,Баку,»Элм»,с.4.
15. Ярустовский Б.М. Драматургия русской оперной классики.Гос.му зизда т,Москва,1952,с.373
16. Ярустовский Б.М. Очерки по драматургии оперы XX века,изд.Музыка», М.,1971, с.3543.30а. Ярустовский Б.М. Музыка нового мира, изд. «Наука», Москва,1964, с.674. СТАТШ
17. Асафьев Б.А. Народно-патриотические идеи в русскоймузыке. «Советская музыка», М.,1954, с.17-244.1а. Абасова Э.Г. Подвиг художника. «Музыкальная жизнь»,1967, № 22, с.15-16
18. Абасова Э.Г. Узеир Гаджибеков. «Музыкальная жизнь»,1.60, ib 17, c.II-124.1в. Абасова Э.Г. Узеир Гаджибеков. В книге:’Музыка республик Закавказья». Тбилиси,»Хелов неба», 1975, с.9-254.1г. Аба сова Э.Г.
19. Рыжкин И. «Мысли и впечатления», «Советская музыка»,1938, № 4, с.39-414.21а. Рыжкин И. Некоторые особенности развития национальных музыкальных культур. «Сообщение Института истории искусств АН СССР», М., 1959, J6 15, с.8-22
20. Ярустовский Б.М. «Оперный жанр в межвоенные годы», «Советская музыка», М., 1976: № II, с.59-83
21. Газета «Коммунист» (на азерб.языке от 30 ноября 1928 г.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.