Быть Низами

21 сентября исполняется 60 лет директору Центра Ататюрка в Азербайджане, депутату Милли Меджлиса, заслуженному деятелю науки, академику, видному ученому-литературоведу Низами Джафарову. 
АЗЕРТАДЖ опубликовал в связи с этим статью «Быть Низами» председателя правления Азербайджанского государственного центра перевода, народного писателя Афаг Масуд.
Х Х Х
В этом году исполняется 60 лет истинному интеллигенту, видному ученому лингвисту-литературоведу, моему дорогому брату Низами Джафарову. 60 лет является своего рода первым отчетом, который человек даст самому себе и представит обществу, подытоживающим определенный этап жизни, переходом к предстоящему, более ответственному отрезку жизни. То есть, какую жизнь он прожил до этого возраста, какой путь прошел, что он совершил, какую пользу дал своей Родине, народу и многое другое. Думаю, Низами с чувством гордости может многое вписать в свой жизненный отчет.
Мы должны согласиться, что факты, наблюдаемые сегодня в науке, культуре и образовании страны, нелицеприятные картины, с которыми мы сталкиваемся в языковой сфере и литературе, заставляют каждого из нас глубоко задуматься, искать возможные пути для выхода из непростой ситуации, в которую мы попали. Думаю, что одним из действенных и надежных путей, ведущих к развитию нашего образования, повышению интереса к книге, чтению, формированию читательского вкуса и другим аналогичным мерам, является осознание исключительной ценности редкого в наше время образованного Человека – Профессионала.
Речь идет об уникальной личности, которая долгие годы излучает свет мыслителя, несет просветительскую миссию, при этом ни сколь не тяготится этой непростой, святой и почетной задачей, образованном Человеке — академике Низами Джафарове.
Этой статьей, написанной накануне его юбилея, я не хочу утомлять читателя о совершенных знаниях языка и литературы ученого, его теоретических и практических заслугах в области языкознания и филологии, обучении языку и литературе, неоценимом вкладе в изучении классического и современного национального литературного процесса. Я намерена разъяснить ценность Человека, достигшего знаменательного этапа своей жизни, поделиться впечатлениями о нем.
Прежде всего, начнем с того, что Низами Джафаров является блестящим воспитанником в истории литературной критики, продолжателем плеяды великих ученых, создавших эти исторические прогрессивные мысли и идеи, имевших неоценимые заслуги в их формировании и развитии, — Мирзы Фатали Ахундзаде, Али Назима, Фиридун бея Кочарли, Мир Джалала, Мамедкязыма Алекберли, Мустафы Гулиева, Мамеда Джафара, Арифа Дадашзаде, Кямала Талыбзаде, Масуда Алиоглу, Яшара Гараева, одновременно, новатором-ученым, обогащающим эту грандиозную Вершину мысли любовью к художественному слову и приверженностью к нему, неоценимыми взглядами на традиции в вопросах направленности и оценки национальной литературы, обновляющим своим новым, индивидуальным подходом к произведению, литературному тексту.
Этот новый метод анализа Низами, прогрессивная особенность, отличающего его от традиционной научной и литературной критики – самоанализ посредством самого предмета, другим словом, разъяснение написанного самим автором, новый подход в нашей национальной литературной критике – расшифровать секрет литературы, художественного произведения, — привлекает внимание как новая форма литературной критики. Этот подход, не нуждающийся в подробном научном исследовании, глубоком философском разъяснении и обосновании, освобождает читателя от сложных, утомительных обзоров, тесный контакт с читателем, создающий особую творческую атмосферу взаимопонимания, также можно назвать «новой литературной критикой».
Этот аналитический метод, который на первый взгляд кому-то может показаться простым и несложным, несмотря на то, что вызывает впечатление поверхностного обзора, не охватывающего всех достоинств и недостатков произведения, не опирающегося ни на какие научно-теоретические основы, формулы и догмы, если взглянуть несколько глубже, то можно понять, что это на самом деле является серьезной научно-творческой работой, трудным путем, требующим врожденного литературного чутья и таланта – совершенной работы с текстом, умения различать горе от надежды на спасение, способности точно проводить параллели между причиной и результатом, одним словом, исключительным Путем Толкования, требующим особого профессионализма и мастерства.
Раскрытие фактурой произведения без комментариев и дополнений его подтекста, разъяснение того, что осталось непонятным читателю, посредством ранее озвученных литератором мнений и отзывов – свидетельствует о серьезной диагностической исследовательской операции, проведенной над творческим индивидуумом и его творчеством, являющимся исключительно его проблемой, создает широкие возможности для легкого усвоения скрытых намерений автора, в большинстве случаев неизвестных даже ему самому, а также царящих в подсознании таинственных явлений, а автор идеи этого анализа удостаивается звания «мастера аналитического мышления».
Достижения Низами не следует ограничивать только лишь этой новой аналитической моделью – упрощением, разъяснением научно-теоретической мысли, сформированием ее в доступной для читателя форме, с удивительно спокойным устранением полутьмы, непроходимых препятствий, покровов и пелены в отношениях между читателем и писателем. В ряду особых достижений ученого – Литература, находящаяся в постоянном временном потоке тематики и содержания, способность вместе с литераторами как-то изменять и обновлять, или же возможность самообновления, а также писательский взгляд, способность с одинаковым творческим настроем и душевным вакуумом продолжать полеты поэта, эти качества также свидетельствуют о художественном таланте ученого, его отличительном творческом потенциале.
Это уникальное отличие можно также отнести к деятельности известного интеллигента в области языковедения, его вкладу в эту сферу. Низами и здесь является обладателем природного таланта, созидателем-новатором. Словно слово известно ему с самых древних времен, еще до знаний, полученных им о возникновении, источниках, жизненном пути, исторических этапах развития слова, язык с его нормами и правилами он ощущает в подсознании, с ювелирной точностью может различать подлинное от фальшивого.
Таким образом, можно долго говорить, проводить анализы, вмещающиеся в одну книгу, о качествах ученого, как человека, друга, оратора и др. Вкратце, обозревая шестидесятилетний путь жизни и творчества этого достойного Человека, становишься свидетелем того, что он прожил упорядоченную и славную жизнь самоотверженного ученого, стоящего на страже национальной литературной мысли, порядочного гражданина, боровшегося за несправедливость, искреннего политического деятеля, свободно выражающего свое мнение, человека большого благородства, взявшего под свое крыло мастеров пера, утешающий их своими добросердечными произведениями, как настоящий друг, не оставляющий своего друга в беде даже в самые трудные моменты.
В Исламе, а также в философии древних суфиев друг расценивается как вершина всех существующих в истории человечества ценностей, поддержка, опора, защитник, понимающий, спаситель и т.п. С этой точки зрения, Низами, в первую очередь, является большим другом, поддержкой и опорой, защитником азербайджанского языка и литературы.
Этого могущественного Полководца Слова, который до последнего стоял с нами плечом к плечу «в схватках за орфографический словарь» – в словесных битвах за чистоту нашего языка последних лет, который своими меткими ответными выстрелами давал отпор противоположной стороне, я думаю, впереди ждут большие победы.
Успехов тебе, мой дорогой брат! Счастье быть дисциплинированным, что означает в переводе твое имя – Низами, дано не каждому. Спасибо за то, что ты есть! Ты – опора нашего языка, ты не оставил нас одних на поле битвы за его чистоту. Живи сто лет за все то, что ты творишь и будешь созидать во имя света и просвещения нации!

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.