Спектакли по мотивам комедии «Аршин мал алан» Уз. Гаджибекова и «Мусье Жордан» М.Ф. Ахундова, трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира, сказок «Щелкунчик» Гоффмана и «Русалочка» Андерсена, цикла стихов «Персидские мотивы» Есенина и драматической поэмы поэтессы Зеренгиз Мансуровой «Джаваб вер» — спектакль «Ходжалы». Детский театр «Гюнай» за 15 лет своего существования перепробовал все жанры и получил множество самых высоких наград и лестных отзывов от зрителей и профессионалов театрального искусства. Каждый раз представляя Азербайджан за рубежом, детский театр «Гюнай» демонстрирует культурные ценности своего народа, главная из которых – наши умные, талантливые и счастливые дети.
Бессменный руководитель и главный вдохновитель театра «Гюнай» Лариса Викторовна Тарусова ответила на вопросы после двухчасового концерта, посвященного закрытию 15-го юбилейного театрального сезона театра.
— Как родилось название театра «Гюнай»?
— Наш театр образовался из детской эстетической студии «Гюнай», существовавшей еще с 1996 года. Для того времени это была одна из лучших студий, где были секции музыки, информатики, английского языка и др. Я вела предмет «эстетика»: рассказывала детям о выдающихся художниках и музыкантах. Мы ходили в гости к нашим художникам, на экскурсии в музеи и все это затем закрепляли какими-то литературными композициями, сценками. Я по профессии музыкант, но у меня всегда была склонность к театральному делу. В 2008 году мы впервые и довольно успешно выступили на фестивале детских театров в Москве – это стало началом нашей самостоятельной деятельности.
Умение чувствовать прекрасное… умение открывать свою душу и есть задача жизни, ее смысл и наша земная миссия
— Какое, по-вашему, главное качество развивают в детях занятия в театре «Гюнай»?
— Умение чувствовать прекрасное. Это, наверное, главное предназначение человека: умение чувствовать и ощущать прекрасное, наслаждаться красивой музыкой; не просто ощущать, но и пропускать через себя поэтическое слово… умение открывать свою душу — это, наверное, и есть задача жизни, ее смысл и наша земная миссия.
Спектакль «Ходжалы» – замечательный пример патриотического воспитания – живой и яркий!
— Наверное, легче идти проторенным путем, опираясь на классические произведения. Какие отклики получили на спектакль, в которой поднимается очень серьезная, совсем недетская тема трагедии Ходжалы?
— Несколько лет назад ко мне пришла одна женщина и принесла поэму на азербайджанском языке, спросила: можете ее поставить? Это была поэма «Джаваб вер» Зеренгиз Мансуровой. Сценарий по ней сделала, как обычно, я: поэма обросла театральным действием, сохранив сюжетную нить и целостность стихотворной строки. Отклики на спектакль были самые проникновенные и волнение в зале во время спектакля неподдельное… плачущие взрослые, вопрошающие: как дети могут так играть, разрывать свою душу? Но ведь дети, если умом не понимают многие вещи, они чувствуют все своим сердцем. И этот спектакль – замечательный пример патриотического воспитания – живой и яркий! После спектакля, вызвавшего бурю самых положительных восторженных откликов, было много откликов от профессионалов о том, как это здорово, в том числе и от представителей самых высоких госинстанций. Например, Гафар Алиев предлагал перевести сценарий на русский язык с тем, чтобы показывать спектакль в России и других странах постсоветского пространства. Но вплотную так никто и не занялся этим. А сама я не решусь сделать перевод — это очень серьезная тема, еще и в детской интерпретации – здесь все должно быть профессионально, на самом высоком уровне, необходимо подойти правильно, с учетом и политических моментов. И так из года в год: буря восторга, пожеланий и предложений в день показа в связи с отмечанием очередной трагической даты, которая затем сходит на нет по мере удаления от этого дня…
— На то, чтобы оттачивать актерское мастерство, нужно немало времен— Занятия длятся долго. Мы встречаемся два дня в неделю – в субботу и воскресенье. Помимо обычных театральных занятий: по улучшению дикции, сценическому мастерству, актерских этюдов, есть еще занятия по хореографии. Невозможно ведь, чтобы дети не двигались, в том числе и на сцене – это краски жизни, которые необходимо использовать с пользой для них. Итого занятие длится 3 часа минимально, а иногда и все 4. Ну, я уже не говорю о дополнительных занятиях перед выступлениями. Кто все это выдерживает – тот уже не уходит.
— Ваши маленькие артисты пользуются услугами суфлера?
— Суфлеров, конечно же, нет. Очень редко за кулисами стоит чья-то родительница и, переживая за сыночка или дочь, подсказывает. В основном, дети заучивают сами. А если от волнения что-то и забывают, то выручают те, кто рядом – все дети, как правило, знают роли друг друга наизусть. А те, кто постарше, даже если и происходит форс-мажор, как настоящие «профессионалы», с легкостью могут выкрутиться из любой ситуации. Например, на воскресном концерте Баба Яга и Леший несли какую-то околесицу, потому что Леший плохо выучил слова, и Бабе Яге приходилось сходу сочинять ответную реплику. Я его отругала потом, а зал хохотал и никто ничего не заметил.
— У вас есть дублирующий состав, как это принято во взрослом театре, на случай непредвиденных обстоятельств?
— Я давно подумываю о втором составе, но у нас не так много детей – всего около 30. Бывали экстремальные ситуации, когда ребята выручали друг друга. Например, как-то мы собирались во Францию. Буквально за день до отлета наша главная героиня, наша Джульетта заболела ветрянкой! Ее заменила девочка, которая, к нашему удивлению, сыграла эту роль просто блестяще.
Спектакль «Варварство» — это настоящая встряска души, все очень серьезно и по-взрослому
— Юбилейный сезон, вероятно, будет продолжаться до следующей весны? Чем еще порадуете зрителя?
— У нас подготовлен прекрасный спектакль «Белоснежка и семь гномов». В этом сезоне был поставлен также очень тяжелый – я имею в виду по накалу страстей — спектакль «Варварство» по произведению Муса Джалиля, небольшой по метражу, всего около 20 минут. Но это настоящая встряска души, все очень серьезно и по-взрослому. Еще мы подготовили сценки для Пушкинианы, которая в этом году праздновала в республике свое 20-летие. Также я давно планирую поставить спектакль «Руслан и Людмила» — спектакль крупномасштабный, с большим числом персонажей…. Когда-то я с него начинала… сегодня у того состава, который играл этот спектакль 14 лет назад, уже подрастают свои детишки.
— Можете вспомнить, в каких странах побывали ваши дети и каких результатов добились?
— Мы побывали во многих странах, в разных городах, на детских театральных фестивалях,: несколько раз в России, дважды во Франции, в Турции, Венгрии, Польше, Болгарии, Чехии, Австрии, Грузии, Эстонии, Белоруссии и Литве. Хочется отметить, что никогда еще мы не возвращались с фестиваля с пустыми руками. Награды самые разные: от лауреата III-й степени до Гран-при и специально учрежденных наград и призов. И это не только в театральных номинациях, но и в хореографических, особенно за национальные танцы. Мы работаем в творческом тандеме с прекрасным хореографом Гюнеш Талыбовой — она ставит танцы, и довольно часто мы выступаем с отдельными хореографическими номерами.
Главное, что в них живет любовь к искусству, к театру. В них эта дверка в сердце уже открыта и, думаю, никогда не закроется.
— Как часто ваши дети, с таким азартом и вдохновением занимающиеся в студии «Гюнай», став взрослыми, продолжают творческую стезю?
— К сожалению, лишь единицы выбрали творческие профессии. Одна девочка окончила консерваторию и сейчас поет, и очень талантливый мальчик учился в Москве в Институте искусств. Тут дело совершенно в другом: сказывается наш менталитет, чаще всего наших детей ориентируют на восприятие мира родители. Я знаю, что многие хотели бы связать свою жизнь с искусством, театром, но родители запрещают. Аргументируют примерно так: ты этим ничего не заработаешь, тем более у нас в Азербайджане. Нужно заниматься «делом» для того, чтобы если ты мальчик – «мог в дальнейшем кормить семью», а если девочка – «твердо стоять на ногах». Хотя не секрет, что сегодня талантливые артисты могут быть востребованы по всему миру и неплохо зарабатывать. Будучи в других странах, в Европе, я всегда поражалась, насколько там принято и поощряются обществом занятия творчеством. Взрослые ребята, занимающиеся в театральной студии, окончившие 12 классов, приезжают на фестиваль буквально на день-два и, отыграв роль, на следующий же день уезжают домой, так как назавтра у них вступительные экзамены в вуз. Разве наши дети могут позволить себе подобное? Да они до последнего дня занимаются подготовкой к экзаменам с частными педагогами! Но это уже другая проблема – образования, занятости наших детей. И потом, не имеет значения, кем станут дети, когда придет время взрослеть. Главное, что в них живет любовь к искусству, к театру. В них эта дверка в сердце уже открыта и, думаю, никогда не закроется. Со многими своими детками – бывшими артистами театра — я общаюсь до сих пор. Они по-прежнему любят искусство, музыку, театр. И я не переживаю, что они не заняты именно в сфере искусства – у них все равно другой настрой, другая тональность души.
«Один за всех – и все за одного!» — это такая наша традиция, ритуал, и это наш девиз
— Есть ли у театра какие-то ритуалы, которые они исполняют на удачу перед началом спектакля?
— У нас есть один ритуал, без которого не обходится ни один концерт или спектакль. Очень шумный ритуал! Я всегда говорю: тише, ребята, не так громко. Но по-другому не получается. В воскресенье, думаю, многие зрители услышали со сцены этот наш «боевой клич»! Мы собираемся за занавесом или в какой-то комнате и все, от мала до велика, взявшись за руки, произносим: «Один за всех – и все за одного!» Шепотом, как вы понимаете, такую фразу произнести не получается. Это такая наша традиция, ритуал, и это наш девиз, в котором заложены такие понятия как дружба, взаимовыручка, исключающее такое низменное чувство, присущее некоторым творческим людям, как зависть.
— Что для вас самое главное в вашем детище – театре «Гюнай»?
— Если я скажу «качество игры» – это будет звучать на первый взгляд тривиально. Но за качеством игры — как это разложено и что в это привнесено — стоит раскрытие душевных качеств детей. И вот это, наверное, самое главное — раскрыть человека через любовь к театру, искусству, воспитать в нем нечто возвышенное, желание жить в соответствии с вечными нетленными человеческими ценностями. Это самое главное. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: Театр — это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру.
Интервью вела Марина Мурсалова