Юбилей Агасадыха Герайбейли в красочном представлении

Он очень любил жизнь. Как-то его спросили: «Вы прожили большую яркую жизнь, повидали многое. Что же делает человека счастливым?» На это выдающийся актёр отвечал: «Молодость души. Я счастлив. Потому что молодость не ушла. Она во всём и везде — в моём доме, моих ролях, в моих детях, внуках, учениках».

В Государственном академическом национальном драматическом театре в Баку прошел вечер, посвященный 120-летию со дня рождения видного актера театра и кино, обладателя государственных наград, народного артиста Агасадыха Герайбейли, организованный Министерством культуры и туризма Азербайджана, передает Trend.Az.

Мероприятие проведено в соответствии с распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева о проведении 120-летнего юбилея Агасадыха Герайбейли.

Вначале гости ознакомились с экспозицией фотографий, отражающих жизнь и творческий путь, на открытии был представлен видеоматериал, кадры из фильмов известного актера.

Заместитель министра Адалят Велиев рассказал о заслугах Агасадыха Герайбейли в развитии азербайджанской культуры и искусства, отметив, что актер создал целую галерею незабываемых образов в кинематографе и на театральной сцене.

Можно изучать историю кинематографа по фильмам, по рубрикам тем, по режиссёрам и изменению выразительных средств. В галерее образов, созданных одним только Агасадыхом Герайбейли (15 марта 1897 года, Шамахы — 5 декабря 1988 года, Баку), вполне отчётливо прочерчивается история нашего кинематографа на протяжении более чем шестидесяти лет. Он принадлежит к «золотому фонду» выдающихся азербайджанских артистов, одним из тех, кто умел тонко продемонстрировать зрителю и психологическую живописность образа, и колкую иронию, переходящую в сарказм.

С 1933 года и до конца жизни Агасадых Герайбейли работал в Азербайджанском драматическом театре (Азербайджанский государственный академический национальный драматический театр). За всю свою театральную деятельность он сыграл более чем в 200 разных ролях, участвовал в таких постановках как «Надир Шах» Наримана Нариманова, «Аршин Мал-алан» Узеира Гаджибекова, «Севиль» Джафара Джаббарлы и многих других. С 1923 года снимался в кино, играл характерные роли: советник хана («Легенда о Девичьей башне», 1924), Сафар-бек («Гаджи Кара», 1929), Балаш («Севиль», 1929), Ага-Бала («Любимая песня», 1956), Рустам-бек («Не та, так эта», 1958), Сардаров («Под знойным небом», 1958), Ибн-Халид («Сказание о любви», 1961) и т.д.. Несомненно, самой яркой ролью в творческой биографии Агасадыха Герайбейли стала роль Рустам бека в фильме «Не та, так эта» (O olmasın, bu olsun).

Внук Агасадыха Герайбейли — ректор Азербайджанского государственного медицинского университета Герай Герайбейли, выразил признательность организаторам мероприятия.

Гостям было представлено красочное театрализованное представление о первых шагах Агасадыха Герайбейли на театральной сцене.

Один из пионеров азербайджанского музыкального театра и основоположник национального профессионального театрального искусства Гусейн Араблинский был в дружеских отношениях с отцом и дядей Агасадыха — Агаларом. Они вместе учились в семинарии в Гори, жили они по соседству, бывало порой, что и репетиции проводились в доме Герайбейли, так что маленький Агасадых уже с детства впитал в себя дух любви к сцене, актерскому искусству. Вскоре состоялась премьера фильма «В царстве нефти и миллионов», куда была приглашена семья Герайбейли. Впоследствии Араблинский стал первым режиссёром Герайбейли.

В те годы женские роли в театрах исполняли мужчины. Как-то однажды заболел исполнитель какой-то женский роли, и срочно требовалась замена. И тогда старший брат Агалар предложил на эту роль Агасадыха. Тот поначалу не соглашался на исполнение женской роли, и уговаривать его пришлось долго. Но потом согласился и отлично справился с первой в жизни ролью. Это произошло в 1917 году.
А самый первый его выход на сцену произошёл весьма необычно. Вот как вспоминал об этом сам актёр:

«Стоя за кулисами, я наблюдал за игрой Гусейна Араблинского. Это было что-то неописуемое. Я был настолько потрясён, что меня начали душить рыдания, по щекам потекли слёзы. Не выдержав, я бросился к Араблинскому и обнял его прямо на сцене, и тот с улыбкой прижал меня к себе. Так же, в слезах и рыданиях я удалился со сцены. Вот так я и вышел впервые на сцену»…

Мало кто знает, что в последней своей пьесе «Хуршидбану Натаван» Агасадых Герайбейли уже не видел и играл на сцене вслепую, и при этом никто ни о чем не догадывался. Это было поистине чудом. Ему было тогда 92 года. Главным было только начать, но потом его природное чутье, интуиция, сила привычки брали верх, и он прекрасно ориентировался на сцене. Это было проявлением поистине безграничной любви и преданности своей профессии…

Гостям вечера были также представлены отрывки из спектакля «Ревизор», музыкальные композиции. Автор сценария и режиссер вечера — заслуженный артист Фирудин Магеррамов, художник — заслуженный работник культуры Ильхам Эльханоглу.

Добавить комментарий