Качество игры Или Детский театр в разрезе сознания

Спектакли по мотивам комедии «Аршин мал алан» Уз. Гаджибекова и «Мусье Жордан» М.Ф. Ахундова, трагедии  «Ромео и Джульетта» Шекспира, сказок «Щелкунчик» Гоффмана и «Русалочка» Андерсена, цикла стихов «Персидские мотивы» Есенина и  драматической поэмы поэтессы Зеренгиз Мансуровой  «Джаваб вер» — спектакль «Ходжалы». Детский театр «Гюнай» за 15 лет своего существования перепробовал все жанры и получил множество самых высоких наград и лестных отзывов от  зрителей и профессионалов театрального искусства. Каждый раз представляя Азербайджан за рубежом, детский театр «Гюнай» демонстрирует культурные ценности своего народа, главная из которых – наши умные, талантливые и счастливые дети.

Бессменный руководитель  и главный вдохновитель театра «Гюнай» Лариса  Викторовна Тарусова  ответила на вопросы после двухчасового концерта, посвященного закрытию 15-го  юбилейного театрального сезона театра.

— Как родилось название театра «Гюнай»?

— Наш театр образовался из детской эстетической студии «Гюнай», существовавшей еще с 1996 года. Для того времени это была одна из лучших студий, где были секции музыки, информатики, английского языка и др. Я вела предмет «эстетика»: рассказывала детям о выдающихся художниках и музыкантах. Мы ходили в гости к нашим художникам, на экскурсии в музеи и все это затем закрепляли какими-то литературными композициями, сценками. Я по профессии музыкант, но у меня всегда была склонность к театральному делу.  В 2008 году мы впервые  и довольно успешно выступили на фестивале детских театров в Москве – это стало началом нашей  самостоятельной деятельности.

 Умение чувствовать прекрасное… умение открывать  свою душу  и есть задача жизни, ее смысл и наша земная миссия

— Какое, по-вашему,  главное качество развивают в детях занятия в театре «Гюнай»?

— Умение чувствовать прекрасное. Это, наверное, главное предназначение человека:  умение чувствовать и ощущать прекрасное, наслаждаться красивой музыкой; не просто ощущать, но и пропускать через себя поэтическое слово… умение открывать  свою душу  — это, наверное, и есть задача жизни, ее смысл и наша земная миссия.

Спектакль «Ходжалы» – замечательный пример патриотического воспитания – живой и яркий!

— Наверное, легче идти проторенным путем, опираясь на классические произведения. Какие отклики получили на спектакль, в которой поднимается очень серьезная, совсем недетская тема  трагедии Ходжалы?

— Несколько лет назад ко мне пришла одна женщина и принесла  поэму на азербайджанском языке, спросила: можете ее поставить? Это была поэма «Джаваб вер» Зеренгиз Мансуровой. Сценарий по ней сделала, как обычно, я: поэма  обросла театральным действием, сохранив сюжетную нить и целостность стихотворной строки.  Отклики на спектакль были самые проникновенные и волнение в зале во время спектакля неподдельное… плачущие взрослые, вопрошающие:  как дети могут так играть, разрывать свою душу?  Но ведь дети, если умом не понимают многие вещи, они чувствуют все своим сердцем. И этот спектакль – замечательный пример патриотического воспитания – живой и яркий! После спектакля, вызвавшего бурю самых положительных восторженных откликов, было много откликов от профессионалов о том, как это здорово, в том числе и от представителей  самых высоких госинстанций. Например, Гафар Алиев предлагал перевести сценарий на русский язык с тем,  чтобы показывать спектакль в России и других странах постсоветского пространства. Но вплотную так никто и не занялся этим. А сама я не решусь  сделать перевод — это  очень серьезная тема, еще и в детской интерпретации – здесь все должно быть профессионально, на самом высоком уровне, необходимо подойти правильно, с учетом и  политических моментов. И так из года в год: буря восторга, пожеланий и предложений  в день показа в связи с отмечанием очередной трагической даты, которая  затем сходит на нет  по мере  удаления от этого дня…

— На то, чтобы оттачивать актерское мастерство, нужно немало времен— Занятия длятся долго. Мы встречаемся два дня в неделю – в субботу и воскресенье. Помимо обычных театральных занятий: по улучшению дикции, сценическому мастерству,  актерских этюдов,  есть еще  занятия по хореографии. Невозможно ведь, чтобы дети не двигались, в том числе и на сцене – это краски жизни, которые необходимо  использовать с пользой для них. Итого занятие длится 3 часа минимально, а иногда и все 4. Ну, я уже не говорю о дополнительных занятиях перед  выступлениями. Кто все это  выдерживает – тот уже не уходит.

— Ваши маленькие артисты пользуются услугами суфлера?

— Суфлеров, конечно же, нет. Очень редко за кулисами  стоит чья-то родительница и, переживая за сыночка или дочь, подсказывает. В основном, дети заучивают сами. А если от волнения что-то и забывают, то выручают те, кто рядом – все дети, как правило, знают роли друг друга наизусть. А те, кто постарше, даже если и происходит форс-мажор, как настоящие «профессионалы», с легкостью могут выкрутиться из любой ситуации. Например, на воскресном концерте Баба Яга и Леший несли какую-то околесицу, потому что Леший плохо выучил слова, и Бабе Яге приходилось сходу сочинять ответную реплику. Я его отругала потом, а  зал хохотал и никто ничего не заметил.

— У вас есть дублирующий состав, как это принято во взрослом театре, на случай непредвиденных обстоятельств?

— Я давно подумываю о  втором составе, но у нас не так много детей – всего около 30. Бывали экстремальные ситуации, когда ребята выручали друг друга. Например, как-то мы собирались во Францию. Буквально за день до отлета  наша главная героиня, наша Джульетта заболела ветрянкой! Ее заменила девочка, которая, к нашему удивлению,  сыграла эту роль просто блестяще.

Спектакль «Варварство» — это настоящая встряска души, все очень серьезно и по-взрослому

— Юбилейный сезон, вероятно, будет продолжаться до следующей весны? Чем  еще порадуете зрителя?

— У нас подготовлен прекрасный спектакль «Белоснежка и семь гномов». В этом сезоне был поставлен также очень тяжелый – я имею в виду по накалу  страстей  — спектакль «Варварство» по произведению Муса Джалиля, небольшой по метражу, всего около 20 минут. Но это настоящая встряска души, все очень серьезно и по-взрослому. Еще мы подготовили сценки для Пушкинианы, которая в этом году праздновала в республике свое 20-летие. Также я давно планирую поставить спектакль «Руслан и Людмила» — спектакль крупномасштабный, с большим числом персонажей…. Когда-то я с него начинала… сегодня у того состава, который играл этот спектакль 14 лет назад, уже подрастают свои детишки.

— Можете вспомнить, в каких странах побывали ваши дети и каких результатов добились?

— Мы побывали во многих странах, в разных городах, на детских театральных  фестивалях,: несколько раз в России, дважды во Франции, в Турции,  Венгрии, Польше,  Болгарии,  Чехии, Австрии,  Грузии,  Эстонии, Белоруссии и Литве. Хочется отметить, что  никогда еще мы не возвращались с фестиваля  с пустыми руками. Награды самые разные: от лауреата III-й степени  до Гран-при и специально учрежденных наград и призов. И это не только в театральных номинациях, но и в хореографических, особенно за национальные танцы. Мы работаем в творческом тандеме с прекрасным хореографом Гюнеш Талыбовой — она ставит танцы, и довольно часто мы выступаем с отдельными хореографическими номерами.

Главное, что в них живет любовь к искусству, к театру. В них эта дверка в сердце уже открыта и, думаю, никогда не закроется.

— Как часто ваши дети, с таким азартом и вдохновением занимающиеся в студии «Гюнай», став взрослыми, продолжают творческую стезю?

— К сожалению, лишь  единицы выбрали  творческие  профессии. Одна девочка  окончила  консерваторию и сейчас поет, и очень талантливый мальчик учился в Москве в Институте искусств.  Тут дело совершенно в другом: сказывается наш менталитет, чаще всего наших детей ориентируют на  восприятие мира родители. Я знаю, что многие хотели бы связать свою жизнь с искусством, театром, но родители запрещают.  Аргументируют примерно так: ты этим ничего не заработаешь, тем более у нас в Азербайджане. Нужно заниматься «делом» для того, чтобы если ты мальчик – «мог в дальнейшем кормить семью», а если девочка – «твердо стоять на ногах». Хотя не секрет, что сегодня талантливые артисты могут быть востребованы по всему миру и неплохо зарабатывать. Будучи в других странах, в Европе, я всегда поражалась, насколько там принято и поощряются обществом занятия творчеством. Взрослые ребята, занимающиеся в театральной студии, окончившие 12 классов, приезжают  на фестиваль буквально на день-два  и, отыграв роль, на следующий же день уезжают домой, так как назавтра у них вступительные экзамены в вуз. Разве наши дети могут позволить себе подобное? Да они до последнего дня занимаются подготовкой к экзаменам с частными педагогами!  Но это уже другая проблема – образования, занятости наших детей. И потом, не имеет значения, кем станут дети, когда придет время взрослеть. Главное, что в них живет любовь к искусству, к театру. В них эта дверка в сердце уже открыта и, думаю, никогда не закроется. Со многими своими детками – бывшими артистами театра —  я общаюсь до сих пор. Они по-прежнему любят искусство, музыку, театр. И я не переживаю, что они не заняты именно в сфере искусства – у них  все равно другой настрой, другая тональность души.

«Один за всех – и все за одного!» — это такая наша традиция, ритуал, и это наш девиз

— Есть ли у театра какие-то ритуалы, которые они исполняют на удачу перед началом спектакля?

— У нас есть один ритуал, без которого не обходится ни один концерт или спектакль. Очень шумный ритуал!  Я всегда говорю: тише, ребята, не так громко. Но по-другому не получается. В воскресенье, думаю, многие зрители услышали со сцены этот наш «боевой клич»! Мы собираемся за занавесом или в какой-то комнате и все, от мала до велика, взявшись за руки, произносим: «Один за всех – и все за одного!» Шепотом, как вы понимаете, такую фразу  произнести не получается. Это такая наша традиция, ритуал, и это наш девиз, в котором заложены такие понятия как дружба, взаимовыручка, исключающее такое низменное чувство, присущее некоторым творческим людям, как зависть.

— Что для вас самое главное в вашем детище – театре «Гюнай»?

— Если я скажу «качество игры» – это будет звучать на первый взгляд тривиально. Но за качеством игры — как это разложено и что в это привнесено — стоит раскрытие душевных качеств детей. И вот это, наверное, самое главное —  раскрыть человека через любовь к театру, искусству,  воспитать  в нем  нечто возвышенное, желание жить в соответствии с вечными нетленными человеческими ценностями. Это самое главное. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: Театр — это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру.

Интервью вела Марина Мурсалова

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.