Главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова в интервью «Эхо Москвы», высказала свое мнение по поводу происходящего в связи с недавними боевыми действиями вокруг Нагорного Карабаха.
Из интервью стало понятно, что штампы, тиражируемые в агрессивной информационной среде, влияют даже на таких независимо мыслящих людей, как Прохорова. Реальную картину событий в письме главреду «Нового литературного обозрения» представила кандидат искусствоведения Нигяр Ахундова, которая задалась несколькими вопросами, реально требующими ответа. В частности:
— Почему очевидные для всего мирового сообщества, в том числе, и для РФ истины о принадлежности Нагорного Карабаха и семи оккупированных районов Азербайджану постоянно подвергаются сомнению и ревизии в российских СМИ?
— Почему люди, работающие в сфере законотворчества, те же депутаты, например, напрочь отвергают законы международного права и ссылаются в своих размышлениях на исторические хроники тысячелетней давности? Разве какая-то из современных стран существует сегодня в границах I или II века н.э. Может, Франция, Германия или Россия?
— Почему никто не остановит российских депутатов, политологов, экспертов, сознательно и совершенно безнаказанно разжигающих националистические страсти?
— Почему 30 лет тому назад весь мир молча наблюдал за тем, как из Армении, потом из Нагорного Карабаха, а затем и вовсе из прилегающих к нему семи азербайджанских районов самым беспощадным образом и целенаправленно изгонялось местное население, и осуществлялась этническая чистка?
Беженцами и перемещенными лицами за несколько месяцев в начале 1990-х стало около миллиона человек — каждый восьмой житель Азербайджана. «Под насмешки и улюлюканье армянских боевиков раздетые, босые, испуганные и уж абсолютно точно без всякого сочувствия со стороны либерально-демократической интеллигенции азербайджанцы покидали свои родные дома — в прямом смысле этого слова под дулами автоматов, — пишет Ахундова. — Сегодня, наблюдая за армянами, покидающими оккупированные азербайджанские территории, тот же самый мир преисполнен сострадания. Так и хочется спросить — где же вы все были 27 лет тому назад со своей эмпатией и тягой к справедливости? Почему не видели того, что происходило у всех на глазах? Может, если бы мир проявил тогда по отношению к азербайджанскому населению чуть больше понимания и сочувствия, то и не произошло бы столько бед за эти годы? Жили бы все на своих местах, и не пришлось бы обманутым своим руководством армянам вселяться в дома изгнанных азербайджанцев, а теперь освобождать их с такой горечью и злостью — сжигая дома, вырубая вековые деревья, бросая на дорогах трупы забитых животных, — одним словом, оставляя после себя пепелище и экологическую катастрофу».
Масштаб разрушений на освобожденных землях поражает. Полностью уничтожены и разграблены жилые дома, школы, больницы, административные здания, музеи, памятники культурного наследия, даже кладбища. Из 67 мечетей, оставшихся на оккупированных территориях, разрушены 63, а среди обломков этих мечетей держали свиней. «На фоне этих варварских разрушений российские архитекторы из «АРХНАДЗОРа» обращаются к президенту России с просьбой взять под охрану и предотвратить возможные осквернения христианских памятников, расположенных на территории Нагорного Карабаха. Группа видных российских деятелей культуры составляет петицию в ЮНЕСКО с аналогичной просьбой. То есть те колоссальные разрушения, которые уже произошли на оккупированных территориях, включая 63 разрушенные мечети, и те, что происходят здесь и сейчас в Кельбаджаре и Агдаме с вырубкой вековых лесов и поджогами домов, никого не волнуют. А то, что в чьем-то больном воображении может произойти, уже оформлено в коллективное письмо, подписано известными архитекторами и представлено аж президенту России. И более того, получило молниеносный отклик. Вероятно, ни одно из обращений АРХНАДЗОРА по поводу реальной угрозы разрушения архитектурного наследия России не получало такой мгновенной реакции первого лица государства», — полагает Ахундова.
Она предложила российским деятелям культуры, прежде чем обращаться к президенту России или в ЮНЕСКО, ознакомиться с историей Азербайджана; поинтересоваться тем, сколько на его территории христианских памятников, как они реставрируются и охраняются государством; Сколько конфессий свободно осуществляют свои службы. «Разве Монастырь Дадиванк/Хутаванк, Гандзасар или другие христианские святыни на протяжении многих веков не стояли на азербайджанской земле, разве кто-то пытался осквернить их прежде?», — задается вопросом Нигяр Ахундова.
Отвечая на реплику Ирины Прохоровой о том, что «Армения была последней бывшей республикой, вполне себе союзной, где к России относились хорошо, несмотря на какие-то конфликты», Ахундова предложила вспомнить, какие антироссийские лозунги скандировали на митингах в Ереване, называя россиян оккупантами, посылая в адрес президента РФ непристойности; как забрасывали посольство России тухлыми яйцами и сжигали российские флаги; как согласно закону от 1993 года в Армении закрыли все государственные школы на русском языке, как парламент республики в июле 2020 года принял закон о вытеснении из страны Российского ТВ; как в Ереване был установлен памятник нацистскому преступнику Гарегину Нжде, (кстати, вдохновителю и лидеру азербайджанских погромов в Нагорном Карабахе в 1918 году).
Совершенно иная ситуация в Азербайджане. По информации сайта Россотрудничества, 140 000 азербайджанских школьников получают образование на русском языке в 343 школах. Поток в русский сектор продолжает расти, а за последние годы увеличился в три раза. Значительный процент обучения в вузах также проходит на русском языке. В Азербайджане очень уважительное отношение к русскому языку, им владеет подавляющее большинство городского населения. В Азербайджане только за последние годы открыты филиалы МГУ им. Ломоносова, Медицинской Академии им.Сеченова, успешно функционируют Бакинский Славянский Университет, Русский драматический театр, несколько азербайджанских телеканалов вещают на русском языке, целый ряд интернет ресурсов и печатных газет также выходят на русском языке. Русская община в Азербайджане насчитывает около 150 000 человек. Помимо этого, в Баку существует еще и свой особый русскоязычный мир, объединяющий азербайджанцев и лезгин, евреев и грузин, русских и украинцев, талышей и аварцев, турок и удин, татар и курдов, цахуров и армян. Причем общее число армян, достигает 30 000 человек, это и те, которые остались жить в Азербайджане после нагорно-карабахского конфликта. Стоит также вспомнить пишущих на русском языке азербайджанских писателей Максуда и Рустама Ибрагимбековых, Анара, Чингиза Абдуллаева, Натика Расулзаде и многих других, включая и молодое постсоветское поколение.
Исходя из этого, Нигяр Ахундова задает Ирине Прохоровой еще несколько весьма актуальных вопросов:
— Почему россияне не хотят видеть все эти различия, почему закрывают глаза на реально хорошее отношение к своей стране и своему народу в Азербайджане?
— Почему изо дня в день, из передачи в передачу, из одного поста в другой тиражируется мнение о том, что Россия должна поддержать Армению, это ее единственный оплот и последняя надежда на Кавказе? И это, несмотря на всю антироссийскую риторику, транслируемую сегодня из Еревана. Когда же Россия успела так провиниться перед Арменией, что сегодня стала мишенью для обвинений в предательстве, в отступничестве, в продажности?
«Наверняка тут какой-то неведомый моему пониманию и пониманию многих гештальт, который пора бы уже закрыть», — пишет Ахундова.
Количество просмотров: 3 032