В 1861 году в Шуше, в семье маляра Мешеди Исмаила, родился сын. Его назвали Джаббар. Мальчик с детства учился у отца его ремеслу, думал, что пойдет по стопам отца. Но уже с ранних лет все в деревне поняли: в семье маляра родился талант.
Дом Джаббара был очень близок к самому красивому месту в Шуше — скаковому полю. С детства мальчик уводил овец подальше от дома, садился на пригорок и пел. Слава о мальчике разошлась по всей Шуше. Учась в школе, Джаббар начал петь на свадьбах вместе со своим учителем.
Отца, готовившего Джаббара к исполнению мярсии, сильно беспокоила популярность Джаббара, как певца на свадьбах, и он выступил против пения сына на светских празднествах, и против его певческой карьеры. Однажды сильно простывшего и заболевшего юного Джаббара ведут к врачу. Пользуясь случаем, Джаббар просит врача помочь ему уговорить отца, чтобы тот разрешил ему петь. Врач Смирнов внял просьбам талантливого парня и убедил отца Джаббара, Мешади Исмаила, что единственным способом излечения Джаббара является возобновление его певческой деятельности. После этого отец юного ханенде вынужден был согласиться с таким выбором сына. Юный Джаббар продолжил выступать на свадьбах и празднествах
Через несколько лет мальчику было суждено стать живой историей азербайджанской музыки.
Этот мальчик стал великим певцом, композитором, народным артистом Азербайджана, выдающимся музыкальным деятелем, собравшим более 500 народных песен, лучшим голосом Закавказья, основателем пения «ханенде» Джаббаром Гарягды....
Мугамы, которые исполнял Джаббар Гарягды, вписаны в золотой фонд музыкальной истории Азербайджана. Ханенде так же был и известным вокальным исполнителем. Сильный драматический тенор Джаббара Гарягды ставится в один ряд с великими мастерами оперы 19-го века. Для великого певца Бюль Бюля Гарягды был примером и учителем. Имено Бюль Бюль впервые записал голос Джаббара Гарягды на граммофоне. Голосовые связки Гарягды были уникальными. Он мог петь мугамы по 4 часа, не останавливаясь.
Однако, как учитель, Джаббар Гарягды очень заботливо относился к своим ученикам, и учил их беречь голос, правильно питаться, уметь отдыхать. Его учениками были Хан Шушинский, Сеид Шушинский, Бюль Бюль, Давуд Сафияров, Зулфу Адыгезалов, Джахан Тадышинская, Явер Келентерли… Композитор Глиер говорил о Джаббаре Гарягды: «Вокальное искусство этого певца не поддается описанию. Он Великолепен. Его голос льется как ручей»
Джаббар Гарягды был одним из основателей Государственной Консерватории Азербайджана. В 1906 году Гарягды сыграл роль Меджнуна в опере «Лейли и Меджнун». Говорят, тогда для создания образа безумного влюбленного он на голову положил настоящее гнездо, а оказалось, что в гнезде сидел маленький соловей. Когда Гарягды исполнял партию над могилой Лейли, соловей запел, и, исполнив несколько трелей, улетел из гнезда.
В книге «Песни и музыка Азербайджана», изданной в Москве в 1965 году, написано:
«В 1906 году Джаббар Гарягды дал концерт в Варшаве. Весь гонорар, полученный за концерт, Гарягды раздал студентам Закавказья. Джаббар Гарягды был очень близок с Есениным и Шаляпиным. Сергей Ессенин назвал Гарягды «пророком восточной музыки». Позже в Москве, вспоминая эти встречи, Есениин напишет: «И правду говорят, если он не поет, он не из Шуши»… Джаббар и сам любил писать стихи. Говорят, однажды на свадьбе отец невесты попросил Джаббара спеть посвящение его дочери. Так прямо на свадьбе за несколько минут родилась песня «Иреванда хал галмады»…..
В 1905 году Гарягды организовал трио, в которое входили тарист Курбан Пиримов и кеманчист Саша Оганезашвили. В составе трио они выступали вместе больше 20 лет. В 1907-1910 годах Узеир Гаджибеков, Мирза Алекпер Сабир, Гаджиага Аббасов и Джаббар Карьягды в Балаханы совместными усилиями создают театральный кружок при рабочем клубе. Члены кружка Мирза Мухтар, Джахангир Зейналов, Гусейн Араблинский, Абульфат Вели и Мирзага Алиев часто показывали спектакли. В антрактах Карьягдыоглы пел в сопровождении Курбана Пиримова и Саши Оганезашвили.
В 1906-1912 годах Джаббар Карьягды совершил поездки в Киев, Мскву и Варшаву, где записал мугамы и теснифы. В 1912 году, возвращаясь из Варшавы, Джаббар Карьягды дал восточные концерты в Москве. Джаббар мастерски исполнял такие сложные мугамы, как «Кюрд-Шахназ» и «Махур».
Летом 1911 года Джаббар дал концерт в пользу старого ханенде Джумшуда. После появления афиш билеты были распроданы всего за час. Но желающих попасть на концерт было больше. Из-за отсутствия мест и билетов пришлось дать второй концерт. Но поскольку желающих попасть и на второй концерт было много, Джаббар решил выступить с концертом у источника «Хуррам».
Хан Шушински так вспоминает о своем выступлении с 72-летним Джаббаром Гарягды:
«Осенью 1933 года меня пригласили на концерт с участием Джаббара и других ханенде. После всех выступлений объявили последний номер: «Хейраты». Открылся занавес. Оркестр заиграл «Хейраты». Мощный голос Джаббара наполнил весь зал. Признаюсь, что, несмотря на то, что я пел уже 20 лет, я невольно растерялся. 72-летний Джаббар пел с необыкновенным вкусом и вдохновением, и это окрылило меня. Взяв себя в руки, я последовал за голосом учителя. Джаббар перешел к самой высокой части мугама — «Уззал». Я был в изумлении. В 72 года петь «Уззал»?! Это была невиданная отвага и мастерство в истории мугамата. Закончив пение мощными трелями, Джаббар передал мне черед. Затем Джаббар похлопал меня по плечу и сказал: «Молодец! Береги свой голос, ты станешь самым прекрасным ханенде будущего».
20 апреля 1944 года в возрасте 83 лет Джаббар Гарягды оглу скончался.
Великий Бюльбюль, вспоминая Джаббара Гарягды, писал: «Говоря об искусстве ханенде в Азербайджане, прежде всего следует говорить о Джаббаре Гарягды. Джаббар весь — история. Его жизнь — это история азербайджанской музыки…».
Айтен АЛИЕВА
Количество просмотров: 6 890