Горькая история Музея хлеба в Агдаме

В Агдаме, городе, стараниями армян превратившемся в город-призрак, «Кавказскую Хиросиму» – как называли город иностранные журналисты, существовал уникальный в своем роде Музей хлеба.

Он располагался в помещении старинной мельницы, построенной в конце XIX в. Мухаммедом Гараевым, представителем известного в этом районе рода. Мельница охранялась государством как памятник истории местного значения.
Агдам, как и вообще Карабах, всегда была аграрным краем – благодаря уникальной почве и климату. Поэтому неслучайно и неудивительно, что именно в Азербайджане был создан первый в Советском Союзе Музей хлеба – в Ленинграде Музей хлеба был организован лишь в 1988 г. И вторым на все огромном пространстве Евразии – после Музея хлеба в немецком Ульме, открытом в 1955 г.
Идея создания музея принадлежит работавшему в 1982 г. Первым секретарем районного комитета партии Садыгу Муртузаеву. Начатые в том же году в мельнице ремонтно-восстановительные работы были завершены в следующем году, и 25 ноября 1983 г. музей принял своих первых посетителей.
Те, кто создавал этот музей, работали с огромным энтузиазмом и на общественных началах. Позже, правда, выделили небольшой штат, необходимый для развития и поддержания работы этого уникального очага культуры.
Первым директором музея был Аллахверди Асадов. В разное время эту должность занимали Офелия Зейналова (1984-1987), Ниязи Гулиев (1987-1988), а с 1988 г. и далее – Хафиз Алиев.
Работу по оформлению музея проводила группа под руководством Эдуарда Крупкина, сотрудника управления художественного оформления Министерства культуры. Основной фасад здания украсили изящные каменные шебеке и два огромных мозаичных панно высотой практически в два этажа.
Панно были выдержаны в классическом советском стиле монументального декоративно-прикладного искусства, однако были необычайно яркими и выразительными. Насколько они были красивы, можно понять даже по фотоснимкам развалин, в которые армянские варвары превратили уникальный музей.
Внутри музея имелись цветные витражи, потолок состоял из светлых и темных деревянных квадратов; освещение было приглушенным. При входе в один из залов музея было написано «Поклонись хлебу!». Все посетители музея отмечали некую торжественность, присущую этому месту.
В комплекс музея входил и караван-сарай. В советское время караван-сарай на территории т.н. «Мельничного двора» («Dəyirman həyəti») был приспособлен для жилья и передан местным жителям.
В 1987 г. мельница была полностью приведена в рабочее состояние, и в штатное расписание музея включили необычную штатную единицу – мельника. Целью работы этого сотрудника было сохранение мельницы в рабочем состоянии для того, чтобы иметь возможность представлять гостям готовую продукцию.
Музей состоял из трех основных секций. Из центрального входа можно было попасть в Летний зал, посередине которого размещался красивый фонтан. Из летнего зала можно было пройти в кафе «Сюнбюль», входившее в комплекс музея. У кафе было два зала и своя кухня.
Кафе «Сюнбюль» при Агдамском музее хлебаКафе «Сюнбюль» при Агдамском музее хлеба
Из Летнего зала можно было пройти непосредственно в выставочный зал. Выставочный зал был высоким – на два этажа – и местами делился на верхний и нижний ярусы. Площадь первого выставочного зала составляла 80 кв.м, второго – 30 кв.м. В первом зале размещалась механическая мельница, способная перемолоть в день 8-10 тонн зерна. Здесь также экспонировалась применяемая в 30-е гг. ХХ в. машина «Триер» для разделения зерна и примесей.
Второй выставочный зал также изобиловал интересными экспонатами. Здесь были выставлены орудия труда – соха, молотильная доска, нож, серп, молотилка – «чарчар». Имелись также древние книги, рукописи и различные материалы, свидетельствующие о развитии сельскохозяйственных инструментов для зерноводства и земледелия.
По деревянной лестнице слева от мельницы можно было подняться на второй ярус. Здесь экспонировались мучные изделия, в том числе виды хлеба, которые пеклись в Гяндже, Нахчыване, Карабахе, Грузии, Армении, Дагестане, Самарканде. Кроме того, в нижнем зале демонстрировались древний кувшин и кухонная утварь.
Наверху по левую сторону входной двери, в антресольном отсеке располагался кабинет администрации площадью 20 кв.м, а также фойе. Из фойе шла лестница на чердак музея, где были оборудованы запасники.
Экспонаты одного из залов были связаны исключительно с зерноводством и земледелием. Здесь были выставлены различные виды пшеницы, зерна разных сортов, хлебные карточки, выдаваемые детям во время войны, а также карта Азербайджана, изготовленная из пшеничных зерен.
Наибольший интерес вызывал самый древний экспонат музея – окаменевшие пшеничные зерна VII тыс. до н.э. Эти зерна, обнаруженные во время раскопок на холме Чалаган-тепе на территории агдамского села Эфетли благодаря усилиям известного археолога Идеала Нариманова, были переданы музею академиком, ученым-селекционером Имамом Мустафаевым, создателем твердых сортов пшеницы.
Фото Бабека КулиеваФото Бабека Кулиева
Еще одни знаменитый экспонат – опаленный войной кусочек хлеба, привезенный из Ленинграда россиянкой Галиной Андреевной Канаевой, хлебопеком по профессии, пережившей блокаду. Это маленькая 125-граммовая пайка, которая выдавалась в годы войны блокадникам. Тогда хлеб был высшей ценностью, дороже золота. И вот этот кусочек не съеденного тогда хлеба занял почетное место в музее.
О визите Галины Канаевой в Агдамский Музей хлеба и ее даре был снят документальный фильм. В этом же фильме рассказывалось и о музее, его истории и экспонатах.
Еще одни интересный экспонат – ручные каменные жернова XVII в. (кир-кире). Их подарил музею восьмидесятисемилетний старик Исмаил Кафар оглу Мамедов из села Агамалы. «Пусть люди смотрят и понимают, как доставался тогда хлеб», – сказал тогда аксакал.
Музей жил очень насыщенной жизнью. Сюда привозили школьников со всей республики, проводились тематические конференции, различные мероприятия. Музей нравился всем без исключения. Для азербайджанцев хлеб – это святое. Но не для всех…
В ходе атак вооруженных сил Армении музей дважды пострадал от снарядов. Первый снаряд попал в выставочный зал, но не взорвался. Второй поразил музей 12 августа 1992 г., когда Агдам подвергся мощному ракетному и артиллерийскому обстрелу.
Именно этот снаряд положил конец существованию музея, проработавшему всего десять лет. К великому сожалению, потушить пожар не удалось, и в результате дотла сгорело до полутора тысяч бесценных экспонатов. От музея остались одни стены.

 

 

Правда, кое-что чудом удалось сохранить. Так, когда Агдам оказался под угрозой неминуемого захвата, из музея были вывезены некоторые экспонаты, в том числе те древние окаменевшие пшеничные зерна. Они были переданы в Государственный музей истории Азербайджана в Баку.
Армяне позиционируют себя цивилизованными жителями Кавказа. Забыв при этом напрочь, что уничтожить хлеб – это уничтожить жизнь. Что может быть более варварским?
Но армянам было мало уничтожить Музей хлеба. Они глумились над его руинами. Стреляли в красочные панно. Но если бы просто стреляли – это еще полбеды. Они стреляли изображенному ребенку в лицо, женщинам в лицо, в грудь и между ног. И мужчине – в голову и между ног. О какой цивилизованности можно после этого говорить? Так не поступали даже варвары и фашисты.
В 2011 г. в Баку увидела в свет книга «Агдамский музей хлеба: вчера, сегодня и завтра» («Ağdam Çörək Muzeyi: dünəni, bu günü və sabahı»). Она издана при поддержке Ассоциации содействия развитию гражданского общества в Азербайджане и Фонда защиты свободы слова.
Со времен существования музея сохранились статьи, брошюры, книги и другие материалы о деятельности музея, хвалебные отзывы и впечатления посетителей. Часть этих материалов вошла в книгу. Хоть что-то осталось от чудесного музея…
Оксана БУЛАНОВА
Источник: Аzerhistory.com

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.