Богатое музьıкальное искусство Азербайджана

Богатое музыкальное искусство Азербайджана имеет многовековую историю развития. Первые сведения об этой музыке получены из ряда исторических памятников, обнаруженных при археологических раскопках, наскальных рисунков Гобустана (XVIII-III тысячелетия до н.э.) и Геми-Гая (III — I тысячелетия до н.э.).В эпосе «Китаби Деде Горгуд», являющимся первым письменным литературным памятником азербайджанского народа, упоминаются названия различных музыкальных инструментов, приведены целые фрагменты, связанные с музыкой, наглядно свидетельствующие о древней истории нашей музыки.

Мир Мохсун Навваб Гарабаги 
Первый письменный музыкальный трактат относится к XIII столетию. Развитие музыкально-теоретического мышления Ближнего и Среднего Востока в XIII-XV веках связано с именами двух выдающихся ученых и музыкантов Азербайджана — Сафиаддина Урмеви (1217-1294) и Абдулгадира Марагаи (1353-1435). Трактаты Урмеви «Китаб аль-Адвар» и «Шерефийя» заложили основу науки о музыке в Азербайджане и создали почву для ее дальнейшего развития. Урмеви вошел в музыкальную науку как основатель школы «системности» и основоположник табулатур. Созданная им музыкальная система, нотная таблица были наиболее совершенной нотной системой и табулатурой того времени.

Мирза Садых (Садыхджан)
В начале XVII столетия в Южном Азербайджане был создан замечательный трактат Мирзабека «О музыке».
С конца XIX столетия в ряде городов Азербайджана организуются музыкальные меджлисы, общества, кружки (меджлис под руководством Махмуда Аги в Шемахе, меджлисы под руководством Харрата Гулу Магомед оглу и Мир Мохсуна Навваба в Шуше, меджлис под руководством Мешади Мелика Мансурова в Баку). В 80-е годы XIX столетия М.М.Навваб вместе с известным ханенде Гаджи Гуси учредил «Меджлис музыкантов», где обсуждались эстетические проблемы музыки, вопросы исполнительства и искусство мугама. В этом меджлисе принимали активное участие известные ханенде и сазенде — Мешади Джамиль Амиров, Ислам Абдуллаев, Сеид Шушинский, Садыхджан и др. Ученик Харрата Гулу Гаджи Гуси был одним из выдающихся представителей шушинской школы вокального искусства. Гаджи Гуси был знатоком мугамов, музыковедом и ученым, совершенствовал ряд мугамов, сам создал новые мугамы. Мирза Садыг Асад оглу (Садыгджан) был великим таристом XIX столетия. Именно он реконструировал прежний тар и стал создателем современного тара.

В мире есть ряд городов, где каждый камень, каждая крепость дышит музыкой. Именно такими городами являются Вена (Австрия), Неаполь (Италия), а также город Шуша — расположенный в Карабахском регионе Азербайджана. В народе есть даже поговорка: «В Шуше даже младенцы в пеленках плачут под мугам».
Шуша вполне заслуженно завоевала славу консерватории Кавказа. Яркие представители Шушинской консерватории на всех континентах мира достойно представляют и прославляют азербайджанскую музыку.

Шуша подарила миру таких людей как Ислам Абдуллаев, Сеид Шушинский, Бюль-Бюль, Зюльфи Адыгезалов, композитор Узеир Гаджибеков, Зульфугар Гаджибеков, Фикрет Амиров, Ниязи, Афрасияб Бадалбейли, Ашраф Аббасов, выдающийся певец Рашид Бейбутов. И это далеко не полный перечень музыкантов — уроженцев Шуши.

В 20-е годы Р.М.Глиер, широко используя музыкальный фольклор Азербайджана, написал оперу «Шахсенем» (первая постановка в 1927) на основе дастана «Ашыг Гариб». Эта опера была первой инициативой на пути создания классической оперы на основе образцов азербайджанской народной музыки с применением достижений мировой музыкальной культуры.
У.Гаджибеков также создал оперу «Короглу» — монументальную эпопею народного героизма (государственная премия СССР, 1941).

Гара Гараев 
В 1958-ом году на сцене Ленинградского Театра оперы и балета был поставлен балет Г.Гараева «Тропою грома» (Ленинская премия, 1967; по одноименному роману П.Абрахамса; балетмейстер К.М.Сергеев). Композитор возвеличил трагическую любовь главного героя до острого конфликта и сумел создать современную по тематике и специфическую по музыкальному решению произведение. Ясная музыкальная концепция, яркие характеры и мастерское использование музыкального фольклора Южной Африки — отличительные черты этого произведения.
С.Гаджибеков написал балет «Гюлшен» (1950, Государственная премия СССР, 1952), рассказывающий о жизни наших современников. Не менее яркими образцами этого жанра являются оперетты «Гёзун айдын» Ф.Амирова (1946), «Дурна» С.Рустамова (1947), «Улдуз» С.Алескерова (1948).
50-е годы знаменательны особым развитием симфонической музыки. Важные общественно политические темы этого времени находят свое выражение в симфонических произведениях Азербайджанских композиторов различного аспекта. Ф.Амиров известен в истории музыки как основатель уникального жанра симфонических мугамов. Этот композитор высокопрофессионально пользуясь ладовыми, тематическими и другими стилистическими особенностями мугамов добился развить их до уровня симфонии. В произведениях Ф. Амирова написанных в этот период явно ощущаются присущие его симфонизму яркость оркестровых красок, жанровое разнообразие и богатство образов.

Добавить комментарий