Худавенгский храмовый комплекс, расположенный в селе Венг Кяльбаджарского района, свидетельствует о веровании предков азербайджанского народа и его толерантности, несмотря на многовековые испытания.
Родные для азербайджанцев имена Арзу хатун, Турсун, Гасан, Шамс, Алтун, Гарагез и другие, увековеченные на этих камнях, являются одним из показателей этнической принадлежности этого комплекса памятников.
Армяне, переселенные в Азербайджан 200 лет назад, прибегали ко всевозможным фальсификациям для того, чтобы присвоить принадлежащие азербайджанскому народу религиозные, исторические и культурные памятники. К таким памятникам относится и Худавенгский монастырский комплекс.
Прежде чем перейти к истории храма, расположенного среди гор, хотели бы напомнить, что 4 декабря представители Албано-удинской религиозной общины Азербайджана посетили этот монастырский комплекс. Преодолев в холодный зимний день расстояние в 400 километров от села Нидж Габалинского района, пройдя по заснеженным горным тропам Муровдага, они прожили исторический день. Здесь, в Худавенгском монастыре были вознесены молитвы за упокой душ шехидов Отечественной войны, освободивших от вражеской оккупации родной Карабах, в том числе одну из жемчужин этого края — Кяльбаджар. Прозвучала литургия на удинском языке, в церкви были зажжены свечи. И это имеет очень большое символическое значение.
В поездке участвовали и корреспонденты АЗЕРТАДЖ. Фотографии, отражающие виды Худавенга спустя тридцать лет, впервые были опубликованы на сайте АЗЕРТАДЖ — перед глазами оживала великолепная картина.
Председатель Албано-удинской религиозной общины Азербайджана Роберт Мобили, принимавший участие в поездке, отметил, что Худавенгский храм как с исторической, так и архитектурной точек зрения полностью относится к Албанской апостольской церкви. Фальсификации, совершенные здесь армянами, отчётливо видны в виде современных хачкаров на входе в монастырь и во многих крестовых элементах внутри монастыря.
На следующий день после поездки в Венг мы позвонили Роберту Мобили и поинтересовались его впечатлениями. Являясь геологом по специальности, Роберт в составе геологических партий в советское время пешком обошел горы Кяльбаджара. По его словам, ему знаком здесь каждый камень, каждое дерево. Но приехав сюда на этот раз, он словно увидел другие горы. Армяне вырубили и вывезли даже деревья. Если бы было возможно, они вывезли бы и камни.
«Это не тот Кяльбаджар, который я видел в молодости. По пути в Худавенг мы увидели два разрушенных албанских храма. Здесь же не было боёв, чтобы они сказали, что в них попал снаряд. Это отчётливо свидетельствует об отношении армян к историческим памятникам. Я впервые посетил Худавенгский монастырский комплекс. До этого видел его только на фотографиях. Мое внимание, как геолога, в первую очередь привлекли камни. На камнях есть такая информация, стереть которую невозможно, как бы ни старались. Сегодняшнее развитие науки позволяет провести анализ и с легкостью определить возраст камней, состав песка, установить, что правда, а что фальсификация. С уверенностью могу сказать: если провести такой анализ, то будет выявлено, что этим камням и крестам не более 200 лет, а возможно, они были установлены после 1993 года. А ведь Худавенгскому монастырю более 1000 лет. Внутри церкви они установили армянские кресты где только можно. Здесь недалеко работал цех, где, кажется, непрерывно изготовлялись кресты. Они извлекли из стены большой камень и установили на его месте крест.
Для того, чтобы залечить раны этой земли, камней, деревьев, нужно время. Но, как сказал наш Президент, мы сделаем это. На освобожденных от оккупации землях мы восстановим все наши религиозные памятники, разрушенные армянскими вандалами», — с уверенностью сказал Роберт Мобили.
Мы просмотрели некоторые исследования, связанные с историей монастыря Худавенг, интересные суждения наших ученых-историков. Историк XII века Мхитар Гош отмечал, что храм был основан в первых веках нашей эры, когда миссионеры проповедовали свое вероучение в Кавказской Албании. По имеющимся данным, самое раннее здание комплекса — базилика — было построено в VIII веке на могиле Дади, который пришел проповедовать христианство по указанию апостола Иисуса Христа святого Фаддея. Этот монастырь считается одним из первых христианских храмов на территории Южного Кавказа.
После оккупации Арменией в 1993 году Кяльбаджарского района представители проживающих в Азербайджане древних христианских этнических общин были лишены возможности посещать монастырь. Армяне же представляли миру Худавенг как свой храм, пытаясь обосновать это крестовыми элементами, которые они позже добавили в строение.
Профессор Гюльчохра Мамедова, исследовавшая архитектурные особенности Худавенга, отмечает, что это самый крупный монастырский комплекс на территории Азербайджана. В комплекс входит более десятка строений различных размеров и конструкций религиозного и светского характера. Одна из особенностей самого древнего из них — базилики — дополнительное пространство рядом с главным алтарем. Эти места хранят уникальные традиции храмовой архитектуры Кавказской Албании.
Ученый-историк, профессор Ибрагим Зейналов накануне освобождения Кяльбаджара от оккупации заявил в интервью АЗЕРТАДЖ, что церковь Арзу хатун, занимающая основное место в монастырском комплексе, является одним из самых ценных образцов албанской архитектуры. На восточной стене церкви с двумя барельефами изображены князь и святой, а на южной стене — два князя, держащие в руках модель храма. На стене же другого входящего в комплекс здания — храма Игид Хасана, есть надгробная надпись, подтверждающая, что оно было построено в 1182 году. В 1224 году в большом здании, пристроенном к комплексу, были похоронены члены аристократической семьи. По мнению ученых, строительство комплекса было завершено в XIII веке. Несмотря на трудности, пережитые в период царской России, годы советской власти, все религиозные памятники на территории Азербайджана, в том числе монастырь Худавенг, были сохранены. После восстановления государственной независимости Азербайджан уделяет особое внимание и заботу о культовых местах, принадлежащим разным религиям.
Хотели бы завершить наши заметки мыслями Президента Ильхама Алиева об албанских церквях, высказанные в его обращении к народу по случаю освобождения Кяльбаджара от оккупации: «Достаточно взглянуть на историю, чтобы каждый увидел, что в 1830-х годах Российская империя упразднила албанскую церковь, передала все ее имущество армянской григорианской церкви, и армянские священники, их покровители начали присваивать эти церкви. Их первостепенной задачей было стереть, предать забвению историю Кавказской Албании. Но мы не позволили. В Азербайджане есть достаточно большая научная база, труды, связанные с этим вопросом. Эти труды доводятся и должны доводиться не только до научной общественности, но и в целом мировой общественности. Кавказская Албания была большим государством. Ее столицей был город Габала. Относящиеся к Кавказской Албании исторические памятники, церкви являются нашим историко-культурным достоянием. Мы охраняем эти церкви. Я неоднократно бывал в этих церквях, в городе Шеки, Габалинском районе, в удинской церкви. Как вы знаете, в период войны по инициативе Фонда Гейдара Алиева были завершены ремонтные работы в древней удинской церкви Кавказской Албании в поселке Нидж, и состоялось ее открытие. Мы охраняем эти церкви как наше культурное достояние. Поэтому пусть никто не переживает. Эти церкви и дальше будут охраняться государством».
Монастырский комплекс Худавенг — это окаменевшая память истории. По словам Роберта Мобили, камни содержат такую информацию, что, как бы армяне и их французские покровители ни старались, они не могут ее стереть.
Количество просмотров: 1 889