Азербайджан и азербайджанцы. Религия. Народы.

Азербайджан всегда был свободен от избыточной религиозности. Пройдя историю четырех цивилизаций: зороастризм, иудейство, христианство, ислам, азербайджанцы генетически были толерантными ко всем народам безотносительно их национальной и религиозной принадлежности.

Именно Азербайджан был колыбелью зороастризма, а также изначальным центром реализации христианских идей на большом пространстве региона. Именно в Азербайджане учеником Иисуса апостолом Варфоломеем (г. Баку, тогда римляне называли Альбана) и учеником апостола Фаддея св. Елисеем были заложены в первом веке основы христианства в этом регионе.
«В Житии город Альбан отождествляется с нынешнем Баку. Местное церковное предание указывает и место мученической кончины апостола Варфоломея у подножия Девичьей башни на территории старого города «Ичери Шехер», где согласно историческим сведениям на фундаментах языческого храма Арта была сооружена христианская церковь. В начале XIX века на месте обветшавшего албанского храма Русской Православной Церковью была построена часовня в честь святого Апостола, простоявшая до 1936 года. Памятная мраморная доска на стене часовни сообщала, что «на сем месте за Христа пролил свою кровь один из 12-ти учеников Христовых – святой апостол Варфоломей».
Дошедшие до нас исторические сведения выявляют причину, по которой апостола Варфоломея для казни над ним привозят именно в Албанополь – город на западном берегу Каспийского моря.
Историки, занимающиеся изучением Албанопля – древнего Баку, исходя из свидетельств древних авторов и своеобразности застройки территории, а также археологическим находкам, пришли к выводу, что Албанополь являлся религиозным центром Албании, культовым городом, населенным жрецами-магами.
«Во многих апшеронских поселениях, несомненно, горели «вечные» огни на местах выхода газов. Горели эти огни у подножия холмов по берегам Каспия, а крупное поселение, возникшее вокруг одной из группы огней, разрослось в город-крепость Баку – огненную столицу священных огней. Этот город был культовым центром Кавказской Албании» .
Для того чтобы расправиться над чудотворцем и проповедником нового учения, жрецы и привезли апостола Варфоломея в свой религиозный центр, где на ступенях языческого капища Арта (священного огня) распяли святого страдальца. Событие это произошло между 68-71 годами по Р.Х.
Заслуживает особого разбора упоминание приведенных авторов о нахождении города Албанополя (или Албана) на территории Великой Армении(которой никогда и не существовала, согласно Б.Б. Пиотрвскому). Достаточно прочесть свидетельство Экумения, чтобы понять, что этот автор как, впрочем, и остальные, имеет не большое представление о политической географии Кавказа.» (https://baku.eparhia.ru/history/albania/apostle/sermon/ ).
Святой Елисей — один из проповедников христианства в Кавказской Албании .
Монастырь святого Фаддея считается одним из первых христианских сооружений на территории Азербайджана. В настоящее время монастырь находится в провинции Западный Азербайджан Ирана, недалеко от города Маку. По легенде, монастырь был построен на месте могилы апостола Фаддея. В XIV веке монастырь был частично разрушен землетрясением, был восстановлен в XIX веке. Эта церковь всегда носила название Гаракилсе, что означало Большая церковь.
Азербайджанский народ формировался в течение тысячелетий путем сопряжения различных этнических групп с возрастанием тюркской удельной составляющей. Поэтому и тюркский язык стал языком межэтнического общения на огромном пространстве. Все археологические и антропологические исследования свидетельствуют, что ранее навязанная теория о появлении тюркоязычных племен на этой территории в 11 веке не соответствует действительности. Почти 3000 лет тюркоязычные племена проживают в этом географическом пространстве.
Этот этнорелигиозный конгломерат сформировал сегодняшнюю генетику азербайджанского народа, традиции, обычаи, которые несут в себе прекрасные составляющие прошлого. Поэтому сегодня в различных регионах Азербайджана можно встретить островки этнических групп, религиозных составляющих исторического прошлого Азербайджана. И на всем своем историческом прошлом, как и сегодня, забота, тактичность, бережность к другим этническим, религиозным народам является неотъемлемой культурой азербайджанского народа. Поэтому представители всех народов, в том числе армян, которые жили в Азербайджане и сегодня в силу тех или иных обстоятельств оказались за ее пределами, с ностальгией вспоминают страну-символа уважения, дружбы, любви, взаимопомощи.
В конце хочу добавить:
«Российский продюсер Сергей Даниелян, известный по фильмам «Я остаюсь», «Дом», «Пять невест», «Домовой», сериалам «Браться Карамазовы», «Ликвидация», «Герой нашего времени», «Апостол», «Доктор Тырса» родился в Баку, работал на киностудии «Азербайджанфильм», в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. Сейчас он живет в Москве, называет себя пенсионером и публикует посты в сети «Фейсбук «.
На днях Даниелян выразил мнение, что армянской нации «предстоит выздоравливание» и выcказал свою точку зрения на то, чем Армения отличается от Азербайджана: «Я последний раз был в Ереване в детстве, в 1971 году. Праздничный день. По проспекту Ленина в Ереване идет огромная толпа, людское море. Сколько там армян? Ответ: 99,9%. А вот другая картина. Тоже 1971 год. По бакинскому бульвару идет праздничная толпа. И кто там в толпе? Азербайджанцы? Да, но и армяне, грузины, талыши, осетины, евреи, русские, таты, горские евреи, аварцы… Я устал перечислять… В этом различие. У азербайджанцев с советских времен осталось это интернациональное отношение к другим. И я уверен, что так будет всегда. Это и есть Азербайджан». (https://vestikavkaza.ru/articles/sergej-danielan-baku-nikto-i-nikogda-mne-nicego-nasilno-ne-navazyval.html)
Кямран Рустамов
Источник: zen.yandex.ru
Храм огнепоклонников в Баку.
Храм огнепоклонников в Баку.
Церковь св. Елисея , село Киш. Азербайджан (1 век)
Церковь св. Елисея , село Киш. Азербайджан (1 век)
Церковь св. Елисея, село Нидж, Азербайджан (1 век)
Церковь св. Елисея, село Нидж, Азербайджан (1 век)
Церковь св. Варфоломея в Баку , 19 век.
Церковь св. Варфоломея в Баку , 19 век.
Православная церковь в Баку
Православная церковь в Баку
Протестантская церковь в Баку.
Протестантская церковь в Баку.
Католическая церковь в Баку
Католическая церковь в Баку
Синагога ашкеназских евреев в Баку
Синагога ашкеназских евреев в Баку
Синагога Горских евреев в Баку
Синагога Горских евреев в Баку
Армянская церковь в Баку
Армянская церковь в Баку

Добавить комментарий