Азербайджанская музыка в творчестве Джафара Джаббарлы

В жизни каждого народа и нации музыка играет незаменимую роль в выражении чувств — радости и печали с помощью звуков.

Правы личности, которые оценивают музыку выражением общечеловеческих ценностей, средством утешения и обогащения этических качеств путем вторжения в духовный мир[1]. Азербайджанская народная музыка, благодаря своим прекрасным и неповторимым национальным качествам связана с музыкой народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока неразрывными узами и взаимно развивается и обогащается[2].
Джафар Джаббарлы, известный азербайджанский драматург, имел своеобразное влияние на развитие народной музыки. Он впервые собрал баяты, народные песни, танцы, ашугские песни и присущим ему мастерством использовал в своих произведениях. В доме — музее литератора сохранены тар, пианино, гармонь, бубен и другие музыкальные инструменты, на каждом их которых, по словам дочери Гюлары ханум, Джафар Джаббарлы умел играть[3]. Известный музыковед С.Таги-заде в своих воспоминаниях писал, что впервые тар ему подарил и научил на нем играть Дж.Джабарлы[4].
Дж. Джаббарлы был инициатором включения национальных музыкаль­ных инструментов, в том числе и тара, в состав симфонического оркестра. Он с присущим ему большим мастерством использовал национальную музыку в драматических и театральных произведениях, обеспечивая этим обогащение спектаклей и привлечением у зрителей интереса к театру. В пьесе «Айдын» звук кяманчи, проникающий в глубь человеческой души, описал следующим образом: «Услышав звук кяманчи, Айдын тяжелыми шагами подошел к окну, после нескольких минут прижал руку к груди, как будто хотел уберечь его от нахлынувшей грусти. …Где-то очень далеко под звуки стонущей кяманчи пели пламен­ным, но грустным голосом»[5]; в рассказе «Ахмед и Гумру»: «судя по бубну, кяманчи и тому подобных вещей, которые девушки несли, не трудно было понять, что возвращаются они с гор, с веселья»[6]; «Увядшие цветы»: «В дальних комнатах играл тар, кяманча и пели»[7]; в пьесе «Алмаз»: «Алмаз ханум сыграет нам на таре»[8]; в пьесе «Яшар»: «Яшар играл на таре, а он пел», «сидя перед окном на диване Яшар пел, нежно водя пальцами по струнам тара»[9] можно привести множество таких примеров, свидетель­ству­ю­щих об искренней любви литератора к национальной музыке и музыкальным инструментам. Его произведениям не чужды подобные выражения, как «Играла восточная музыка, балабан, нагара и др.»; «пели ашуги»[10]; «если на свадьбе зурнач затянет»[11]; «играет балабан, танцуют девушки»[12] и др. Древний духовой инструмент с очаровательным, но очень грустным звуком свирель Дж.Джаббарлы в своих произведениях вспоминал так: «тихие ветра словно играли на свирели, как влюбленный соловей пели такую грустную песню, какую не в силах исполнить даже самый искусный музыкант»[13], или «о, ветра, какие грустные думы вы наводите, как будто играет свирель»[14].
Дж.Джаббарлы в своих произведениях неоднократно вспоминал разные музыкаль­ные инструменты, такие, как тар, кяманча, зурна, балабан, свирель, саз, нагара, бубен, тамбурин, барабан и труба. Барабан издревле исполь­зовался для подачи тревожных сигналов, демонстрации танцев и сопровож­дения религиозных обрядов. Труба как духовой инструмент в Азербайджане была широко распространена в средние века, и звучала, в основном, на полях битв.
В своих произведениях Дж.Джаббарлы наряду с национальными музыкальными инструментами упоминает названия таких европейских инструментов, как скрипка, рояль, пианино и др. Он представляет нам образ главной героини пьесы «Алмаз», как искусной исполнительницы на таре, кяманче, пианино и гармони. Алмаз собирает образцы народной литературы и народной музыки. По ее инициативе в школу привозят пианино, она преподает музыку, учит школьников петь народные песни.
В творчестве Дж.Джаббарлы свое отражение находят ашугская музыка и мугамы, этим он пропагандировал народную музыку. Композитор Ш.Баделбейли в своих воспоминаниях писал: «Дж.Джабарлы не хотел даже представлять свои сценические произведения без музыки. «Музыка зарождает сцены», говорил Джафар, можно сказать, что во всех произведениях было отведено место музыке, танцам, а слова к этой музыке написаны были заранее»[15]. Во время постановок пьес на сцене он обращал особое внимание на уместность использования народных песен. А это в большинстве случаев несло важную драматургическую функцию, превращаясь в главное средство обобщенного выражения центральной идеи произведения. Песни главных героинь из разных произведений, например, Соны «Была я вольной птицей» в «1905 год», Яхшы «Если бы солнце не исчезло за горами» в «Алмаз», Ягута «Без тебя» в «Яшар», Севиль «Что с тобой о, жестокий?» в «Севиль» стали такими музыкальными произведе­ни­ями. Обычно он включал в свои произведения именно те песни, которые от­но­сятся к изображенному времени. Близкий друг Дж.Джаббарлы А.Бадел­бей­ли в своих воспоминаниях писал: «Во время работы над пьесой «Дочь огня» Дж.Джаббалы сказал мне:
— Как ты думаешь, как можно передать музыку религиозного обряда в древнем огнепоклонническом храме, что бы она звучала торжественнее?
— Музыкальные образцы тех времен навсегда остались за пеленой тайн.
— Это и я понимаю. Но разве мы лишены права оживить музыку предков в своих представлениях, почему мы должны отказываться оживлять в мыслях музыку, напоминающую битву Ормузда и Ахримана, религиозные обряды огнепоклонников»[16]. Дж.Джабарлы умел это делать. Именно в этом заключается грандиозность произведения Дж.Джаббароы «Дочь огня».
Современники утверждают, что сам Дж.Джаббарлы тоже сочинял музы­ку. В своих воспоминаниях композитор Сулейман Таги-заде отмечает, что музыку песни «Была я вольной птицей» в пьесе «1905 год» напевал Джафар, а в ноты перевел Афрасияб Баделбейли[17]. Маджид Шамхалов был свидетелем, как Дж.Джаббарлы учил играть на таре исполнителя образа Бахшы С.Таги-заде. А выданное на его имя 4 октября в 1928 году билет №9735, свидетельствует, что Дж.Джаббарлы был членом Московского об­щес­тва драматических писателей и композиторов[18].
Дж.Джаббарлы неоднократно использовал в своих произведениях такие известные народные песни, как «Кючелере су сепмишем», «Ай кемерим, кемерим», «Сары гелин», «Гелме, гелме, гет а гюлюм», «Ай нигари — мен», «Галанын дибиндэ бир гуш олайдым», «Ай гыз, кимин гызысан». В пьесе «Инджа» используется народная музыка в сопровождении балабана[19].
В своем творчестве Дж.Джаббарлы особое место уделял азербайд­жанским мугамам. Несмотря на то, что тема его оперы-либретто «Ситаре» был взят из легенды «Алы хан и Пери ханум», он вывел это произведение из рамок жанра легенды и представил зрителям в жанре мугам. В произведении с высоким мастерством были использованы разные мугамы и газели. Примером могут стать мугамы и таснифи «Шимаи — шемс», «Раст», «Джааргах», «Тесниф», «Байати-шираз», «Шюштер», «Байати-Кюрд», «Шикестеи-фарс», «Кюрди-шахназ».
А.А.Туганов в своих воспоминаниях писал, что трагедия «Гамлет», написанная по мотивам Джаббарлы, создана на основе мугаматов»[20]. Ашугская музыка, собранная Дж.Джаббарлы, была широко использована им в опере-либретто «Шахсенем», созданной на основе легенды «Ашуг Гариб». Здесь драматургом использованы также стихи и музыка ашугов Тебриза[21].
Наряду с операми-либретто «Ситаре», «Шахсенем», Дж.Джаббарлы был автором оперы-либретто «Шефа», где широко использовал народную музыку[22]. А.Баделбейли писал: «Либретто оперы «Шахсенем» было заказано Гильеру, но произведение получилось неудачным. Дж.Джаббарлы завоевал ог­ромный успех и признание, переписав оперу «Шахсенем», придав произве­де­нию новое содержание и сюжет. За это произведение Дж.Джаббарлы получил почетное звание «Заслуженный деятель искусства».
Как автор «О концертах Эйдельмана»[23], «Об опере Ашуг Гариб»[24], «Об опере Асли и Керем»[25] и др. статей драматург доказал, что является истинным знатоком музыки и назвал искусство хорового пения «звуковой летописью» народа. Он создал хоровые сцены в операх-либретто «Шахсенем», «Ситаре», в пьесах «Дочь огня», «Яшар» и др. Он до мельчайших тонкостей разбирался в народных танцах и пропагандировал их путем использования их в своих произведениях. Все это еще раз доказывает, что Дж.Джаббарлы хорошо знал различные виды и жанры национальной музыки, народные танцы и широко использовал их в своих произведениях и поставленных спектаклях. Именно в этом смысле комплексное исследование музыкального наследия Дж.Джаббарлы имеет большое значение и приобретает особую актуальность.
Захидова Хагигат Ахмедовна, научный сотрудник и диссертант Института археологии и этнографии НАН Азербайджана
Источник: Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
 Литература
Ариф М. «Творческий путь Дж.Джаббарлы». Баку, 1956.
АСЭ. Главная редакция Азербайджанской Советской Энциклопедии, Баку, 1987, X т.
  1. Баделбейли А. «Литература и искусство» 1960, 19 марта, №12.
  2. Баделбейли Ш. «Вспоминая», журн. «Азербайджан» 1971, 12 декабря.
  3. Буниятова Ш.Т. О музыке в творчестве Хагани // журн. «Мир музыки», № 3-4, 2006.
  4. Буниятов Т.А. Голоса сквозь века. Баку, АзГосИздат. 1993.
  5. Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–Iт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005.
  6. Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005.
  7. Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005.
  8. Джаббарлы Сона. «Кто его забудет», «Генджлик», 1979.
  9. Шамхалов Меджид. «Литература и искусство», 19 марта, 1982.
  10. Таги-заде С. «Незабываемые воспоминания». «Великий творец». Баку, «Генджлик», 1976.
  11. Туганов А.А. «Родной друг, прекрасный человек». «Воспоминания о Дж.Джаббарлы». Баку, АзГосИздат., 1969.
  12. [1] Буниятова Ш.Т. О музыке в творчестве Хагани // журн. «Мир музыки», № 3-4, 2006. с.199.
    [2] Буниятов Т.А. Голоса сквозь века. Баку, Аз.Гос.Изд. 1993. с.6-7.
    [3] Джаббарлы Сона. «Кто его забудет», «Генджлик», 1979. с.35-37.
    [4] Таги-заде С. «Незабываемые воспоминания». «Великий творец». Баку, «Генджлик», 1976. с.150.
    [5] Туганов А.А. «Родной друг, прекрасный человек». «Воспоминания о Дж.Джаббарлы». Баку, АзГосИздат, 1969. с.236.
    [6] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005, с.56.
    [7] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.19.
    [8] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–Iт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.56.
    [9] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–Iт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с. 218-236.
    [10] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.84.
    [11] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с. 155.
    [12] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.155.
    [13] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.222.
    [14] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005ы.47.
    [15] Баделбейли Ш. «Вспоминая», журн. «Азербайджан» 1971, 12 декабря.
    [16] Баделбейли А. «Литература и искусство» 1960, 19 марта, №12.
    [17] Таги-заде С. «Незабываемые воспоминания». «Великий творец». Баку, «Генджлик», 1976. с.151.
    [18] Шамхалов Меджид. «Литература и искусство», 19 марта, 1982. с.179.
    [19] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.23-28.
    [20] Ариф М. «Творческий путь Дж.Джаббарлы». Баку, 1956. с.95.
    [21] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.110.
    [22] АСЭ. Главная редакция Азербайджанской Советской Энциклопедии, Баку, 1987, X т. с.388.
    [23] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.251-252.
    [24] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.127.
    [25] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.127.

Добавить комментарий