Азербайджанская музыка — история развития от зарождения до середины XX века

Отдельные сведения о развитии Азербайджанской музыки дают наскальные рисунки, датируемые 5-3-м тысячелетиями до н. э., музыкальные инструменты, найденные при раскопках (духовой — из кости, типа балабана, I в.до н. э., и др.), изображения на керамических изделиях, сказания (героический эпос «Китаби Деде Коркуд», X-XI вв.). 
Музыкальная культура эпохи средневековья нашла отражение в произведениях Низами Гянджеви, Мехсети Гянджеви, Физули, Хагани и других.
Азербайджанская музыка неотделима от музыкального искусства других народов Ближнего и Среднего Востока, однако она отмечена самобытностью, ярким национальным своеобразием.
На протяжении многих веков азербайджанская народная музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Вокально-инструментальные формы фольклора содержат элементы многоголосия. Своеобразие народной музыки определяется прежде всего развитой ладовой системой. В неё входит семь основных ладов — раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях, хумаюн и три побочных — шахназ, сарендж, чаргях иного вида. Издавна считалось, что каждый из ладов имеет определённый образно-эмоциональный смысл. Раст воплощает мужество, энергию; чаргях — страстность, возбуждённость; шуштэр — глубокую печаль; сегях — «лад любви» (не случайно, что сегях является интонац. основой большинства любовно-лирических песен) и т.д. Каждый лад представляет собой строго организованный звукоряд, имеющий прочную тонич. опору (майе), а каждая ступень лада — свою мелодичную функцию. Лады делятся на относительно самостоятельные разделы (шобе). Практически народные лады существуют в виде суммы определённых попевок, интонаций и чётких каденционных завершений. Уже в средние века исследованиями азербайджанских ладов занимались Сафи-ад-дин Абд аль-Мумин аль-Урмави, Абдул Кадир Мараги, написавшие трактаты о ладах, музыкальных формах и ритмических особенностях народной музыки. На рубеже 19-20 веков вклад в музыкальную науку о ладах внёс Навваб Мир Мохсин Шушинский.

image

Теория азербайджанских ладов на основе современного музыкознания разработана композитором У. Гаджибековым в труде «Основы азербайджанской народной музыки» (1945).
Народная музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров — это песня, танец, ашугское творчество, мугам. Особенно богато песенное творчество, отразившее разл. стороны жизни народа.

image

Оно включает в себя песни трудовые («Зехметин ишыги» — «Лучи труда», «Бичинчи негмеси» — «Песня косаря», и др.), исторические («Гачаг Наби», «Пияда Кёр-оглы» — «Пеший Кёр-оглы», и др.), лирические («Бу гелен яра бензер» — «Ты похожа на возлюбленную», «Ай, бэри бах» — «Глянь сюда», «Галанын дибиндэ» — «У подножия крепости», «Ай, лачын» — «О, сокол», и др.), обрядовые («Эй, лалла» — свадебная, и др.), шуточные («Ери, ери» — «Иди, иди», и др.) и др. Мелодика песен почти всегда характеризуется нисходящим движением, вариантным развитием заглавных попевок. Исключительно богата метроритмика песен, подчинённая тактовым размерам — 6/8, 3/4, 2/4. Песни исполняются соло, реже — хором (в основном в унисон).

image

Танцевальная музыка представлена женскими танцами — медленно лирическими («Тураджи» «Узундара» и др.) или радостно-оживлёнными («Терэкэмэ» и др.), мужскими — торжественно-величавыми («Мирзаи» — танец мудрости, исполняется стариками, и др.), зажигательно-вихревыми («Гайтаты», «Аскерани» и др.). Широко распространены танцы коллективные — яллы (праздничная хороводная пляска, исполняемая на открытом воздухе), джанги (воинственный мужской танец). Характерный тактовый размер танц. мелодии — 6/8, отличающийся разнообразием и остротой ритмич. фигур (часты пунктирные ритмы, синкопы).
Искусство ашугов включает в себя крестьянский фольклор. Оно импровизационно, но имеет определённые стилистические признаки (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодий и др.). Существует неск. десятков классич. ашугских мелодий, причём каждая может исполняться на разные тексты (гахраманы — героич. песня, гёзелемме — лирич. песня-восхваление и др.). В репертуар ашугов входят дастаны (сказания) героические («Кёр-оглы» и др.) и лирические («Асли и Керем», «Ашуг-Гариб» и др.), песни-диалоги — дейишме (муз.-поэтич. соревнование ашугов). Ашуги аккомпанируют себе на сазе, 3 струны которого чаще всего настроены в кварто-квинтовом соотношении (это создаёт несложную форму гармонического многоголосия). Среди выдающихся ашугов прошлого — Гурбани, А. Туфарганлы (16 в.), Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.); современности — А. Рзаев, М. Байрамов, И. Юсифов, Ш. Годжаев и др. С развитием городской культуры в средние века связано возникновение мугамов — вокально-инструментальных циклических пьес с контрастным сопоставлением импровизационно-речитативных разделов и чётких, закруглённых песенно-танцевальных мелодий (тэсниф — песня в мугаме, ренг — инстр. эпизод). Каждая пьеса строится в одном из азербайджанских ладов и носит соответствующее название: «Раст», «Шур», «Сегях», «Чаргях», «Баяты-шираз», «Шуштэр», «Хумаюн» и т.д. Исполнители их — музыканты-профессионалы — входят в вокально-инструментальные ансамбли сазандари в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист, бубнист. Текстами мугамов служат обычно стихи поэтов-классиков. Для мугамов характерны элементы многоголосия: выдерживание в аккомпанементе опорных ступеней вокальные мелодии, имитационное построение партии тара и кеманчи. Контрастность мелодических линий возникает в разновидности этого жанра — зерби-мугамах, в которых импровизационная вокальная партия звучит на фоне остинатных, ритмически чётких мотивов инструментального сопровождения («Эйраты», «Аразбары» и др.). Известные мугаматисты 19-20 вв. — певцы Гаджи Гули, Кечачи Мамед, Ислам Абдуллаев, Меджид Бейбутов, Мешади Джамиль Амиров, Джаббар Карягды, Сеид Шушинский, Зульфи Адигезалов; таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реформатор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте), К. Примов, М. Мансуров, А. Бакиханов. В нач. 20 в.особую популярность имел ансамбль, в который входили Д. Карягды, К. Примов, С. Оганезашвили (кеманчист); ансамбль концертировал и за пределами Азербайджана (Варшава, Киев, Петербург и др.). Среди современных мугаматистов — певцы X. Шушинский, А. Алиев, С. Кадымова, Ш. Алекперова, таристы Б. Мансуров, Э. Дадашев, Г. Мамедов и др. Большая часть мугаматистов родом из Карабаха, в частности из г. Шуши.
Разнообразны азербайджанские музыкальные инструменты (ок. 60). Широко распространены духовые — тутэк, баламан, или балабан, зурна; струнно-щипковые — тар, саз (его разновидности: дшурэ-саз — маленький саз, бейюк-саз — большой саз, голтух-саз — подмышечный саз), уд, канон; струнно-смычковые — кеманча; ударные — дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Среди старинных инструментов, вышедших из обихода,- мусигар. нэсрир, пейпур, эрганун (духовые); чаганэ, пандура (струнно-смычковые); бербет, руд, рубаб, канун, чянг (струнно-щипковые); тэбль, кус, думбек (ударные).
С кон. 19 в.в Азербайджан интенсивно проникает европейская, в особенности русская музыкальная культура. В Баку создаются симфонический оркестр, частная оперная труппа, филиал РМО. В Шуше организуется кружок музыкальных и литературных деятелей, поставивший в 1897 первый в Азербайджане музыкальный спектакль «Смерть Меджнуна на могиле Лейли».
В начале 20 в. в условиях общественно-политичкского и культурного подъёма У. Гаджибековым закладываются основы современной музыкальной культуры Азербайджана. Формирование профессиональной азербайджанской музыки тесно связано с развитием музыкального театра. Опера Гаджибекова «Лейли и Меджнун» по одноименной поэме Физули (пост. 1908) явилась первой национальной оперой и положила начало жанру мугамной оперы. В этом жанре написаны и другие оперы Гаджибекова. Роль обычных музыкально-сценичкских форм в них выполняли мугамы, взятые в своём подлинном виде. Гаджибеков создал музыкальные комедии (здесь композитор прежде всего опирался на народную песню), содержащие элементы социальной сатиры. Особенно широкую известность получила оперетта «Аршин мал алан» (пост. 1913). Среди первых азербайджанских композиторов: М. Магомаев — дирижёр и автор мугамной оперы «Шах Исмаил» (пост. 1919), З. Гаджибеков — автор мугамной оперы «Ашуг-Гариб» (пост. 1916) и муз. комедий. Становлению национального музыкального театра способствовали актёр и режиссёр Г. Араблинский, артисты оперы и драмы Г. К. Сарабский, М. X. Терегулов, Г. А. Гаджибабабеков, М. А. Алиев, А. Агдамский, М. Т. Багиров.
У. Гаджибеков, М. Магомаев и другие в своих произведениях стремились к органической связи нацмонально-своеобразных форм с достижениями мирового музыкального искусства. Важным завоеванием явилось создание основ профессионального музыкального образования. В республике открываются консерватория (1921, ныне им. У. Гаджибекова), музыкальный техникум и музыкальные школы. В 1938 г. при консерватории создана школа-десятилетка (ныне им. Бюль-Бюля). Педагогическую работу вели видные композиторы и теоретики Л. М. Рудольф, П. Б. Рязанов, Л. Е. Аб, Б. В. Карагичев, Н. С. Чумаков, Б. И. Зейдман, певцы Н. И. Сперанский, М. А. Колотова, В. А. Никольский, Н. Р. Валацци, пианисты М. Л. Прессман, И. С. Айзберг и др. Введённые по инициативе У. Гаджибекова в учебных заведениях классы игры на народных инструментах по нотам (сначала в специальной школе, организованной им же в 1922) во многом способствовали приобщению азербайджанских учащихся к мировой музыкальной культуре.
Декретом Совнаркома Азербайджанской ССР Бакинский оперный театр, существовавший ещё до революции, в 1920 был объявлен государственным (ныне — Азербайджанский театр оперы и балета им. М. P. Ахундова), первым его художественным руководителем и главным дирижёром стал М. Магомаев. В 1926 г. У. Гаджибеков организовал первый многоголосный хор, в 1931-м — первый оркестр народных инструментов, в котором исполнители играли по нотам. В 1936 создаются Азербайджанский государственный хор, филармонии (в Баку и Кировабаде), Ансамбль песни и танца, в 1938 — симфонический оркестр под управлением Ниязи, Театр музыкальной комедии (ныне им. Ш. Курбанова). Открывается музыкальное издательство (1923, в 1927 издан первый сборник азербайджанских народных песен, записанных и обработанных У. Гаджибековым и М. Магомаевым), хореографическое училище, организуется Союз композиторов Азербайджана (1934). В 1939 открыт Дом народного творчества.
В 20-е и нач. 30-х гг.в Азербайджанской музыке возникают новые жанры. В творчестве У. Гаджибекова и М. Магомаева широкое развитие получила массовая песня. А. Зейналлы создал первые образцы национального романса. Появляются первые симфонические (М. Магомаев и А. Зейналлы) и камерные (А. Зейналлы, У. Гаджибеков) произведения, музыка к драматическим спектаклям и фильмам (М. Магомаев, А. Зейналлы). От простого, «цитатного» использования нарыдных мелодий композиторы переходят к разработке национально-своеобразных черт фольклорного творчества.
В 30-е гг.в центре внимания азербайджанских композиторов — опера. Р. М. Глиэр написал для азербайджанского театра оперу «Шахсенем» (пост. 1927; 2-я ред. пост. 1934), приблизившую азербайджанскую музыку к решению сложных профессиональных задач. Первой оперой азербайджанского композитора, основанной на классических музыкально-сценических формах, была «Нэргиз» Магомаева (пост. 1935), отразившая революционные события в Азербайджане 1920-х гг. В интонационном строе оперы сочетались черты народного искусства и современной массовой песни. Высшее достижение А. м. этого периода — опера «Кёр-оглы» У. Гаджибекова (пост. 1937) — монументальная народно-героическая эпопея (в основе сюжета — ашугское сказание), в которой композитор выступил как художник-новатор, применив многоголосные формы классические полифонии и гармонии. Центральное место в произведениях занимают широко развёрнутые хоровые сцены.
В 1940 поставлен первый национальный балет «Кыз каласы» («Девичья башня») Бадалбейли на сюжет народной легенды; в 1938 — первая музыкальная комедия на современную тему «Пятирублёвая невеста» Рустамова. Муз.ыкально-сценическое творчество композиторов способствовало развитию исполнительского искусства. Широкую известность приобрели основоположники совр. национально-вокальной школы — Ш. Мамедова и Бюль-Бюль (Р. Maмедов), певцы Ф. Мухтарова, А. Рзаева и др., а также первая артистка балета Г. Алмасзаде. Успехи музыкальной культуры Азербайджана были продемонстрированы на Декаде азербайджанского искусства и литературы в Москве (1938).
Тема героической борьбы с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. нашла отражение в операх «Гнев народный» Бадалбейли и Зейдмана (пост. 1941), «Вэтэн» («Родина») К. Караева и Дж. Гаджиева (пост. 1945). На сюжет одноимённой поэмы Низами была поставлена опера Ниязи «Хосров и Ширин» (1942). Интенсивно развивалось симфоническое творчество. К. Караев, Дж. Гаджиев, С. Гаджибеков создали первые симфонии. В области массовой песни плодотворно работали У. Гаджибеков и С. Рустамов. В творчестве У. Гаджибекова возник новый жанр камерной вокальной музыки — романс-газелла, выросший на основе стихотворных форм восточной поэзии. Новые жанры появляются и в музыке для оркестра нар. инструментов (произв. У. Гаджибекова и С. Рустамова и др.). Развитие азербайджанской музыкальной культуры этого периода подытожила Декада музыки республик Закавказья (1944, Тбилиси).
В кон. 40 — нач. 50-х гг.широко развёртывается творческая деятельность композиторов К. Караева, Ф. Амирова, Дж. Гаджиева, С. Гаджибекова, Дж. Джангирова, С. Рустамова, Т. Кулиева и др., занимающих видное место в современной музыкальной культуре. Осваивая достижения классической и современной музыки, они нашли новые пути развития национальных традиций. Значительным событием явилась опера Ф. Амирова «Севиль» (1-я ред. пост. 1953) по мотивам одноименной пьесы Дж. Джабарлы — первая азербайджанская лирико-психологическая опера на современный сюжет. Лирическую оперу «Низами» написал Бадалбейли (пост. 1948). Современности посвящён балет «Гюльшен» С. Гаджибекова (пост. 1950). Новым этапом в развитии этого жанра стал балет «Семь красавиц» Караева (пост. 1952), раскрывший гуманистическую сущность образов поэмы Низами. Музыка балета отличается богатством симф. развития, ярко индивидуальным преломлением черт народной музыки.
Современна тема прочно вошла в оперетту с произведений С. Гаджибекова («Кызыл гюль» -«Красная роза», пост. 1940), Ф. Амирова («Гёзюн айдын» — «Добрая весть», пост. 1946), С. Рустамова («Дурна», пост. 1947), С. Алескерова («Улдуз»- «Звезда», пост. 1948).
Высокого подъёма достигла в кон. 40 — нач. 50-х гг. симфоническая музыка. В творчестве композиторов нашли отражение различные типы симфонизма. К. Караев, более всего тяготея к конфликтно-драматической образности (2-я симфония, 1946; поэма «Лейли и Меджнун», 1947), вместе с тем создаёт и произведения картинно-жанрового характера («Албанская рапсодия», 1952). Для Ф. Амирова характерны жанрово-лирический симфонизм, романтическая патетика (концерт для фп. с оркестром нар. инструментов, соавтор А. Бабаев, 1946; струн. симфония «Низами», 1947; сюита «Азербайджан», 1950). В творчестве Амирова возникает новый жанр симф. мугамов — «Шур», «Кюрд Овшары» (1948). К сфере эпико-драматического симфонизма относятся произведения Дж. Гаджиева, воплощающие образы большого общественного звучания (поэма «За мир», 1951; 3-я и 4-я — «Памяти Ленина» симфонии, 1947 и 1956) и др. Ценным вкладом в развитие национального симфонизма являются произведения С. Гаджибекова (симф. картина «Караван», 1945; 2-я симфония, 1946; Увертюра, 1956). Симфонические произведения созданы Ниязи (мугам «Раст», 1949), Дж. Джангировым (вок.-симф. поэма «По ту сторону Аракса», 1949; концерт для скрипки с оркестром, 1951), Р. Гаджиевым («Молодёжная симфония», 1954; концерт для скрипки с оркестром, 1952), М. Ахмедовым (симфония «Памяти 26 бакинских комиссаров», 1949) и др.
Возрос интерес к камерной музыке. Среди лучших её образцов — струнного квартет a-moll, 4 тетради прелюдий для фп. Караева; 12 миниатюр для фп., «Посвящение У. Гаджибекову», элегия «Памяти А. Зейналлы» для камерного ансамбля Амирова; «Баллада» для фп. Дж. Гаджиева; пьеса для струн. квартета С. Гаджибекова и др. На основе фольклорного иск-ва созданы песни С. Рустамова («Сумгаит», «Сурейя», «Комсомол», «Я голосую за мир»). В песенном творчестве Т. Кулиева слились ладово-интонационные особенности нар. музыки и советской лирич. песни. Широко популярны также песни А. Рзаевой, А. Гусейнзаде, Р. Гаджиева, Г. Гусейнли, Дж. Джангирова и др. Среди композиторов, создавших музыку к драматич. спектаклям и фильмам: К. Караев, Ф. Амиров, С. Гаджибеков, Т. Кулиев, З. Багиров и др.
Успехи исполнительского искусства этого периода связаны с деятельностью дирижёра Ниязи, певцов — Бюль-Бюля, Р. Бейбутова, А. Буниатзаде, А. Дроздова, В. Садыхова, Г. Гасановой, Ф. Ахмедовой и др., струн. квартета в составе А. Алиева, М. Тагиева, Р. Сеидзаде, С. Алиева.
Во 2-й пол. 50-60-х гг. азербайджанская музыка выдвигается на арену мирового музыкального искусства. Композиторскую школу республики возглавляет К. Караев, произведения которого характеризуются соединением национальных черт и стилевых особенностей современного музыкального искусства. Творчество Караева оказало существенное воздействие на поколение композиторов, начавших свой творческий путь в конце 50-х гг.и в 60-е гг. Их стремление к обновлению музыкального языка, поиски новых средств выразительности связаны с задачами глубоко отразить содержание жизненных процессов. В различных жанрах они раскрывают значительные темы. Одно из выдающихся произведений этих лет в области музыкального театра — балет «Тропою грома» Караева (пост. 1958, Ленингр. театр оперы и балета) на тему борьбы колониальных народов за своё освобождение. Явления дореволюционной действительности воссозданы в балете «Чернушка» Аббасова по одноименной повести С. Ахундова (пост. 1965). Широкую популярность завоевал балет А. Меликова «Легенда о любви» на сюжет пьесы Н. Хикмета (пост. 1961, Ленингр. т-р оперы и балета). Т. Бакиханов посвятил балет «Каспийская баллада» героич. жизни бакинских нефтяников (1968). Балет о далёком прошлом написал Ф. Караев — «Тени Кобустана» (пост. 1969).
Многие оперные произведения композиторов основаны на устоявшихся музыкально-сценических формах. Это — «Азад» Джангирова (пост. 1957), «Багадур и Сона» Алескерова (пост. 1961), «Вагиф» Мустафаева (пост. 1960), детская опера-балет «Лиса и Волкодав» И. Мамедова (пост. 1963) и др.
В опереттах преобладают сюжеты, связанные с бытом и трудовыми буднями сов. людей, — «Ромео — мой сосед» Р. Гаджиева (пост. 1961), «Одна минута» Ханмамедова (пост. 1961), «Не быть тебе милой моей» Аббасова (пост. 1963), «Свекровь» Багирова (пост. 1964), «Одно слово твоё» Кулиева (пост. 1967). Находят отражение и др. сюжеты — «Путешествие Гаджи Керима на луну» Рзаева (пост. 1962), «Куба — любовь моя» Р. Гаджиева (пост. 1963), «Нищий сын миллионера» Алескерова (пост. 1966).
Наиболее ярко новаторские тенденции проявились в симф. музыке К. Караева — «Дон Кихот», 1960; 3-я симфония, 1965; концерт для скрипки с оркестром, 1967. Симф. творчество Амирова продолжает развиваться в сфере жанрово-лирич. образов («Азербайджанское каприччио», 1962). В соавторстве с Э. Назировой им написан концерт для фп. с орк. на арабские темы (1957). Усложняется образно-эмоциональный строй музыки С. Гаджибекова (концерт для симф. оркестра, 1964). Знаменателен опыт Г. Ханмамедова, написавшего концерты для тара и симф. оркестра (1952, 1967). Традиции мастеров старшего поколения в области симф. музыки плодотворно развивают X. Мирзазаде, А. Меликов, B. Адигезалов, А. Рзаев, Ф. Рзаев, М. Мирзоев, Н. Аливердибеков, Н. Мамедов, О. Зульфугаров, Э. Махмудов, Т. Бакиханов, А. Ализаде.
Вокально-симфонические сочинения крупных форм созданы Дж. Джангировым — оратория «Сабир» (1962), кантата «Физули» (1959). Среди произв. этого жанра — хор. мугам «Баяты-шираз» Аливердибекова и оратория «Октябрь» Мустафаева (1967).
В камерных произв. К. Караева проявилось тяготение к формам старых классич. мастеров. Популярными стали также камерные произведения Ф. Амирова, Дж. Гаджиева, X. Мирзазаде, А. Рзаева, М. Мирзоева, Т. Бакиханова, М. Кулиева и др. Произв. для детей написаны М. Насирбековым, М. Ахмедовым, З. Багировым, А. Аббасовым, Э. Назировой и др. В обл. музыки для оркестра народных инструментов сочинения создали С. Гаджибеков, Дж. Джангиров, С. Рустамов.
Увеличился круг авторов песен. Много песен создали C. Алескеров, А. Аббасов, Г. Ханмамедов, Ш. Ахундова, О. Зульфугаров, Р. Мустафаев, Н. Мамедов, А. Султанова, О. Никольская, Ф. Кулиева, Т. Гаджиев, Р. Миринели и др. Большой вклад внесён азерб. композиторами в области музыки к фильмам (К. Караев, Ф. Амиров, Т. Кулиев, Дж. Джангиров и др.) и драматич. спектаклям (К. Караев, С. Гаджибеков и др.).
В 60-е гг.в Азербайджане организованы новые исполнительские коллективы: Камерный оркестр под рук. Н. Рзаева (1964), Хоровая капелла под рук. Э. Новрузова (1966), «Театр песни» под рук. Р. Бейбутова (1967), нар.-исполнительские (под рук. А. Бакиханова и Э. Дадашева) и эстрадные ансамбли (среди них вок. квартет «Гая»).
Наряду с дирижёрами Ниязи, А. Бадалбейли, А. Гасановым, С. Гаджибековым, А. Исрафилзаде выступают Р. Абдуллаев и К. Аливердибеков. Выдвинулись певцы Л. Иманов, М. Магомаев, Р. Атакишиев, пианисты Т. Махмудова, З. Алиева, скрипач С. Ганиев и другие.
В 50-60-е гг.значит. развитие получило музыковедение, представленное работами Э. А. Абасовой, И. В. Абезгауз, Д. X. Данилова, А. А. Исазаде, М. С. Исмайлова, Л. В. Карагичевой, К. А. Касимова, С. Д. Касимовой, X. Г. Меликова, Р. Д. Фархадовой, Э. М. Эльдаровой и др. В 1945 учреждён Научно-исследовательский институт азербайджанского искусства им. У. Гаджибекова АН Азерб. ССР (ныне Институт архитектуры и искусств).
Литература: 
Корганов В., Кавказская музыка, Тифлис, 1900;
Востриков П., Музыка и песня у азербайджанских татар. Сб. материалов для описания местностей и племён Кавказа, вып. 42, Тифлис, 1912;
Мамедова Ш., Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931;
Xубов Г., Музыкальная культура в Азербайджане, «СМ», 1937, No 10-11;
Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938;
Кривоносов В., Ашуги Азербайджана, «СМ», 1938, No 4;
Гаджибеков У., В старом и новом Азербайджане, 1938, No 2;
Виноградов В., Истоки азербайджанской национальной оперы, там же, 1938, No 3; Xубов Г., Искусство азербайджанского народа, 1938, No 4;
Гаджибеков У., Пути советской оперы, «СМ», 1939, No 5, Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, М., 1957;
Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны. Сб. статей, Баку, 1945; Гаджибеков У., Расцвет музыкальной культуры Советского Азербайджана, «Изв. АН Азерб. ССР», 1947, No 10;
Эльдарова Э., Некоторые вопросы ашугского искусства, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 1, Баку, 1949;
Касимов К., Очерки из истории музыкальной культуры Азербайджана XII в., в сб.: Искусство Азербайджана, т. 2, Баку, 1949, с. 5-63;
Hестьев И., Pере В., Прекрасный расцвет азербайджанской музыки, «СМ», 1949, No 12; Касимов К., Зарождение и развитие азербайджанского музыкального театра, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950;
Карагичева Л., Композиторская молодёжь Азербайджана, «СМ», 1952, No 9;
Житомирский Д., Багиров З., Музыка Советского Азербайджана, в сб.: Советская музыка, М., 1954;
Данилов Д., Заметки об азербайджанском симфонизме, «СМ», 1956, No 8;
Шостакович Д., Съезд композиторов Азербайджана, 1956, No 6;
Абасова Э., Мамедов Н., Мугамы в творчестве азербайджанских композиторов, в сб.: Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956;
Зейдман Б., О работе азербайджанских композиторов над оперной и балетной драматургией, там же; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, Баку, 1957;
Шостакович Д., Отличная композиторская школа, «Дружба народов», 1957, No 11;
Данилов Д., Перед азербайджанской декадой, «СМ», 1957, No1;
Исмаилов М. С., Метроритмические особенности азербайджанской народной музыки, «Искусство», Баку, 1957, No 7 (на азерб. яз.);
Абезгауз И., Новинки азербайджанской музыки, «СМ», 1958, No 1;
Мехтиева Н., Образ Ленина в творчестве азербайджанских композиторов, «Искусство», Баку, 1958, No 3 (на азерб. яз.);
Xалилов Р., Композиторы Азербайджана, Баку, 1959; Заслуженный коллектив Азербайджанской ССР. Государственный ансамбль песни и танца, сост. Гаджибеков С., Кулиев Т., Баку, 1959;
Азербайджанская государственная филармония им. М. Магомаева, сост. Гаджибеков С., Кулиев Т., Баку, 1959;
Абезгауз И., В азербайджанской опере, «СМ», 1959, No 4;
Керимов К., Оркестр азербайджанских народных инструментов, Баку, 1959;
Касимов К., О ранних нотных записях азербайджанских песен, «Доклады АН Азерб. ССР», 1959, No 18;
Абасова Э.. Исполнители Азербайджана, «СМ», 1960, No 4;
Исазаде А. И., Из истории профессиональной музыкальной жизни дореволюционного Баку, «Изв. АН Азерб. ССР», 1960, No 5, Камерно-инструментальные ансамбли в творчестве азерб. композиторов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1960, No 3 (на азерб. яз.);
Исмайлов М., Жанры азербайджанской народной музыки, Баку, 1960 (на азерб. яз.);
Касимов К., Музыка Азербайджана, Баку, 1960;
Абасова Э., Азербайджанский народный оркестр, «СМ», 1961, No 1; Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961;
Исазаде A., Инструментальное творчество композиторов Советского Азербайджана (для струнно-смычковых инструментов), Баку, 1961 (на азерб. яз.);
Исазаде A., Произведения малой формы композиторов Азербайджана для струнно-смычковых инструментов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1961, No 1 (на азерб. яз.);
Касимова С., Черты народности в музыкальном языке опер азербайджанских композиторов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1961, No 12, с. 73-84;
Абасова Э., Музыкальная культура республик Закавказья, Баку, 1962 (на азерб. яз.); Эльдарова Э., Из истории азербайджанского ашугского искусства, «Искусство Азербайджана», т. VIII, Баку, 1962;
Касимов К., Музыкальная культура Азербайджана в XVI-XVII вв., в сб.: Искусство Азербайджана, т. VIII, Баку, 1962;
Карагачева Л., На съезде композиторов Азербайджана, «СМ», 1962, No 5;
МамедбековД., К вопросу о классификации азербайджанских мугамов, «Изв. АН Азерб. ССР», 1963, No 1;
Касимов К., Азербайджанский фольклор, в кн.: Народы мира, т. 1, ч. 2, М., 1963;
Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963; Учёные записки Азерб. Гос. Консерватории, вып. 1, Баку, 1964;
Данилов Д., Азербайджанская музыка и русская культура, «Литературный Азербайджан», 1964, No 3; Учёные записки Азерб. Гос. Консерватории, вып. 2, Баку, 1965; Летопись муз. жизни Азербайджана (1920-1926), сост. А. Исазаде, Баку, 1965;
Музыка и жизнь. Сб. статей, Баку, 1965 (на азерб. яз.);
Абасова Э., Касимов К., Музыкальная культура Азербайджана, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-3, М., 1966-1971;
Касимов К., Исазаде А. (сост.), Искусство Азербайджана. Сб. статей, Баку, 1968;
Абасова Э., Касимов К., Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана. 1920-1956, Баку, 1970.
Э. А. Абасова

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.