«О роли институтов гражданского общества в укреплении российско-азербайджанской дружбы»

22-23 ноября 2019 года в городе Москве состоялся Х Российско-азербайджанский межрегиональный форум. В работе форума принимали участие Председатель Совета Федерации Российской Федерации Валентина  Матвиенко и Первый Вице-президент Азербайджанской Республики Мехрибан Алиева. До начала форума они разрезали ленту на церемонии открытия павильона «Азербайджан» на ВВЦ, восстановленного Фондом имени Г. А. Алиева.

На открытии форума 22 ноября выступили министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин и министром экономики Азербайджанской Республики М.Ч. Джабаров. В ходе работы форума были освещены результаты большого объема работы, выполненной министерствами и ведомствами в области расширения сотрудничества двух стран в экономике и гуманитарной сфере. Однако в ходе работы форума не было организовано обсуждение какой-либо реальной проблемы, сдерживающей  расширение и углубление этого сотрудничества, не было заслушано мнение институтов гражданского общества, которые находятся в гуще событий и ежедневно сталкиваются с разного рода проблемами. Также не удалось выступить Председателю Правления Научно-методического и проектно-прикладного Центра азербайджанской культуры и языка  Азеру Сафарову, который планировал поднять на форуме проблемы изучения азербайджанского языка в России, вопросы взаимоотношения общественных организаций азербайджанской общины России с органами государственного управления двух стран, перспективы использования институтов гражданского общества в укреплении российско-азербайджанской дружбы.
 Ниже приводится текст выступления, подготовленного для пленарной сессии форума:
 «О роли институтов гражданского общества в укреплении российско-азербайджанской дружбы»
 Многоуважаемая Валентина Ивановна!
Многоуважаемая Мехрибан ханум!
Уважаемые друзья!
Позвольте мне, прежде всего, выразить свою благодарность Мехрибан ханум за ее огромный личный вклад в возрождении и развитии азербайджанской культуры, в укреплении азербайджанской государственности и в укреплении российско-азербайджанской дружбы, а также в восстановлении павильона «Азербайджан» на ВВЦ.
Первое на что хотел обратить Ваше внимание, это то, что укрепление российско-азербайджанской дружбы – это не красивый фразеологический оборот и пропагандистский лозунг, а существенное условие благополучной жизни азербайджанской общины в России и Русской общины в Азербайджане. Поэтому, мы, представители азербайджанской общины России и Русской общины Азербайджана, кровно заинтересованы в укреплении российско-азербайджанской дружбы.
Во-вторых, укрепление российско-азербайджанской дружбы является важным фактором безопасности и успешного развития нашей исторической родины – Азербайджанской Республики. Даже самый беглый взгляд на историю российско-азербайджанских отношений показывает, что за последние 300 лет все периоды успешного развития Азербайджана были обусловлены тесными дружественными и союзническими отношениями Азербайджана с Россией; все беды и потери Азербайджана за этот период обуславливались не самыми лучшими отношениями Азербайджана с Россией, и этим всегда умело пользовались армянские захватчики.
В-третьих, укрепление российско-азербайджанских отношений является важным фактором обеспечения безопасности и развития России. Даже самый поверхностный исторический экскурс показывает, что в царские времена Баку был третьим промышленным центром и главным направлением южной торговли империи; победа в Великой Отечественной войне была завоёвана самопожертвованием солдат всех народов Советского Союза и на 80 % бакинской нефтью; разрушительный процесс развала нашего общего дома – Советского Союза, который во всем мире называли Советской Россией начался с Карабахской авантюры, когда государственный преступник М.Горбачёв вместо того, чтобы подавить армянский экстремизм и терроризм санкционировал ввод войск в Баку. Несмотря на это и на пособничество Б.Ельцина агрессивным стремлениям ненасытного армянского фашизма, сегодня фактически Азербайджан остался единственным надежным союзником России на Кавказе, после войны с Грузией и после полного скатывания Армении на путь неприкрытой русофобии и открытого фашизма.
В этих условиях усилия всех структур государственной власти, а также всех институтов гражданского общества в РФ и АР должны быть направлены на укрепление дружбы между этими, нуждающимися друг в друге, соседними государствами. Поэтому сегодня возникает естественный вопрос об эффективности всех этих государственных и негосударственных структур. С большим сожалением должен заметить, что соответствующие государственные органы РФ и АР не только сами не работают достаточно эффективно в этом направлении, но более того, не помогают институтам гражданского общества наших стран эффективно взаимодействовать друг с другом и вносить свой посильный вклад в разрешение существующих проблем. Единственным приятным исключением из этого в целом неблагоприятного фона является деятельность Россотрудничества в Азербайджане и Фонда им. Г.Алиева в России.
В чем причина такой ситуации? На наш взгляд, в настоящее время существует две главные причины, препятствующие всемерному укреплению российско — азербайджанской дружбы и активному подключению институтов гражданского общества для усиления этого процесса. Во-первых, это неумение части российских чиновников избавиться от старых шаблонов, понимать и принимать новые реалии в мире и, вообще, научиться мыслить государственными и национальными интересами России. Я называю это явление староимперской, проармянской  Кавказской политикой России. Эта политика сегодня сильно вредит российским интересам на Кавказе, в глобальном масштабе и, в особенности, в отношении с Азербайджаном.
Во-вторых, эта противоречивая диаспоральная политика Азербайджанского государства в России, где четко сформулированные руководителями государства общие принципы в практике демонстративно игнорируются, и проводится политика, подчиненная интересам небольшой группы чиновников, монополизировавших эту сферу или новых групп, пытающих перехватить эту монополию. В настоящее время сложилась трагикомичная ситуация, когда созданная по законам России и признанная властями этой страны Федеральная национальная культурная автономия азербайджанцев России не признается государственными структурами Азербайджана и одновременно предпринимаются попытки создать разные другие федеральные организации для граждан России – этнических азербайджанцев. Непременным условием этих новообразований является их подчиненность и прямое управление из Баку с назначением оттуда же руководителя этих организаций. Инициаторов этих проектов совсем не смущает, что подобные проекты противоречат российскому законодательству, являются посягательством на суверенитет Российской Федерации и демократические права ее граждан.
Поэтому у меня есть одна просьба к Мехрибан ханум и одно предложение к  этому форуму:
Моя просьба заключается в том, чтобы Мехрибан ханум получила согласие Президента Азербайджана и взяла на себя кураторство государственных органов Азербайджана  в части их деятельности в российском направлении. Выступая с этой просьбой, я исхожу из того, что во всех слоях российского общества с большим уважением относятся к личности Мехрибан ханум. Поэтому представители Азербайджана, выступающие от ее имени, всегда будут встречать доброжелательное отношение с российской стороны.
С другой стороны, абсолютное большинство российских азербайджанцев искренне любят Мехрибан ханум. Поэтому ее авторитет будет той притягательной силой, которая объединит все общественные организации азербайджанцев России.
Мое предложение нашему форуму заключается в том, чтобы мы создали постоянно действующий консультативный орган из представителей заинтересованных государственных структур РФ и АР с участием представителей гражданского общества наших стран и экспертного сообщества. Этот орган мог бы периодически собираться  и обсуждать актуальные проблемы взаимоотношений двух стран и готовить свои рекомендации. Например, можно было бы начать с обсуждения актуальных проблем азербайджанской общины России и Русской общины Азербайджана, потому что в положении этих общин как на лакмусовой бумаге отражается состояние взаимоотношения двух стран. Я мог бы предложить к обсуждению свою статью «Азербайджанская община России: между молотом и наковальней», с чего начинается моя недавно изданная книга «Актуальные проблемы азербайджанской общины России». Или же вопрос о статусе азербайджанского языка в России. Думаю, что такие же острые вопросы смогут сформулировать представители Русской общины Азербайджана или других национальных меньшинств. Представители государственных структур двух стран тоже могли бы выдвинуть темы для обсуждения  в соответствии с профилем их деятельности. Это позволило бы реализовать большой творческий потенциал институтов гражданского общества, обеспечить их действенную помощь органам государственной власти, значительно продвинуться вперед в деле укрепления российско-азербайджанской дружбы. Наш НМиПП Центр азербайджанской культуры и языка готов выступить в роли координатора таких встреч и обсуждений, а также подготовить информационные обзоры и рекомендации проводимых дискуссий.
Спасибо за внимание!
Азер Сафаров
НМиПП Центр азербайджанской культуры и языка.
Председатель Правления, к.э.н., доцент.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.