Фикрет Амиров

Я видел родник. Чистый и свежий, звонко журча, бежал он по родным полям. Свежестью и чистотой дышат амировские песни. Я видел чинар. Врастая корнями глубоко в землю, он кроной своей вознесся высоко в небо. Сродни этому чинару искусство Фикрета Амирова, возвысившееся именно благодаря тому, что укоренилось в родной почве.
Наби Хазри

Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: «Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров», — писал Д. Шостакович. — «Мелодия — душа его творчества».

Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. «Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья», — вспоминал Амиров. — «…Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость». Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки — композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова — основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. «Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим», — писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма «Посвящение Узеиру Гаджибекову» (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется «Аршин мал алан») у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию «Похитители сердец» (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию — «Радостная весть» (пост. 1946). В этот период появляются также опера «Улдиз» («Звезда», 1948), симфоническая поэма «Памяти героев Великой Отечественной войны» (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию «Низами» — первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары», представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.

«Создание симфонических мугамов „Шур“ и „Кюрд-овшары“ — инициатива Бюль-Бюля», — отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся «самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне». Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.

Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере «Севиль» (пост. 1953) — первой национальной лирико-психологической опере. «Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи», — писал Амиров. — «В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль — маленького Гюндюза. …Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы — идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом». Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: «…„Севиль“ богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере».

Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита «Азербайджан» (1950), «Азербайджанское каприччио» (1961), «Симфонические танцы» (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов «Шур» и «Кюрд-овшары» спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова — «Гюлистан Баяты-шираз» (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока — Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра «Низами». (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета «Низами».) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта — Насими — Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы «Сказание о Насими», а позже делает оркестровую редакцию этого балета.

Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет «Тысяча и одна ночь» (пост. 1979) — красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. «По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой» (балетмейстер-постановщик балета. — Н. А.) «посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое…» — писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску — голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.

Амиров наряду с композиторской активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). «Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара… Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив», — так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров.

Н. Алексенко

Источник -http://www.belcanto.ru/amirov.html

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.