Бегущие с Кавказского фронта вооруженные до зубов русские войска и армянские отряды, через иранские порты на кораблях и по суше, переходя со стороны Ирана, совершали бесчинства и резню мирного талышского и тюркского населения.
Эти дезертиры пополняли ряды молоканских, казацких и русских отрядов Мугани и Ленкорани. Находящегося на юге Мугани солдаты 29-й пограничной бригады русской армии, среди которых было много армян, под командованием полковника Ильяшевича, отличались особой жестокостью.
Еще в январе 1918 года началась резня местного населения. Русские солдаты, возвращающиеся из Ирана, открыли огонь по местному населению в Астаре. Это новость сильно напугала также население Ленкорани, потому что в это время там было более 2-х тысяч солдат других национальностей, и в их распоряжении было много оружия и боеприпасов. Русские солдаты передавали оружие и боеприпасы банде Аветисова, состоящей из армян и русских. Население приняло решение не пропускать это оружие. Чтобы завладеть оружием и боеприпасами, отряд Ибрагим бека Шахтахтинского совершил нападение на корабль «Милютин» с возвращающимися из Ирана русскими солдатами и завладел 6-ю пулеметами, 800-и ружьями, 85 тысячами патронов и 10-ю ящиками с минами. (Мурват Аббасов. «Резня в Ленкоране», http://1905.az/ — 29.05.2015)
Особым героизмом в это регионе отличался отряд под командованием Мамеда Тагиева – сына мецената и миллионера Зейналабдина Тагиева. Вот, что об этом пишут источники: «Где-то в начале марта 1918 г. в порту Ленкорани татарами под командой Шахтахтинского был разграблен пароход «Милютин». После этого местная «дикая дивизия» под командованием Тагиева разоружила роту Остен-Сакена». (Olga M. Morozova. «Mugan Region in 1918–1919» // Russkaya Starina, 2015, Vol. (13), Is. 1, стр. 48)
Это имеет непосредственное отношение к мартовским событиям 1918 г. в Баку. Известно, что конфликт разгорелся во время погрузки в бакинском порту на пароход «Эвелина» мусульманских частей, отправлявшихся в Ленкорань. По словам очевидца событий Поминова, в тот момент на соседнем причале грузился на судно «Александр Жандр» советский батальон, тоже готовившийся отплыть в Ленкорань. Между ними произошла небольшая перестрелка, а через час, в 6 часов вечера, в городе начался сильный бой… 27–29 марта пароход «Александр Жандр» прибыл в Ленкорань с отрядом Баксовета на борту, установивший в городе многопартийную советскую власть. (АПД УДПАР. Ф. 456. Оп. 2. Д. 172. Л. 166; Olga M. Morozova. «Mugan Region in 1918–1919» // Russkaya Starina, 2015, Vol. (13), Is. 1, стр. 48)
Еще один интересный эпизод позволяет понять роль Мамеда Тагиева в борьбе с большевицкими и армянскими бандами на Юге Азербайджана: «В 1917 г. он (Шевкунов) собрал небольшой отряд из жителей русских сел, который формально подчинялся Ильяшевичу. После того, как отряд Тагиева разоружил параллельные роты, Шевкунов уехал в Баку, но в конце марта 1918 г. вернулся назад на пароходе «Александр Жандр»» . (АПД УДПАР. Ф. 456. Оп. 18. Д. 33. Л. 136; стр. Olga M. Morozova. «Mugan Region in 1918–1919» // Russkaya Starina, 2015, Vol. (13), Is. 1, 56)
Однозначно в этой провокации и перестрелке есть роль и коменданта Ленкорани офицера Шевкунова, поскольку подчинявшиеся ему отряды головорезов обезоружены и наказаны со стороны Мамеда Тагиева. Отметим, что Шевкунов тогда бежал из Ленкорани в Баку, чтобы пополнить свои ряды солдатами и оружием. Именно в эти дни привозят тело Мамеда Тагиева, погибшего в перестрелке в Ленкорани и после похорон в Баку, почетный эскорт, привезший его тело во главе с генералом Халил-беком Талышхановым при возвращении столкнулся в бакинском порту с отрядом Шевкунова, тоже выплывающем в Ленкорань на другом корабле. Большевики и дашнаки требуют у отряда Халил-бек Талышханова сдать оружие прежде чем отплыть в Ленкорань: по всей видимости таким образом Шевцов и его подручные хотели отомстить за свое позорное бегство после того как их в Ленкорани разоружил отряд покойного Мамеда Тагиева. Естественно Халил-бек Талышханов отказывается сдать оружие и в порту начинается перестрелка, в которой он погибает.
Эта большевицко-дашнакская провокация в итоге развязала им руки, чтобы учинить затем мартовскую резню азербайджанского населения по всей Бакинской губернии. Мартовская резня 1918 г. начавшаяся в Баку с нападения большевиков и дашнаков на военнослужащих Ленкоранского конного дивизиона, сформированного генералом Халил-беком Талышхановым из солдат и офицеров легендарной Дикой Дивизии, не обошла стороной и Ленкорань. В марте 1918 года в Сальянский, Гаджигабульский и Ленкоранский уезды были направлены армяно-дашнакские вооруженные отряды которые начали зверства над безоружным мусульманским населением.
В период мартовских событий армянские дашнаки учиняли невиданные зверства против мусульманского населения Ленкоранского уезда и жестоко расправлялись с мирным населением. При этом находящиеся в уезде русские солдаты не только не препятствовали их бесчинствам – но, наоборот в них участвовали. Во время кровавых мартовских событий 1918 г. предвзятая ненависть к мусульманскому населению в частности выразилась в выступлении проармянски настроенного офицера русской армии, коменданта гарнизона Ленкорани Шевкунова. Он был уроженцем Пришиба, жившим в Билясуваре. «По словам большевика доктора Захарьяна, Шевкунов творил безобразия особенно в отношении тюркского населения…» (Olga M. Morozova. «Mugan Region in 1918–1919» // Russkaya Starina, 2015, Vol. (13), Is. 1, стр. 49)
В этот период в крае царило подлинное безвластие, ярко описанное бывшим красноармейцем Осиповым: «Положение тогда в Ленкорани было неопределенное, каждый выдавал себя за власть. Даже улицы так назывались: рябовская улица, здесь Акопов, тут Осипов и т.д. Каждую ночь там шла охота между этими группировками. Сегодня хотели арестовать Акопова, завтра Шевкунова и т.д. Словом, полная анархия. Ночью мы не могли выйти на улицу» (АПД УДПАР. Ф. 456. Оп. 18. Д. 33. Л. 166)
В городе Ленкорани и его ближайших окрестностях начали бесчинства над мусульманским населением и банды из числа солдат-дезертиров русской Кавказкой армии, среди которых тоже было много армян. Так бандитский отряд Шевкунова воспользовавшись смутой, завладел домом Мир Ахмед хана и сделал своей штаб-квартирой. Солдаты Шевкунова несколько дней регулярно обстреливали деревню Сютемурдов, под предлогом того, что в деревне находятся незаконные вооруженные группы, устраивали там пожар и грабежи.
Чтоб предотвратить несправедливость, аксакалы деревни идут к Шевкунову с просьбой прекратить огонь. Но по указу Шевкунова солдаты берут аксакалов в заложники и этим еще более усугубляют ситуацию. Затем солдаты напали на деревню Сютемурдов и потребовали оружие, между жителями деревни и солдатами произошел кровавый конфликт. В перестрелке погибло двое солдат. Шевкунов в ответ на это приказывает отрубить головы аксакалам деревни Сютемурдов.
Матросы русской Каспийской флотилии (которая по факту подчинялась руководимой большевиками и дашнаками Бакинской коммуне) также были вовлечены в массовые убийства мусульманского населения. Банда Шевкунова объединившись с армяно-дашнакскими силами, обстреливала город Ленкорань с военного корабля, в результате чего была разрушена одна из стен мечети Кичикбазар. Корабль «Александр Яндер» обстреливал прибрежные населенные пункты от Кызылагача до Астары.
Жители Герметюка послали старейшину села Гаджи Агабалу на переговоры с матросами с просьбой прекратить обстрелы. Но переговоры не дали результата. Шевкунов ответил, что пока не будут найдены убившие в результате перестрелки на сельском кладбище солдата, прекращения огня не будет. Село два дня обстреливалось пушками. Не довольствуясь этим, армянские и русские солдаты во время поисков в селе без суда и следствия на месте расстреляли семерых парней.
Всего весной 1918 года во время геноцида азербайджанского и талышского населения в Ленкоранском уезде было сожжено более 40 деревень, сотни невинных людей были убиты. Армянские дашнаки, захватывая дома, убивали всю семью, не жалея при этом ни стариков, ни даже беременных женщин. В один день в селах Герметюк более 70-ти, Мамуста до 30-ти, Кергелан до 30-ти, Сютамурдов более 20-ти, Гирдани более 20-ти человек стали жертвами трагедии. Армянские дашнаки и превратившиеся в бандитов русские солдаты убивали или подвергали пыткам самых уважаемых старейшин Ленкоранского уезда. Такая незавидная судьба ждала известных в Ленкорани Мешеди Гасыма, Мешеди Ширали, Кербелаи Нуруллу, Гаджи Ахунда, Веревуллу Мирмагомеда Талышханова и сотни многих других.
Известный в народе как Мири-бек — гвардии полковник Мирмагомедрза пользовался большим уважением в Ленкорани и его округе. Банда Шевкунова напала на его дом, а сам Мири бек был убит выстрелом в голову.
Армянские и русские солдаты разграбили село Шыхакеран, увели скот и отобрали все ценные вещи у его жителей. В отместку за смерть убитого в перестрелке армянина, солдаты заживо сожгли нескольких жителей села. У некоторых были отрезаны носы и выколоты глаза. Жители села бежали в лес между селами Мамуста и Холмили, и прятались там несколько дней. Бандиты собрали в дома молодежь села Мамуста и подожгли их. Некоторые жители села были зарезаны. Затем село было полностью сожжено. Женщины и дети бежали в лес Гочаселе.
Не лучшим было положение азербайджанского и талышского населения в Муганской степи, где с селами азербайджанцев и талышей соседствовали села русских колонистов. Здесь русские служащие пограничной стражи казаки и верхушка сектантов (молокан, субботник и т.д. организовали свои бандитские формирования, в которые принимали также солдат-дезертиров и армян-дашнаков). Ведущей фигурой среди муганских отрядных начальников был полковник Ильяшевич который до революции 1917 г. он командовал пограничным батальоном на Билясуварском участке и очень хорошо знал все местные особенности Мугани и умел ими пользоваться во время военных действий.
В отряд Ильяшевича вошли те из солдат царского призыва (пограничников и пехотинцев), «которые не хотели идти в Россию, где разгоралась гражданская война, а остались там [в Мугани]». Значительную часть из этих солдат составляли армяне, отличившиеся особой жестокостью по отношению к туркам, курдам, лазам и аджарцам еще в 1914-1917 гг.
Зверства отряда Иляшевича над мирным мусульманским населением начались еще до марта 1918 г., когда его отряд под предлогом «защиты» русских сел Северной Мугани стер с лица земли десятки мусульманских сел на расстоянии 25 километров вокруг русских сел. Уцелевшие жители бежали в южный Азербайджан (в Иран) к шахсевенам, которые впоследствии не раз приходи на помощь азербайджанскому и талышскому населению.
Начатый армянами в Баку 31 марта 1918 года геноцид мусульманского населения вызвал новую волну зверств на Мугани. Воспользовавшись этим, бандиты Аветисова начали нападать на мусульманские села в Ленкоранском уезде. Двигающиеся в сторону Мугани совместно с русскими солдатами армянские дашнаки грабили села на «Почтовой дороге» от Астары до Пришиба. Впервые сопротивление было оказано в марте 1918 года в окрестностях села Малакан (Калиновка). Отряд добровольцев из сел Хырмандалы, Гасанлы, Мамедханлы занял позицию на берегу реки Виляш близ Калиновки, чтобы разоружить солдат и завладеть их оружием и боеприпасами.
Слабо вооруженные и уступавшие в численности добровольцы, понеся большие потери, были вынуждены отойти. Эта перестрелка дала армянам повод для разграбления муганских мусульманских (талышских и азербайджанских) сел. Совместно с русскими армянские бандиты, уничтожили население более 23-х муганских сел, расположенных вдоль «Почтовой дороги» от села Йеддиоймаг до Пришиба и далее на север. Расположенное близ Малакана село Йеддиоймаг было сожжено, мечеть разрушена снарядами, а его жители подвергнуты пыткам.
В перестрелке между солдатами и жителями сел Мамедханлы и Гасанлы был убит один солдат. Полковник Ильяшевич обещал ответить жестокостью, если виноватый в смерти солдата не сдастся. В ответ на это жители сел Мамедханлы и Гасанлы ночью совершили набег на Малакан. После этого армянские бандиты устраивают в этих селах облавы и аресты, расстреливают невинных людей. Ису Гасан оглу арестовывают как организатора. Его привязывают к лошади и волоча по земле полуживого доставляют в Пришибский полк. В результате зверств и бесчинств отряда Ильяшевича и армянских бандитов против мусульман жизнь в муганских селах угасла и многие из них вымерли.
Так, например, Ильяшевичем вместе с армянскими бандитами было дотла сожжено село Хырмандалы. Ильяшевич обвинял жителей села в смерти двух русских солдат и приказал сжечь село дотла. Умеющие держать оружие жители села заняли оборону в местечке «Чандыг» близ села Гаджитепе. Дети и женщины для безопасности были вывезены в потерянные в камышах острова. Начиная с сальянской дороги ущелья Адыгезел, Салех, Гарейча, Арпа были местом прибежища жителей села Хырмандалы.
В перестрелке с армянами было убито несколько армян, но потерь среди защитников села было гораздо больше, что вынудило их отойти назад. Сельчане под началом Рза киши снова заняли оборону в местечке под названием колодец Худаверди. Получив подмогу в лице прибывших из Малакана и Пришиба русских солдат, армяне начали массово уничтожать мирное население. Русские солдаты с горы Баяндур пушечным огнем поддерживали армян. Вода в реке Акгобу покраснела от большого количества трупов.
В результате интенсивных карательных рейдов против мусульманских сел деятельности ильяшевского отряда возник дефицит припасов. Их удалось получить у бакинского отряда дашнака Арустамова, прибывшего на пароходе «Александр Жандр». С этого момента у Ильяшевича установились достаточно близкие отношения с армянскими главарями, Бакинской коммуны. Которая не смогла ничего противостоять Кавказкой Исламской Армии, в составе которой геройски воевал Генерал-майора Габиб-бека Салимова (1881-1920) – будущий освободитель Ленкорани.
Лишь победоносное наступление Кавказской Исламской Армии спасло азербайджанское, лезгинское, еврейское и талышское население Бакинской губернии от полного уничтожения. Поражения от Кавказской Исламской Армии привели к ликвидации большевистской Бакинской Коммуны 26 июля 1918 года, и замены ее на короткое время «Диктатурой Центрокаспия» на Мугани устанавливается правительство Временной Военной диктатуры Мугани, иначе прозванное в народе «Диктатурой Пяти»
Интересно что почему-то армянские фальсификаторы, сочиняя историю сперва «Муганской диктатуры» а затем «Муганской советской республики» как дескать явлениях «талышской государственности» сознательно игнорируют воспоминания, труд, который оставил очевидец и участник событий 1918-1919 года на Мугани. Речь идет о капитане русской армии В. А. Добрынине, который вынужден был эмигрировать и умер в Сербии, но при этом оставил свои достаточно подробные воспоминания о событиях в уезде во время гражданской войны. Его труд так и называется «Оборона Мугани» – записки пограничника» (Добрынин В.А. «Оборона Мугани. 1918–1919», Париж, 1974).) поскольку Добрынин сам принадлежал к числу русских пограничников из казаков-колонистов в Ленкоранской уезде. Эта книга была издана в 1974 году небольшим тиражом.
Странное дело, если бы те, кто сейчас пытается реконструировать историю Муганской советской республики действительно интересовались хотя бы частично исторической правдой – давали бы на нее ссылки. Но такого нет и в помине – в статьях, просвещенных «муганской диктатуре» и «муганской советской республике» как якобы «талышским» образованиям ее особо не цитируют. А талышские сепаратисты и армянские исторические фальсификаторы даже особо не ссылаются на эту книгу – несмотря на ее антиазербайджнскую направленность – поскольку она опровергает простым перечислением исторических фактов нынешний бред о якобы «современной борьбе талышей вместе с армянами и русскими против азербайджанских мусаватистов».
Самое интересное, что Добрынин вообще не выделяет талышей как отдельного этноса. Для него это такие же «татары», как и прочие тюрки – т.е. и азербайджанцы. Добрынин крайне негативно и враждебно относится и к Турции и Азербайджану он сторонник «великой, единой и неделимой России» и казалось, что от него надо ждать достаточно предвзятого описания азербайджанской армии и наоборот сокрытие фактов зверств русских бандитов из числа над азербайджанским и талышским населением.
Но в своих воспоминаниях Добрынин очень высоко отзывается и об азербайджанской и турецкой армии. Понятно, что преувеличивая «подвиги» своих соратников-русских, Добрынин с уважением относится к «татарам» (азербайджанцам и талышам) и туркам, как к достойным противникам. Добрынин признает участие армян-дашнаков в создании так называемой Муганской диктатуры и Муганской советской республики, а также их изначальную враждебность мусульманам – прежде всего талышам, Хотя Добрынину во многом свойственно положительное отношение к армянам как к ситуативным союзникам в 1918 г.
На одном из армянских форумов относительно книги Добрынина даются оценки очень красноречивые оценки, из которых можно понять, почему талышские сепаратисты и армянские исторические фальсификаторы на нее особо не ссылаются… Вот один из участников форума относительно книги «оборона Мугани» пишет: «Книжка написана русским офицером, мягко говоря, националистических взглядов. Произведение это принадлежит традиции батальной прозы 19 века — с огромными преувеличениями и расизмом по отношению ко всему не-русскому (татарам, иранцам, армянам, евреям, англичанам). Как исторический источник ее воспринимать надо очень и очень критически. Но надо отметить, что там не мало интересных фактов по гражданской войне в районе Ленкорани и Белисувара»
Другой участник форума замечает: «Книга очень интересная уже тем, что написана непосредственным участником этих событий.
Насчет расизма… Ну да… Можно в этом упрекнуть, да только она писана во времена, когда не было так наз. «политкорректности», в результате которой некоторым народам запрещено демонстрировать свой «расизьм», в то время как большинству можно оставаться расистами, как и раньше.
Он просто честно пишет, что думает… Он также точно вспоминает, как русские крестьяне отвечали массовыми убийствами на массовые убийства и протыкали штыками животы беременным азербайджанкам и резали их детей. Описывая мерзость и пакостность красных комиссаров, среди которых и на самом деле большинство в тех местах составляли евреи и армяне, автор не с меньшей художественностью описывает мерзость и дебилизм белогвардейцев и особенно их руководителей.
Хотя, как и у всех русских у него присутствует претензия ко всему миру за русские беды.
Далее… в книге совершенно не упоминаются талыши. Население к югу от Ленкорани, воевавшее с красными, он называет «татарами», как и азербайджанцев, хотя я точно знаю, что все аулы там были на самом деле талышскими. Но по книге судя, те талыши были лояльны Азербайджану и даже туркам.»