Борьба Бабека и хуррамитов против арабов в английской историографии

Одной из ярких страниц истории Азербайджана является народно-освободительная борьба хуррамитов под предводительством Бабека. Данный вопрос также нашел свое отражение в работах английских историков.

Большинство работ английских историков, затрагивающих данную проблему, принадлежит перу историографов, опиравшихся на труды арабских и персидских средневековых историков, пронизанных выраженной неприязнью к Бабеку. Примеры негативного отношения английских историков к Бабеку видны уже при сравнении его с «грозным еретиком, бесстрашным самозванцем и бунтарем» [W.Taylor], «кровожадным человеком» [P.Crone], «знаменитым грабителем и бандитом» [W.Muir], «схизматиком и ересиархом» [E.G.Browne].
Движение хуррамитов широко распространилось в период правления Аббасидских халифов. Халифат претендовал на ознаменование собою новой эры “справедливости, набожности и счастья”, хотя на деле он преследовал политику, мало чем отличающуюся от той, что велась в предшествующее правление.
С установлением арабского господства в Азербайджане и без того тяжелое социально-экономическое положение местного населения ухудшилось. С немусульманского населения помимо хараджа (поземельный налог) взималась и джизья (подушная подать). Территория Азербайджана стала объектом грабежа, эксплуатации и своеволия арабских наместников.
Как писал Б.М.Заходер: «Конфискуя часть земли и имущества, арабы не уничтожали всей собственности эксплуатирующего класса завоеванных областей. Значительная часть этой собственности (не государственная) осталась в руках прежних владельцев… Общие интересы не могли не амальгамировать арабский господствующий классс неарабским по происхождению.»
Податное сословие выплачивало огромные подати не только арабам, но и местным феодалам. Так, сложился союз арабских узурпаторов с местными феодалами [М.Бабек, М.Томара], что и определило в дальнейшем не только народно-освободительный, направленный против иноземного арабского гнета, но и классовый, направленный против местных эксплуататоров, характер движения хуррамитов.
Положение усугублялось и тем, что на протяжении всего VIII в. Азербайджан был театром военных действий арабо-хазарских войн, приведших к разграблению его земель [C.E.Bosworth]. Кроме того, немаловажную роль сыграли последствия переселения арабских племен в регион и захват ими азербайджанских земель. Нередко крестьяне передавали целые деревни арабам под протекцию, тем самым последние превращались в крупных землевладельцев, а сами крестьяне становились их издольщиками.
Неудивительно, что даже смена на Южном Кавказе с 788 г. до конца VIII в. 15 наместников не смогла сдержать поднимающегося движения крестьян. Неслучайно М.Уиттоу и Б.Льюис отмечают, что Азербайджан был центром мятежа и несогласия, сценой частых антихалифатских и анти-арабских восстаний на протяжении VIII-IX вв.
В работах английских востоковедов прослеживается тенденция умалять и игнорировать историческое значение движения хуррамитов как народно-освободительной борьбы, не давая должного научного анализа событиям тех времен. Не уделено достаточного внимания исследованию социально-экономической ситуации той эпохи, предопределившей социальный состав бабекитов и явившейся предпосылкой зарождения народно-освободительной борьбы. Движение хуррамитов в основе своей было крестьянским, но есть сведения и об участии дихганов [B.Lewis; The Cambridge History of Iran].
Как писал Е.А.Беляев: «Конечно, представители господствующего класса (и особенно крупные феодалы) могли выступать только как вынужденные и временные попутчики этого крестьянского движения, которое в своей основе являлось антифеодальным.Вступая в сношения с Бабеком или во всяком случае не противодействуя ему, они рассчитывали сохранить свою жизнь и собственность, а в дальнейшем, возможно, и свои классовые привилегии».
По сообщению Б.Льюиса, землевладельцы, чиновники и даже священники не играли большой роли в этих движениях. Как и ранее, основной формой протестов, направленных против иноземного гнета, социальных противоречий и классовой борьбы, было сектантство. Религиозные идеи в народных движениях были лишь внешним обличием социально-политического протеста.
Согласно П.К.Жузе, «историческое значение папакитов – в выдвинутых ими социально-политических вопросах…». Их основной целью не являлось разрушение установленных религиозных догматов. Как повествует Б.Льюис, вера была кредо установленного порядка, ортодоксальность означала признание существующего порядка, являлась символом подчинения, залогом верности, а ересь и отступничество – его неприятием.
Большой интерес представляет освещение идеологии и социальной программы хуррамитов в английской историографии. По словам З.Буниятова, несмотря на установление арабского господства, крестьянские массы Азербайджана держались своих доисламских верований, связанных в той или иной степени с зороастризмом и маздакизмом.
Среди английских востоковедов немало приверженцев тенденциозного отношения арабских историков к хуррамитам как к «людям разгульного образа жизни», ведь согласно арабским источникам пьянство и развратность – основная характеристика хуррамитов. Отсюда и сложилась противоречивая трактовка самого термина «хуррам».
Как отмечает Э.Райт, питье вина и беспорядочность в половой жизни стали среди критиков хуррамитов орудием насмешки и презрения.
Так, например, У.Мьюир, Л.Г.Грей и В.Маделунг поясняют термин «хуррам», исходя из либертинистского и гедонистического мировоззрения хуррамитов.
Уместно привести в пример на этот счет точку зрения З.Буниятова: «Считать хуррамитов, в течение двадцати с лишним лет ведших суровую и мужественную освободительную борьбу против халифата, какой-то развеселой толпой, людьми «веселой и разгульной жизни» нельзя. …Любое освободительное движение, сопровождавшееся пьянством, разгулом и развратом, заранее было бы обречено на скорый провал».
Сообщения арабских источников о развратности, общности женщин и кровосмесительных браках хуррамитов не более чем клевета [С.Нафиси], ответная реакция правоверных мусульман на раскрепощение женщин, уравнение их в правах наряду с мужчинами, что казалось им чудовищным. О феминистской тенденции в этом движении говорится и в Кембриджской истории Ирана. Л.Г.Грей отрицает возможность оргий хуррамитов, считая, что это было лишь частью распространенной клеветнической сплетни.
Идеология хуррамитов-бабекитов была проникнута идеями, идущими в разрез с догмами официальной религии арабов, в чем и отражалась борьба народа не только против гнета халифата, но и классового гнета в целом. Хуррамиты призывали к активным действиям против эксплуатирующего класса. Государство, частная и государственная собственность на землю, налоги считались ими проявлениями злого духа. Основным пунктом социальной программы было требование общинной собственности на землю, с установлением которой воцарилось бы справедливое общество.
Проповедь общности имущества и женщин (хотя этот факт так и не доказан) дала повод некоторым историкам позиционировать хуррамитов как приверженцев «уравнительного коммунизма» [J.B.Bury]. Бабек считался воплощением божества. Хуррамитам присущи были отрицание предписаний шариата и понятий халал-харам, философия дуализма, вера в метемпсихоз, инкарнацию, реинкарнацию, чуждые исламу [P.Crone, E.G.Browne, L.H.Gray, W.Madelung].
Достойно внимания высказывание З.И.Ямпольского: «В этом, пожалуй, основной политический смысл т.н. религии хуррамитов. То, что запрещала религия халифата и знати, то разрешали себе хуррамиты, боровшиеся против халифа и всех эксплуататоров.»
Как отмечают М.Уиттоу и К.Босворт, Азербайджан был традиционным центром зороастрийской религии и приверженцы зороастризма и маздакизма повлияли на неортодоксальную особенность Азербайджана и Аррана в ранние исламские века, проявившуюся в силе социально-религиозных движений протеста и революционных подъемах, главным образом Бабека и хуррамитов.
Неслучайно хуррамитов также называли «му-хаммира», что означало «одетые в красное», что, весьма вероятно, помимо знака отличия от других движений, могло символизировать собою цвет огня или солнца [E.G.Browne, L.H.Gray].
В азербайджанской историографии благодаря исследованиям З.Буниятова актуален анализ термина «хуррам» на основе древнеперсидских компонентов «хур», «хвар» и «харена», что в переводе означает «солнце», «огонь», «невидимый, не-вещественный огонь». Возможно, поэтому другие версии трактовки термина «хуррам» производят его как от названия города Хуррам, древнего центра маздакит-ского учения, недалеко от Ардебиля [З.Буниятов, L.H.Gray], так и от имени жены Маздака Хуррамы [E.G.Brown].
Поэтому хуррамизм часто идентифицируют и как форму маздакизма [P.Crone, E.G.Browne, П.К.Жузе, Е.А.Беляев, L.H.Gray, W.Madelung], «…ведь религиозные вдохновения всех восстаний вытекали из иранских ересей, которые в доисламские времена были связаны с протестами угнетенных классов против Сасанидской монархии, самым сильным из которых был протест Маздака» [B.Lewis].
Неслучайно со временем халифат сменил милость по отношению к домусульманским религиозным культам на гнев, что М.Ходжсон в своем труде и отмечает: «Иранизированное восстание Бабека в Азербайджане дало повод столице (халифата – Л.К.) ожесточиться против людей, сочувствующих явным иранским традициям».
Однако П.Кроун утверждает, что «…хуррамизм был засвидетельствован в слишком многих местах Ирана, чтобы быть просто остатком и возрождением маздакизма. Хуррамиты широко распространились к северу от Азербайджана и до Фарса на юге, к востоку от Азербайджана, через Рей, Дейлам, Джурджан, Хорасан и Трансоксиану вплоть до Центральной Азии. …Они представляли собою основание, субстрат, на основе которого возник сам маздакизм, народная форма зороастризма или форма дозороастрийской иранской религии…».
Нередко хуррамитов отождествляют с ультрашиитами, а самого Бабека изображают реинкарнацией организатора низвержения династии Омейадов Абу-Муслима и даже его потомком, внуком его дочери Фатимы [E.G.Browne, W.Madelung, A. Goldschmidt Jr., M.G.S.Hodgson ].
Бабек возглавил хуррамитов сразу после смерти в 816 г. Джавидана. С этого момента борьба хуррамитов приняла сугубо антихалифатскую направленность [З.Буниятов]. Перед Бабеком стояла завещанная Джавиданом задача изгнать арабских узурпаторов, уничтожить ислам – символ арабского господства в Азербайджане, и возродить маздакизм. Восстановить независимость Азербайджана – вот все, к чему он стремился [E.M.Wright].
Центром движения хуррамитов был азербайджанский город-крепость Базз, расположенный к северо-западу от Ардебиля, в Гарадаге. Само же движение хуррамитов возникло не спонтанно. Если не считать того, что хуррамиты активно участвовали в восстании Сумбата в 755 г. в Нишапуре, то первое упоминание об «одетых в красное» относится к восставшим в 778 и 798 гг. в Джурджане, возглавленных Абу аль-Гарра и Амр ибн Мухаммед аль-Амраки соответственно [Elton L. Daniel].
На территории же самого Азербайджана движение хуррамитов началось в 808 г. Но все они потерпели крах. Если ранее движение носило спорадический характер, то с момента прихода к руководству Бабека оно приняло перманентный характер. Движение не просто охватило Азербайджан, Джибаль, Хорасан, Хамадан, Исфаган, Табаристан, Джурджан, Дейлем, курдские области, но даже пользовалось поддержкой Византии, политического противника Арабского халифата [W.Muir, B.Lewis, M.G.S.Hodgson], что свидетельствует о мощи движения.
Победа над Бабеком досталась арабам с трудом. Вслед за военной славой халифата настала череда неудач, чинимых простолюдином Бабеком [W.Muir]. В течение 816-833 гг. Бабек разгромил все посланные отряды халифата [E.G.Browne]. Первое же генеральное сражение в 829 г. у горы Хаштадсар было проиграно арабами.
Э.Райт отмечает, что арабские летописи 816-836 гг. перечисляют ряд военачальников, назначенных для борьбы с Бабеком, и столько же поражений. Одним из центральных наставлений аль-Мамуна, 20 лет безуспешно боровшегося с бабекитами, наследнику престола аль-Мутасиму было любыми средствами покончить с этим движением. Для этого Аль-Мутасим приложил максимум усилий, результатом чего стала первая победа над хуррамитами у Хамадана в 833 г., уничтожившая свыше 60 тыс. хуррамитов.
Для борьбы с Бабеком были мобилизованы практически все силы халифата, была реорганизована армия и создано наемное войско, пришлось даже приостановить военные действия с Византией в 833-837 гг. В 835 г. для борьбы с хуррамитами назначили главнокомандующим войсками талантливого полководца Афшина Хайдара ибн Кавуса.
26 августа 837 г. под натиском арабских войск пала цитадель хуррамитов Базз.В результате предательства владетеля Шеки Сахля ибн Сунбата, Бабек и его брат Абдаллах были схвачены и четвертованы в Самарре в 838 г. День пленения Бабека был праздником для всех мусульман, ведь хуррамиты за всю свою деятельность уничтожили свыше 255 тыс. человек, и, по словам П.Кроуна, для средневековых мусульман имя Бабека имело те же ассоциации, что и имя Усамы бен Ладена для американцев.
За свою «услугу» Сахль ибн Сунбат получил пост патриция и один миллион дирхемов, Афшин же был одарен одеждой, вышитой драгоценными камнями, и 20 млн. дирхемов [E.M.Wright].
Интерес представляют взаимоотношения Бабека с Византией, у которых был общий политический враг в лице Арабского халифата. Согласно некоторым западным источникам, после Хамаданского сражения (833 г.) остатки разбитых халифатскими войсками хуррамитов (14 тыс. чел.) во главе с военачальником Феофобом (до крещения его звали Наср – Л.К.) бежали в Византию, где были зачислены на военную службу [M. Whittow, J.B.Bury, E.W.Brooks ] и принимали активное участие в военных действиях против халифата.
Осажденный в 837 г. в Баззе Бабек был вынужден обратиться за помощью к императору Феофилу, прося его начать военное наступление на арабов, что частично отвлекло бы их внимание от него [M.Sicker]. Побуждая Феофила к активизации действий, Бабек даже выдавал себя за христианина и обещал впоследствии обратить своих сторонников в христианство. Император со 100-тысячной армией совместно с хуррамитами, что нашли у него приют, атаковал Зибатру [W.Madelung].
Хотя Феофил и выступил против арабов, по-видимому, в 838 г., но поход оказался запоздалым, т.к. к тому времени, как полагает З.Буниятов, основываясь на сведениях историка Мухаммада ат-Табари, силы Бабека были уже разгромлены 26 августа 837 г., хотя в ряде работ часто встречается ошибочная датировка похода 837 годом [J.B.Bury, E.W.Bury, M.Sicker].
Как отмечает Э.Райт, Феофил не смог ни отвлечь атакующих Бабека арабов, ни послать ему подкрепления. Разгром восстания хуррамитов и казнь наряду с Бабеком других видных его сподвижников вовсе не означали, что существованию Арабского халифата больше ничего не угрожает. Движение хуррамитов-бабекитов заложило основу национально-освободительного движения в Азербайджане.
Сторонники Бабека продолжали участвовать в антихалифатских восстаниях. В.Маделунг и К.Босворт свидетельствуют о продолжении движения хуррамитов в ряде областей вплоть до X-XII вв. Стоит также отметить, что З.И.Ямпольский связывает истоки социальных взглядов Низами Гянджеви с идеологией бабекитов и говорит о возможной связи хуррамитов с суфиями.
Идеология хуррамитов проявилась и в XV в., в частности в восстании шейха Хейдара из династии Сефевидов в 1488 г.
Отметим, что движение хуррамитов-бабекитов явилось одной из основных политических сил, поспособствовавших распаду державы Аббасидов на отдельные независимые государства, т.к. именно после движения хуррамитов усилился сепаратизм местных владетелей и наместников окраин халифата, в том числе и в самом Азербайджане. Основы халифата были расшатаны.
Можно сделать вывод, что следует несколько критически относиться к работам английских историков в отношении упомянутого периода. Они подвержены традициям арабских источников чернить народно-освободительную борьбу под руководством Бабека, а также не дают возможности воссоздать полную картину социально-экономической и политической истории Азербайджана в рассматриваемый период.
Л.Кафарзаде
По материалам журнала «История и ее проблемы»
Источник: Аzerhistory.com

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.