Заметки о Ленкорани и Талыше: Путешествие З.Ширвани в Азербайджан (1796 г.)

Почти всю свою жизнь — около сорока лет — азербайджанский ученый Зейналабдин Ширвани (1780-1838) провел в путешествиях по различным странам Азии и Африки.

Ширвани родился 16 августа 1780 г. в городе Шемахе, бывшем в те времена одним из центров науки и культуры Азербайджана.
По рассказам самого Ширвани, в 1785 г. когда ему исполнилось 5 лет, семья переселилась в г. Кербелу (недалеко от Багдада). Там отец будущего путешественника занимался преподаванием в медресе. У него и у других духовных лиц Кербелы Ширвани обучается двенадцать лет, приобретая преимущественно духовные знания.
В 1796 г. 17-летний Ширвани направляется в Багдад, чтобы продолжить образование. Багдад в то время был одним из крупнейших культурных центров Востока.
Там Ширвани продолжает учебу, но уже тогда у него зародилось понимание никчемности знаний, которые в него вкладывали ученые и духовенство.
Глубокие впечатления на юношу производили рассказы путешественников, паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к путешествиям. После сравнительно недолгого пребывания в Багдаде Ширвани отправляется в путь.
И вот, 17-летний Зейналабдин Ширвани покидает Багдад и отправляется в путь. Вся дальнейшая жизнь его проходит в путешествиях по разным странам.  Прежде всего ему захотелось попасть в Азербайджан, откуда его увезли ребенком.
Ширвани минует Ирак, пересекает с юга на север Иран до города Решт (Гилянская область), затем переходит через Талышские горы и в 1796 г. попадает в Ленкорань (тогда он назывался Ленгеркуна).
Природа Талыша произвела большое впечатление на молодого путешественника, особенно густые широколиственные леса, покрывающие склоны гор. Но юношу привлекает не только природа. Он живо интересуется историей, хозяйством Талыша, а также культурой и бытом живших там людей. Не остается он безучастным и к судьбе этого края.
Ширвани потом запишет: «Ленкорань столичный город Талышской области. Он расположен на берегу Каспийского моря. В окрестностях города имеются обширные леса. В городе семьсот домов. В состав Ленкорани входят благоустроенные районы и селения… В то время правителем Ленкорани был Мир Мустафа-хан Сайд Джалулул-Кадр. Большая часть подданных была довольна его справедливым правлением. Опасаясь иранского шаха, этот правитель Ленкорани обратился с просьбой о поддержке к Российскому государству и содействовал вступлению русских войск в Ленкорань».
З.Ширвани
Как раз незадолго до приезда туда Ширвани кубинский хан совместно с шекинским захватили Ширванское ханство и его территорию разделили между собой. Но страшнее всего для страны была угроза иноземного вторжения. Тогда-то и последовали обращения за помощью к России.
В результате в 1796 г. тридцатитысячная русская армия под командованием генерала Зубова вступила на территорию Азербайджана. Однако вскоре после смерти Екатерины II Павел I отозвал русскую армию.
Кратковременное пребывание в Азербайджане русских войск оставило хорошую память у жителей. Русские сразу же установили дружеский контакт с местным населением. Это не могло укрыться от взгляда Ширвани.
Любопытно, что, описывая добрые взаимоотношения местных жителей с русскими, он с удивлением отмечает в своей книге “Бустанус-сеяхе”: «…дочь Мустафы-хана полюбила одного из русских начальников, который вступил с ней в брак; в настоящее время она находится в Тифлисе, у своего мужа, а может быть, даже приняла его вероисповедание».
Ознакомившись с Ленкоранью и его окрестностями, Ширвани направляется на север, в Муганские степи. Следует тут же оговориться, что в географическом отношении Азербайджан ранее делился на три части. Территория к северу от реки Куры называлась Ширваном (Ширванью), область между Курой и Аразом — Арраном, а к югу от реки Араз располагался Муган (Мугань).
Путешествуя по Азербайджану, Ширвани собирал материалы о Гяндже, Губе, Шеки, Ахсу, Ордубаде, Мугани, Байлакане, острове Сары и многих других городах, селениях и местностях.
Например об острове Сары, Ширвани пишет: «Сары — остров в Каспийском море на расстоянии пяти миль от Сальянского порта. Остров небольшой и является приютом кораблей, приехавших из России. Он благоустроен приблизительно сорок лет тому назад».
Эта цифра падает примерно на 1745—1746 гг., ибо Ширвани ведет счет от своего пребывания в Ленкорани (1796 г.). До и после Ширвани многие литературные источники остров называли Сара. Ширвани его именует Сары, то есть «желтый», по-видимому, из-за широкого распространения на острове глин желтой окраски. Позднее, в связи с понижением уровня Каспия остров Сары превратился в полуостров.
Зейналабдин Ширвани в своих сочинениях говорит не только об отдельных городах и территориях Азербайджана, но и о стране в целом: «Эта страна на всех языках прославлена… чистым и бодрым климатом. Известна своими … привлекательными  лугами и пастбищами. Здесь имеются высокие горы и плоскогорья, среди которых расположены семнадцать благоустроенных городов и двадцать девять крупных поселков…»
Ширвани также указывает, что население Азербайджана до появления ислама, то есть до захвата этой страны арабами, исповедовало другие религии. Большинство было огнепоклонниками, последователями Зардушта (Заратуштра, Зороастр).
Н.Керемов
По книге автора «Жизнь в пути»
Источник: Аzerhistory.com

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.