Дениз Исмаилова: Писательство – необходимость для меня

Дениз Исмаилова с ранних лет отличается от своих сверстников. Интерес к литературе появился еще в дошкольном возрасте, когда она уже умела читать. Первое эссе написала в 6 лет. Первая книга стихов и рассказов  вышла в свет в 2014 году, когда автору было всего 10 лет, вторая («Дениз. Коллажные раздумья») в этом году. 24 декабря юной писательнице, которая пишет на трех (азербайджанский, русский и английский) языках исполнится 15 лет. В интервью Atalar.Ru Д.Исмаилова рассказала много интересного о себе, своем творчестве и планах.
 — Чем ты сначала занималась: читала или писала?
Читала. Я всегда любила читать, любила представлять героев, и места в которых они были, ситуации, в которые они попадали. Мои родители с ранних лет прививали мне любовь к литературе: научили читать с раннего возраста, а потом, покупали книги, не считая денег, и часами сидели со мной в кампании книжек, терпеливо втолковывая маленькой мне что к чему. Постепенно родители всё чаще оставляли меня наедине с бумажными друзьями, и времяпровождение с ними стало моим любимым занятием.
А с каких пор ты начала писать?
— С начальной школы. Мне было семь лет, и мы с родственниками уехали отдыхать в деревню. В школе на лето задали написать сочинение о фруктах (боже, сочинение о фруктах…), и я, подхватив со стола кучку бумажек и бесхозную ручку, уединилась в спальне. И там, проведя несколько часов в напряженном мыслительном процессе, я, вместе с бумагами и всё той же ручкой, произвела на свет двухстраничный рассказ о разговоре фруктов в саду. Позже, выйдя из добровольного заточения, я гордо взобралась на табуретку во дворе, и торжественно прочла всем присутствующим своё произведение. Родственники разразились кучей лестных эпитетов, и долго хвалили меня, дав почувствовать себя настоящей писательницей. В школе, правда, никто особо моего бунтарства не оценил, сказав, что нужно было писать «сочинение», а не «рассказ». Но меня это и не тронуло. Мой писательский энтузиазм, подпитываемый одобрением, и поддержкой семьи, с тех пор рос и рос. В конце концов, он-таки привёл меня к этой точке, и я рада этому.
 — Тему труднее выбрать или описать её?
— У всех людей на этот вопрос ответ разный. Мне же, думаю, описать, всё-таки сложнее. Перед моим мысленным взором крутятся куча тем; и альтернативные вселенные, и различные сценки, и всякие проблемы, и решения… Да вот только я сажусь с намерением дать жизнь своим наброскам, все подходящие слова и выражения как ветром из головы сдувает. Так и сижу, уставившись на монитор или бумагу, пока не начинает клонить в сон.
Для того, чтобы описать тему, нужно собраться с мыслями. Настрочить примерный план повествования, придумать пару строчек (обязательно по несколько из начала, середины и конца). Тогда, уже имея отчего отталкиваться, всё оказывается проще, строчки почти сами собой дополняют друг друга, и писать становится одно удовольствие.
— Почему именно «Коллажные раздумья»?
— С недавних пор я увлеклась «эстетиками». Чаще всего, это – коллажи, собранные из различных картинок, подходящих друг-другу по цвету и/или тематике. Такие картинки, как и коллажи, можно найти на Pinterest-е, Instagram-е, и т.д.
Собирать эстетики оказалось очень интересно и захватывающе, и у меня, кажется, неплохо выходит. Эстетики вдохновляют меня, навевают разные мысли, умиротворяют, и восхищают. На то они и «эстетики», верно?
Я посчитала, что и мои раздумья похожи на картинки для таких коллажей. Их много, и они разные. Яркие, тёмные, спокойные, дерзкие, порой мрачные, порой светлые. Их очень трудно организовать, сочетать, собрать. Но, когда мне это удаётся, когда я всё же складываю их в коллаж, они кажутся мне прекрасными. На свет появляется эстетика – моё новое творение.
— Что интересует тебя больше: сюжет или персонаж?
— Определённо персонаж. Почему? Знаете, потому, что каждый персонаж – сам по себе отдельный сюжет. Да, и у него всё как полагается: есть экспозиция, завязка, кульминация, развязка, и финал. Персонаж, независимо от его пола и внешности, прежде всего – личность, состоящая из размышлений, принципов, конфликтов, мировоззрения, и, что самое главное, чувств. Во время истории, личность сначала представляется читателю, затем, сталкивается с какой-то проблемой. Она размышляет, испытывает различные чувства. У неё появляются внутренние конфликты, принципы проявляют себя, эмоции усиливаются, и личность доходит до пика своего развития. Позже, она начинает медленно (а может, и не очень) решать проблему, конфликты постепенно рассасываются, эмоции стихают, мысли становятся яснее. В финале, личность приходит к какому-то заключению, и неважно, насколько сильно она до этого меняется.
Внимательный читатель чувствует хорошо прописанного персонажа. Читатель размышляет вместе с ним, пытается понять его мотивы, принципы и поступки, погружается в его чувства и внутренний мир, и, в конце концов, вместе с ним, делает определённый вывод. Глубоко прописанный, яркий персонаж не оставляет своего читателя равнодушным. Он вызывает чувства к себе, какое-то отношение, определённое или, же нет, побуждает сложить мнение о себе, и порой, заставляет погрузиться в себя и переосмыслить некоторые вещи.
Сюжет, конечно же, играет немаловажную роль в раскрытии личности. Частенько, именно от сюжета зависит её развитие. Но всё же, для меня куда интереснее наблюдать за персонажем, его психологией и философией. Поэтому, самый крутой и отточенный сюжет теряет для меня привлекательность, если в нём задействованы пресные и неглубокие герои. Также наоборот. Если персонажи яркие, врезающиеся в память, если много времени уделено их раскрытию, то любой, даже самый незамысловатый сюжет заигрывает новыми красками.
— Чем ещё ты интересуешься?
— Много чем стараюсь интересоваться. Я пока ещё нахожусь в том возрасте, когда нужно заниматься собой. Стараюсь развиваться, тем более, благодаря Интернету, это не так уж и сложно. Читаю книги и комиксы по интересующим меня жанрам, смотрю фильмы, сериалы, также привлекшие моё внимание. Читаю статьи, изучаю языки, культуру. В основном, мои интересы особо не отличаются от интересов многих сверстников. Мы стараемся развиваться всесторонне, делимся друг с другом опытом и знаниями, и это очень похвально, не так ли?
Ах да, ещё я, несмотря на слабый слух, заядлый меломан. Не бывает и дня, чтобы я не уделила прослушиванию музыки хотя бы полтора часа.
— Дают ли твои интересы тебе темы для писательства?
Разумеется. В большинстве своём, мои темы появляются благодаря кругу моих интересов. Прочтённые или просмотренные мною произведения вдохновляют меня, и заставляют размышлять о различных ситуациях и сюжетах.
Чаще всего, таковыми являются темы для фанфиков. В моих мыслях появляются разные альтернативные вселенные, другие варианты развития событий, изменения в персонажах, и т.д. касательно заинтересовавшего меня фэндома. Многие, правда, недооценивают фанфикшн, относятся к нему, в лучшем случае, несерьёзно, как, впрочем, и ко фикрайтерам. Очень зря. Ведь фанфикшн – такая же литература, а многие знакомые фикрайтеры, пишут лучше, известных мне писателей. Темы и вселенные могут быть разные, а плохие творения есть и будут всегда.
— Какого типа произведения ты любишь? Какие жанры и темы нравятся, а какие нет?
Как я уже говорила выше, я люблю наблюдать за персонажами, больше чем за сюжетом. Исходя из этого, мне нравятся произведения с хорошо прописанными героями, а из жанров и тем предпочитаю психологические и философские.
Люблю рассказы. Написать рассказ, по-настоящему оставляющий след в сознании человека, труднее, чем написать объёмное произведение. Но, по-моему, мастерски написанный рассказ, цепляющий и задевающий за живое, оставляет более яркое и неизгладимое впечатление, чем тот же роман.
В то же время, объёмные творения имеют больше возможностей раскрыть персонажа и развернуть сюжет. Выражается больше мыслей, затрагивается больше тем, чётче вырисовываются герои и мир, и изучение всего описанного увлекает.
Также, как и многим другим, мне нравятся небанальные, захватывающие сюжеты. Подобные создать очень трудно, но, они, особенно, если обладают любопытными поворотами и ходами, восхищают и запоминаются. Но, опять же всё зависит от мастерства автора; даже самый заезженный сюжет можно отлично переиграть, если отнестись к этой работе с умом и мастерством.
Выводя итог, могу сказать, что не предпочитаю произведения, где много действий, и мало мыслей. Если действия удачно описаны, то они всё же вызывают во мне интерес, но быстро наскучивают. Я люблю эмоциональные и чувственные произведения, с героями, прописанными со вкусом, обладающими ярким внутренним миром, и вынуждающие задуматься.
— Что насчёт персонажей? Какие художественные личности вызывают в тебе симпатию?
— Честно говоря, мне не нравятся персонажи, вызывающие однозначное к себе отношение: либо хорошее, либо плохое. Если личность только положительная, или только отрицательная, то это плохо раскрытая личность, значит, нам неизвестна её психология. Ведь люди не бывают просто хорошими или плохими, на то они и люди.
Мне импонируют персонажи с неоднозначным внутренним миром. С неоднозначной философией и моралью. Персонажи, над мотивами, поступками, принципами которых размышляешь, которых пытаешься понять. Антигерои, следующие своим собственным моральным устоям, порой разительно отличающемся от общепринятых, прямо идущие к своим целям. Сильные, верные себе и своим принципам, волевые, такие, какими они должны быть согласно их собственному мнению. Подобные личности, неважно, «хорошие» они, или нет, восхищают меня, и становятся моими любимыми.
Что ты сама думаешь о своём творчестве?
Не то, чтобы у меня были какие-то амбиции на этот счёт. Конечно, у меня есть мечты, но, я не хочу превращать их в цели. Творчество моё хобби. То, чем я занимаюсь, чтобы успокоить себя, выразить свои мысли. Часто, мои творения кажутся мне бездарными и бессмысленными, и мне хочется уничтожить их, и больше никогда не написать ни единой строчки. Но, я сдерживаю себя, понимая, что если не буду творить, то моя голова просто взорвётся от распирающих её мыслей. Писательство – необходимость для меня. То, что прежде всего, нужно лично мне. И что бы ни говорил мой внутренний голос, или кто-то извне, я всё равно буду этим заниматься, постепенно развиваясь, и надеясь, что когда-нибудь смогу стать человеком из своих грёз.
 — А как ты относишься к себе? Какой ты себя видишь?
Отношусь к себе неоднозначно. То горжусь собой, то презираю. Во многом, это в силу моего возраста. Но, всё же, я люблю и уважаю себя, и это самое главное.
Я самокритична. Не считаю себя кем-то из ряда вон выходящим. Достаточно ленива, упряма, чуть пароноидальна. Представляюсь себе замкнутым, грубоватым, нелюдимым, но всё же заботливым и честным человеком.
Не уверена в себе и своих силах, так, как хотела бы. У меня есть идеалы и собственные стандарты, которым хочу соответствовать, цели, которые хочу реализовать. Я стараюсь быть рассудительной, волевой, стойкой и честной, и лишь надеюсь, что у меня получается. Во многом я себе не доверяю, во многом не уверена, как и любой другой человек.
Моё отношение к себе ещё будет меняться, как и мои суждения. Но, я пообещала себе кое-что очень важное: принимать себя такой, какая есть, несмотря ни на что, быть честной с собой, и не изменять себе ни за что.
Если я смогу сдержать своё слово, то именно тогда я стану, тем, кем хочу быть.
 — Каким ты видишь мир?
 — Большим. Многие думают, что это не так, но они забывают, что мир – это не город, из которого они давно не высовывали носа, а нелепые «случайности», благодаря которым, одни и те же люди кратно встречаются, и связываются друг с другом, происходят только в кино.
В мире живёт огромное количество разных людей. В мире есть огромное количество пунктов и мест. Огромное количество событий, культур, традиций, языков… Огромное количество тайн и загадок.
В мире происходит много зла и много добра. Люди постоянно что-то делают, подгоняя время, постепенно вскрывая череп мирозданию. Люди переворачивают всё вверх дном, и одному человеку проще простого затеряться в этом хаосе. Один человек по сравнению с целым миром выглядит так жалко. Почти так же жалко, как и наша планетка в необъятных просторах вселенной. Такой большой, мир никогда не дружелюбен к одному-единственному человеку. Но, если этот самый человек будет дружелюбнее к миру, ему будет намного легче.
Планета вращается, подгоняемая нами, и подгоняя нас самих к какому-то определённому итогу. Такая большая, такая загадочная, надеюсь, она будет хорошим домом для тех, кто будет после нас.
 — Чего бы ты пожелала для людей и мира в целом?
— Уважения. Для людей по отношению к другим, и к миру, в котором мы живём. Искренности, к себе и другим. Доверия, верности, любви, и много чего ещё. Но, самое главное, я бы пожелала, чтобы нам было легче жить. Чтобы люди перестали истязать себя, других, и окружающую действительность жестокими и бессмысленными страданиями. Желаю людям суметь измениться, суметь спасти себя и мир.
И знаете, что? Я верю, что мы сумеем. Я верю, что точка, на которой мы находимся, выше, чем когда-либо. Верю, что мы идём вперёд. Верю, что мы поможем самим себе, и нашему дому. Верю, что он поможет нам устоять на ногах, продолжить наш путь. Верю, что мы дойдём туда, куда должны, не утонем в пороках, не уничтожим себя. Верю, что мы достигнем того, чего должны достичь.
Глупо и нерационально, верно. Но, если не верить в это, останется ли смысл у жизни?
Беседовала Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий