Зейнал Алаббасоглу Джаббарзаде (1920-1977) был великолепным азербайджанским поэтом и публицистом. Родился он 31 декабря 1920 г. в интеллигентной бакинской семье в Ичери шехер.
Его дом стоял на Кичик Гала. Этот дом, снесенный еще в 50-х гг., долгие годы был любимым местом, где собирались друзья поэта, где рождались произведения, которые позднее вошли в золотую сокровищницу азербайджанской культуры.
Необыкновенная тяга к искусству, в частности, к поэзии, проявилась у Зейнала Джаббарзаде уже в юные годы. В 1937 г. он после окончания профтехучилища поступил в Педагогический и институт им. Ленина. Институт он окончил в 1941 г. и в этом же году в газете было впервые напечатано его стихотворение. Оно называлось “Пушкин”.
Окончив вуз, Джаббарзаде отправился в Шемаху – в тишине и покое перевести на азербайджанский язык к юбилею Михаила Лермонтова его поэму “Исмаил бей”. Там его и застала война.
Джаббарзаде направили в Сухумское военное училище, а уже в 1942 г. офицер с новенькими погонами старшего лейтенанта отправился на фронт. В конце 1942 г. в составе сформированной в Азербайджане знаменитой 416-й Краснознаменной Таганрогской стрелковой дивизии он участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков на подступах к Моздоку.
В одном из боев рядом с Джаббарзаде взорвалась бомба, и он, тяжело контуженный, был без сознания доставлен в полевой госпиталь, располагавшийся в простой землянке. Здесь Джаббарзаде совершенно случайно увидел его друг, известный поэт Ахмед Джамиль. Обратив внимание на тяжелейшее состояние друга, он потребовал, чтобы Джаббарзаде срочно эвакуировали в тыл.
Впоследствии Зейнал Джаббарзаде всегда говорил, что Ахмеду Джамилю он обязан своим чудесным спасением – буквально через два часа, как Джаббарзаде оттуда увезли, землянку прямым попаданием разнесло на мелкие кусочки.
Ранение было настолько тяжелым, что будущего известного поэта комиссовали. В течение десяти последующих лет Зейнал Джаббарзаде серьезно лечился. Эта страшная контузия стала причиной его раннего ухода из жизни – в возрасте всего 57 лет.
Однако несмотря на тяжелое положение со здоровьем, он продолжал творить и в 1943 г. был принят в ряды Союза писателей Азербайджанской ССР. Ему было очень тяжело… Он писал, будучи глухим и немым, с расшатанной нервной системой.
Вспоминает дочь поэта, Гюляр Аббасова:
Он очень любил свой народ, – это и было главным стимулом для творчества. У нас дома было пианино музфабрики Тбилиси, но все нутро было от “Беккера”. И кто на нем только не играл! Кто только не бывал у нас дома: Гусейн Сеидзаде, Анвер Алибейли, Беюкага Гасымзаде, Гасан Гасымзаде, Расул Рза, Мухтар Дадашев, Тофик Тагизаде, Сеид Рустамов, Сабит Рахман, Эмин Сабитоглу, Хайам Мирзазаде, Рашид Шафаг, Назим Хикмет, Наджиба Меликова, Гылман Илькин…
Постоянно проходили творческие вечера, рождались новые произведения. А отец, несмотря на свою контузию, играл на любом инструменте. У него был от природы необыкновенный слух, и друзья даже говорили, что из него получился бы замечательный композитор. А как он исполнял мугам на таре! Востоковед В.Мамедлалиев рассказывал, что каждый раз, когда поднимался по лестнице, останавливался около нашей двери и слушал. Он даже не знал, что это был мой отец. А когда узнал, что это Зейнал Джаббарзаде, был очень удивлен”.
В 1947 г. на стихотворение Зейнала Джаббарзаде “Сурая” композитор Сеид Рустамов написал музыку. Песня сразу же стала знаменитой, и творческий тандем получил за нее Госпремию Азербайджана. Это была первая премия молодого поэта. Ее ценность для него заключалась еще и в том, что вручал ее великий Узеир Гаджибеков.
Стихи были посвящены Сурае Керимовой, знаменитому хлопководу, матери-героине, Герою Социалистического Труда. В те годы эта красивая песня звучала по радио практически ежедневно, с ней объездил весь мир знаменитый Рашид Бейбутов, она звучала из уст и Шовкет Алекперовой.
Когда здоровье Зейнала Джаббарзаде более-менее стабилизировалось, он начал работать в Литературном фонде при Союзе писателей Азербайджанской ССР. А через некоторое время его признание стало в прямом смысле слова всесоюзным: в 1967 г. поэт был принят в ряды Союза писателей СССР.
Шестидесятые годы стали расцветом Зейнала Джаббарзаде, признанного поэта-песенника. Его стихи, ставшие популярнейшими песнями, входят в сокровищницу национальной музыки.
На них писали музыку различные известные композиторы: Сеид Рустамов, Тофик Гулиев, Джахангир Джахангиров, Кара Караев, Хайам Мирзазаде, Рауф Гаджиев, Василий Соловьев-Седой, а исполняли уже упомянутые Рашид Бейбутов, Шовкет Алекперова, а также Бюльбюль, Агабаджи Рзаева, Лютвияр Иманов, Фидан и Хураман Гасымовы и другие легендарные исполнители.
Зейнал Джаббарзаде также является автором стихов, ставших песнями в известных художественных фильмах, вошедших в золотой фонд национальной кинематографии: “Покорители моря”, “Сабухи”, “Мачеха”, “Можно ли его простить?”, “Телефонистка”, “Встреча”, “Кероглу”, “В Баку дуют ветры”, “Ромео – мой сосед” и др.
Кроме того, Джаббарзаде – автор текстов к опереттам Фикрета Амирова “Гезюн айдын”, Сулеймана Алескерова “Улдуз”, детских произведений “Гузум”, “Гатар”, “Бахар гялир”, на которые музыку написал Фикрет Амиров, знаменитого марша “Пионерская песня о дружбе” на музыку Кара Караева и многих других произведений.
Кроме этого около тридцати лет Зейнал Джаббарзаде был главным редактором детского журнала “Пионер”. Творчество для детей было для него очень важным. Наверное, потому, что он очень любил своих детей – двух сыновей и дочь.
Вспоминает дочь поэта, Гюляр Аббасова:
“Отец души не чаял в нас, был очень заботливым, ночью то и дело подходил и укрывал нас. Каждое лето мы выезжали куда-нибудь отдыхать. Но не дай Бог проштрафиться! Одного его взгляда было достаточно, чтобы мурашки забегали по коже.
Руку никогда не поднимал, старался все объяснить словами… Он был очень добрым человеком. Однажды мы вместе пошли в магазин, и отец увидел плачущего малыша на руках у матери, который водил пальчиком по витрине и хотел пирожного. “Сыночек, денег нет. Потерпи немного. Потом придем и купим”, – говорила мать. Тогда отец тайком объяснил знаками продавщице завернуть эти пирожные, заплатил за них, и мы быстро вышли из магазина.
Он никогда не мог обедать один и обязательно кого-нибудь приглашал за стол. Всегда помогал молодым поэтам и композиторам. У нас дома бывали начинающие поэты Алиага Кюрчайли, Бахтияр Вагабзаде, музыканты Хайям Мирзазаде, Рашид Шафаг. Поэт Рамиз Гейдар как-то рассказал, что перед отъездом на учебу в Москву, в Институт имени Горького, он встретил папу в метро. Когда он узнал, что Рамиз едет на учебу, не задумываясь, вытащил из кармана только что полученный гонорар за стихи и отдал молодому поэту. И это не единичный случай”.
Друзья Зейнала Джаббарзаде платили ему той же монетой – горячей и бескорыстной любовью. Они были рядом всегда, в том числе в те тяжелые дни, когда поэт восстанавливался после ранения. В те дни, когда Джаббарзаде тяжело болел, к нему часто приходил Самед Вургун и умолял: “Зейнал, произнеси хотя бы одно слово и сразу же получишь хороший гонорар”.
Гюляр Аббасова вспоминает:
“Самым близким другом отца был Мухтар Дадашев, очень душевный человек. Больше, чем братом, отцу был Джахангир Джахангиров, который, к тому же, был и моим “крестным отцом” – вынес меня из больницы, когда я родилась. Они были очень близки по духу. Дядя Джахангир, так я и два моих брата его называли, всегда советовался с отцом. Как только что-нибудь напишет, сразу же приходил к отцу. Мы засыпали, а они сидели до утра…
Дядя Тофик (Тофик Гулиев) и отец были не разлей вода. Вместе они создали свыше 150 песен! Тофик Гулиев всегда говорил: “Дайте мне стихи Зейнала, и я создам шедевр!”. А какая была дружба с маэстро Ниязи, который с супругой Хаджар ханым были у нас чуть ли не каждый день! Никогда не забуду, как Хаджар ханым вместе с мамой готовили дюшбару, кутабы, а мужчины музицировали. Маэстро очень любил нас – меня и двух братьев, всегда играл с нами, на руках носил. Именно под его влиянием я и решила стать дирижером”.
“Отца называли “скорой помощью”, – потому что если кому-нибудь нужны были срочно слова для новой песни, то он мог их сочинить сразу же, по телефону. Так, например, была создана с Тофиком Гулиевым песня к фильму “Телефонистка”, и приветственная песня Рашида Бейбутова во время его первых гастролей в Турцию.
Однажды Джахангир Джахангиров, вернувшись из командировки в Египет, стал делиться впечатлениями о красотах этой страны. И когда он произнес фразу: “Несмотря на всю красоту Нила, мое сердце ныло от тоски по родному Баку”, отец неожиданно достал свои любимые сигареты “Казбек” и прямо на коробке стал что-то писать. Затем позвал Шовкет Алекперову, вместе с дядей Джахангиром они прошли к роялю, и через час был готов романс “Анаюрдум”.
Кроме отдельных стихов, ставших песнями, Зейнал Джаббарзаде выпустил тринадцать книг, в том числе “Мечты”, “На берегу Днепра”, “Ваши голоса”, “Верь слову моему”, “Я не устал”, “Дом юности”, “Простите меня”, вышедших на азербайджанском и русском языках. Его первая книга “Ханиман” вышла в сет в 1946 г. В ней были собраны фронтовые воспоминания поэта. Широко известны и его поэмы: “Обитель” (1946), “Стихи” (1949), “Идет весна” (1951), “Чинара” (1958).
После безвременной кончины поэта еще в советскую эпоху было выпущено три его книги – сборника стихов, а в 2005 г. были опубликованы “Избранные произведения” (согласно распоряжению президента Азербайджана Ильхама Алиева от 12 января 2004 года “Об осуществлении массовых изданий на азербайджанском языке с латинской графикой”).
Также благодаря указу президента о сохранении наследия азербайджанской культуры и искусства была выпущена книга, где имя Зейнал Джаббарзаде – одно из первых в списке выдающихся творческих личностей Азербайджана.
“Самая главная ценность прожитой жизни – это добрая память о человеке, его творчестве и жизненном пути”, – сказала в одном из интервью Гюляр Аббасова.
Оксана БУЛАНОВА
Количество просмотров: 3 103