Церемония награждения Премиями ЮНЕСКО в области грамотности состоялась 7 сентября накануне ежегодного Международного дня грамотности 8 сентября. Тема Дня в 2018 году — «Грамотность и развитие навыков».
Всемирное празднование ЮНЕСКО Международного дня грамотности завершилось церемонией награждения Международными премиями ЮНЕСКО в области грамотности в штаб-квартире Организации (17:00-18:00, 7 сентября).
В этот же день состоялась Международная конференция на тему «Грамотность и развитие навыков», в которой принимали участие различные заинтересованные стороны и лица, ответственные за принятие решений, со всего мира. Участники рассмотрят, каким образом интегрированные подходы к распространению грамотности и развитию навыков могут содействовать сокращению разрыва в уровне грамотности и улучшению способности учащихся соответствовать потребностям современного глобализированного и оцифрованного рынка труда.
Во всем мире по меньшей мере 750 млн. человек по-прежнему не имеют базовых навыков грамотности. Две трети неграмотных – женщины, из которых 102 млн. составляют молодые девушки в возрасте от 15 до 24 лет. В то же время многие из 192 млн. безработных в мире не могут обеспечить себе достойные средства к существованию по причине отсутствия базовых навыков, включая грамотность, оказываясь не в состоянии соответствовать квалификационным требованиям быстро меняющегося рынка труда.
Данные проблемы лежат в центре Международного дня грамотности в этом году. Задачей Дня является выявление эффективных комплексных подходов для распространения грамотности и развития навыков с целью подготовки и поддержки программ обучения на протяжении всей жизни, улучшения условий жизни и средств к существованию.
«Благодаря навыкам грамотности каждый из нас может стать хозяином своей судьбы», — заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле. «Овладение грамотностью представляет собой первый шаг на пути к свободе, к преодолению социальных и экономических барьеров. Грамотность составляет непременное условие развития каждого человека в отдельности и общества в целом. Грамотность позволяет разорвать порочный круг социального и гендерного неравенства».
«Несмотря на то, что в последние десятилетия в деле распространения грамотности были достигнуты заметные успехи, нам ещё предстоит создать мир, в котором каждый человек обладал бы необходимыми базовыми навыками грамотности», — добавила г-жа Азуле. «ЮНЕСКО активно участвует в пересмотре политики в области распространения грамотности и поощряет новаторские методы обучения. В этот День я призываю всех, чья деятельность связана с образованием, и другие стороны заявить о своем намерении удвоить усилия, чтобы добиться полной ликвидации неграмотности».
Церемония вручения Международных премий ЮНЕСКО в области грамотности отметит лауреатов и их программы, примеры передовой практики в области распространения грамотности и развития навыков:
Премия ЮНЕСКО имени Короля Сечжона за распространение грамотности, учреждённая при финансовой поддержке Республики Корея, присуждается за программы профессиональной подготовки и обучения грамоте на родном языке:
Ускоренное обучение для маргинализированных женщин и девочек (Афганистан) — программа, созданная организацией «Помощь Афганистану на нужды образования» сразу же после афганской войны с целью предоставления женщинам и девочкам возможностей для обучения вне рамок формальной системы школьного образования. Эта программа предоставляет людям новый шанс завершить среднее образование и получить профессиональную подготовку, позволяющую им найти работу или создать собственный бизнес.
Программа «Aprender Siempre» (Уругвай). Эта программа Министерства образования и культуры Уругвая предлагает тюремным заключенным гибкие формы образования по вопросам гражданственности в рамках обучения на протяжении всей жизни, а также обучение грамоте, техническим и профессиональным навыкам.
Три награды Премии ЮНЕСКО имени Конфуция за распространение грамотности, учреждённой при финансовой поддержке правительства Китайской Народной Республики, присуждаются за деятельность на благо сельского населения и не посещающей школу молодежи, особенно девочек и женщин.
Лауреатами Премии в этом году стали:
Комплексное обучение грамоте и базовым навыкам работы с компьютером МУПК (Международное удостоверение на пользование компьютером) (Иран). Эта программа, разработанная Организацией по борьбе с неграмотностью, способствует распространению грамотности и навыков работы с компьютером среди детей и взрослых, в особенности среди женщин и девочек в сельских районах, представителей меньшинств, фабрично-заводских рабочих и лиц, содержащихся под стражей.
Национальный открытый университет Нигерии – Тюремные учебные центры Нигерии и Программа общего образования для заключенных (Нигерия). Эта программа Пенитенциарной службы Нигерии направлена на изменение отношения, ценностей и поведения посредством распространения грамотности, а также технического и профессионального обучения заключенных в целях содействия их социальной реинтеграции.
Испанский язык в качестве второго языка для взрослых иммигрантов (Испания). Эта программа Фонда «La Fundación Elche Acoge» способствует социальной и трудовой интеграции иммигрантов посредством уроков испанского языка и других мероприятий, способствующих изучению языка и развитию навыков.