Как уже сообщалось, 22-23 ноября 2019 года в г. Москве состоялся Х российско-азербайджанский межрегиональный форум.
В работе форума принимали участие Председатель Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко и Первый вице-президент Азербайджана М.А.Алиева. В первый день форума перед его участниками выступили Министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин и Министр экономики Азербайджанской Республики М.Ч. Джаббаров. Состоялось расширенное заседание российско — азербайджанского и азербайджанско — российского деловых советов. Далее работа форума продолжалась на 4-х круглых столах, посвященных вопросам сотрудничества в области промышленности, сельского хозяйства, туризма и гуманитарной сферы. Модераторами круглого стола №4 «Сотрудничество в гуманитарной сфере» были П.С. Зенькович – Первый заместитель Министра просвещения РФ и Ф.И. Гурбанов – Заместитель Министра образования АР.
На этом круглом столе выступали заместители министров и руководители аппарата министерств социального блока Правительства РФ и Правительства АР. Все выступления руководителей министерств и ведомств носили отчетный характер и были посвящены освещению уже проделанной, достаточно значимой работы, выполненной этими органами государственной власти. В этих выступлениях не затрагивалась ни одна проблема, существующая в гуманитарной сфере российско-азербайджанских взаимоотношений. Ни руководители общественных организаций, приехавшие из многих регионов России, ни эксперты научных учреждений и эксперты-практики не имели возможности выступить и поднять множество проблем, существующих в гуманитарной сфере российско-азербайджанских отношений, предложить пути их разрешения. В том числе и Председателю Правления Научно-методического и проектно-прикладного Центра азербайджанской культуры и языка Азеру Сафарову также не удалось выступить и привлечь внимание участников форума к проблемам изучения азербайджанского языка в России. Ему удалось только вручить модераторам заранее подготовленную информационную записку, посвященную этим проблемам и деятельности Центра, направленного на их разрешение, а также договориться о приеме в Министерстве просвещения для проведения консультаций по этим проблемам. Ниже предлагаем вниманию читателей текст этой информационной записки.
Информационная записка для участников Х российско-азербайджанского форума:
Матвиенко В.И. – Председатель Совета Федерации РФ;
Алиева М.А. – Первый вице-президент АР;
Зенькович П.С. – Первый заместитель Министра Просвещения РФ;
Гурбанов Ф.И. – Заместитель Министра Образования АР.
«О положении азербайджанского языка в Российской Федерации»
В настоящее время положение азербайджанского языка в России находится в критическом состоянии и нуждается во внимании государственных органов Российской Федерации и Азербайджанской Республики.
Еще 10 февраля 1995 года было подписано соглашение между Министерством образования РФ и Министерством образования АР, предусматривающее организацию и обеспечение изучения русского языка в Азербайджане со стороны Министерства образования АР и организацию и обеспечение изучения азербайджанского языка в России со стороны Министерства образования РФ (правопреемник Министерства Просвещения РФ). С тех пор из года в год изучение русского языка в Азербайджане расширяется и совершенствуется, чего нельзя сказать о положении азербайджанского языка в России. Здесь единственное направление, где достигнуто продвижение – это начало изучения азербайджанского языка с малыми группами в нескольких ведущих вузах, в таких, как Академия ФСБ, МГИМО, МГУ им. Ломоносова, МГЛУ, РГСУ и некоторых региональные вузы. В то же время не был создан фундамент изучения азербайджанского языка в системе школьного образования РФ. Более того, в последние годы наносятся удары по тем формам, которые остались от советского периода и зарождались в демократической России:
1) в октябре 2017 года в Республике Дагестан было приостановлено использование учебников азербайджанского языка, издаваемых в Баку на латинской графике без подготовки какой либо альтернативы; в мае 2019 года также было принято решение о подготовке учебников азербайджанского языка силами самих учителей города Дербента на основе кириллической графики;
2) в сентябре 2016 года в Москве школа №157 – единственная общеобразовательная школа с азербайджанским этнокультурным компонентом образования была присоединена к гимназии №1583, в результате чего, фактически был ликвидирован этнокультурный блок; та же участь постигла школу №1335 – школу с грузинским этнокультурным компонентом, где были несколько азербайджанских групп.
В настоящее время единственной организацией, активно занимающейся поиском решения проблем азербайджанского языка в России, является АНО Научно-методический и проектно-прикладной центр азербайджанской культуры и языка, которому по мере необходимости оказывает поддержку ФНКА АзерРос. Несмотря на наши неоднократные обращения, ни Министерство Просвещения РФ, ни Министерство образования АР не обращают какого-либо внимания, не оказывают какую-либо поддержку нашим усилиям. Несмотря на это, Центр уже имеет определенный задел в области подготовки учебно-методического комплекса азербайджанского языка, отвечающий требованиям ФГОС РФ и организацию учебных занятий по существующим формам обучения.
Во-первых, было проведено исследование состояния вопроса, на основе чего подготовлена аналитическая записка с выработкой плана первоочередных мероприятий по формированию подсистемы изучения азербайджанского языка в системе школьного и дополнительного образования России; во-вторых, была создана творческая группа по подготовке УМК азербайджанского языка для системы российского образования, силами которого выполнены следующие работы:
1) написан «Самоучитель азербайджанского языка», в помощь изучающим азербайджанский язык самостоятельно и для контингента воскресных школ, организуемых общественными организациями азербайджанской общины России;
2) был разработан и реализован пилотный проект по организации изучения азербайджанского языка в системе дополнительного образования (негосударственные центры изучения иностранных языков), с использованием учебников азербайджанского языка, издаваемых в Азербайджанской Республике;
3) были разработаны учебные планы азербайджанского языка для начальной школы (1-4 классы) в форматах «азербайджанский язык как иностранный» и «азербайджанский язык как родной»;
4) была подготовлена рукопись учебника азербайджанского языка для 2-го класса, согласованы схемы учебников для 1-го и 3-го классов;
5) были проведены переговоры с издательствами «Просвещение» и «Аквариус» для начала издания подготавливаемых рукописей как учебных пособий для того, чтобы в последующем их представить на экспертизу и переиздание как учебников, а также представления для включения в федеральный список учебников;
6) были подготовлены и прочитаны два научных доклада на всероссийской научно-практической конференции – «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничества», проводимой Дагестанским НИИ Педагогики им. А.А.Тахо-Годи и Министерством образования и науки республики Дагестан 25 октября в городе Махачкала. В докладе А.М.Сафарова обосновывалась возможность и необходимость использования латинской графики; в докладе Б.С.Мусаевой обосновывались общие методические принципы написания учебников азербайджанского языка для школ Российской Федерации.
Все подготовленные нами значимые материалы отправляются в Министерство Просвещения РФ и в Министерство Образования АР, а также размещаются на интернет-сайте Центра www.Atalar.ru.
Несмотря на все наши усилия, мы понимаем, что для создания УМК азербайджанского языка требуются большие интеллектуальные и финансовые ресурсы, и поэтому просим оказать содействие в разрешении затронутых проблем – создании учебно-методического комплекса азербайджанского языка, отвечающего требованиям ФГОС РФ, и организации учебного процесса в школах России с учетом потребностей населения на местах.
Азер Сафаров, Председатель Правления НМиПП Центра азербайджанской культуры и языка
Количество просмотров: 3 945