Октай Мир-Касым: «У меня очень сильное чувство тюркского единства…»

XIV Казанский международный фестиваль мусульманского кино продолжает традицию знакомства зрителей с фильмами-победителями прошлых лет. 

Представленная сегодня в кинотеатре «Алмаз Синема Порт» картина «Умереть отмщенным. Письма из прошлого» в 2014 году получила приз X КМФМК в номинации «Лучшая режиссура полнометражного игрового фильма». Показ завершился творческой встречей с режиссером фильма — народным артистом Азербайджана, членом жюри XIV КМФМК Октаем Мир-Касымом, сообщает пресс-служба ATAlar.Ru со ссылкой на tatarnews.ru.

Отправной точкой сюжета послужил коллаборационизм одного из жителей общины Еленендорф во время депортации правительством СССР немецкого населения из Азербайджана в первые годы Великой Отечественной войны. А основное действие фильма происходит в современном мире – внук переселенного немца приезжает в село, где жили его предки, чтобы найти там свой взгляд на трагические события прошлого.

Картина не сфокусирована на конкретных исторических фактах и достоверности деталей, важнее поднятые в ней общечеловеческие вопросы: о свободе выбора человека, о преступлении, о наказании, о мотивах поступков человека, о мести и прощении. Как рассказал Октай Мир-Касым, это фильм-исповедь. «Когда-то я заболел жаждой мести… Один человек поступил со мной коварно, подло, низко и жестоко, и вся моя жизнь была отравлена этим /чувством/. Но когда в его жизни произошли события, которые привели к моральному и социальному краху…я выздоровел. Однажды мы встретились: подойдя, он положил голову мне на плечо и зарыдал. И я буквально эту позу, эту пластику применил в фильме… Я доставил ему колоссальное избавление… Это великое дело — быть прощенным», — поделился режиссер.

Продолжая тему исповеди в своем фильме, Октай Мир-Касым подчеркнул, что в повседневной жизни не всегда возможен откровенный разговор, в то время как людям это необходимо. Он поделился детским воспоминанием, как однажды, будучи 5-летним ребенком совершил постыдный поступок – украл открытку у другого мальчика. Всю ночь будущий режиссер мучился, но стыд не позволял признаться в содеянном даже матери. «Я не спал ночь, а утром спрятал под рубашку эту открытку и тайком подсунул туда, где она лежала. Это был единственный криминальный эпизод в моей биографии», — отметил режиссер.

«В последнее время я пришел к твердому убеждению, что искусство существует, потому что люди имеют потребность признаться в сокровенном. Языком метафоры, опосредованной передачей информации и чувств, которые за этим стояли, эта потребность и реализуется. Многие люди имеют эту потребность, но не могут ее утолить. Но те, кто настойчиво пробивались, стали людьми искусства. Особенно ярко это видно на примере писателей, они могут это делать в своих произведениях и бывают счастливы», — подытожил режиссер.

Зрители поблагодарили создателей фильма за эмоции от просмотра. «Настолько добрый фильм… Думаешь, а много ли человеку надо в этой жизни? Очень вам благодарна», — сказала одна из зрителей.

В заключение встречи Октай Мир-Касым рассказал о своей привязанности к Казани, которую он впервые посетил для работы над документальным фильмом в начале 1970-х годов. В 2005 году фильм азербайджанского режиссера «Колдун» завоевал Гран-при на первом Казанском кинофестивале в 2005 году. Мир-Касым отметил необходимость более плотного сотрудничества между кинематографистами тюркских стран. «У меня очень сильное чувство тюркского единства. Но могу сказать, что в Татарстане вырастает плеяда замечательных кинематографистов. Этот такой страстный и энергичный процесс, и я рад тому, что татарская кинематография начинает выдвигаться вперед…», — сказал режиссер.

Октай Мир-Касым является членом Союза Кинематографистов, Союза писателей и Союза художников Азербайджана и профессором кафедры кино Бакинского Университета культуры и искусств. Фильмы Октая Мир-Касыма демонстрировались в целом ряде стран, в том числе во Франции, Италии, Турции, Монголии, Польше, Венгрии, Израиле, Японии.

Добавить комментарий