В Центре современного искусства YARAT в Баку состоялось открытие выставки «Разрушаясь, стремимся ввысь» мастеров современного искусства из Грузии, США, Бельгии и Великобритании, сообщает Trend.Az.
На предшествующей экспозиции пресс-конференции кураторы выставки Суад Гараева-Малеки и художественный и стратегический директор YARAT Бьйорн Гельдхоф, а также художник Ян Фабро рассказали о представленных работах и их концепции, ответили на вопросы журналистов.
Было отмечено, что Пространство современного искусства YARAT представляет новую коллективную выставку, которая раскрывает отношение к истории культуры и монументальности, а также рассматривает феномен энтропии и пробуждающегося самосознания — двух состояний, постоянно сопровождающих человечество. Работы Резы Арамеша, Важико Чачхиани, Яна Фабра, Гошки Мацуги и Стивена Г. Родса отражают двойственность положения человечества: положение это характеризуется стремлением двигаться вперед и постоянной борьбой с растерянностью и забвением.
Открытие выставки «Разрушаясь, стремимся ввысь» вызвало большой интерес общественности. Среди гостей были министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев, председатель Государственного комитета Азербайджана по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова, ректор Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, профессор Фарах Алиева, учредитель Nargis Fund и Издательского дома Nargis, главный редактор журнала Nargis Ульвия Махмудова, деятели культуры и искусства, представители творческой молодежи.
Открывает выставку работа Важико Чачхиани «Но ах, мои враги и о, мои друзья» (2016) — свеча, горящая с обеих сторон. Инсталляция вступает в диалог с другой работой художника — фильмом «Зима, которой не было» (2017). В кадре кавказец средних лет, проезжающий со своей собакой через живописный грузинский ландшафт, волочит нелепый социалистический памятник за своим грузовиком. В данном случае обычное путешествие становится метафорой утраты истории, которую переживает целое поколение.
Повествование о неизбежных потерях усиливается апокалиптической инсталляцией Стивена Г. Родса «Wilkommen Assumption» (Убеждения Уилькоммена, 2017). В работе затрагиваются катастрофические последствия отказа признать экологический и экономический крах, с которым сталкивается наше поколение, в частности, опираясь на недавний и исторический опыт Нового Орлеана.
В следующей комнате художница Гошка Мацуга представляет работы из серии «До начала и после конца» (2016). Размещенные на двух столах свитки испещрены рисункам, которые сделаны роботами, созданными Патриком Трессетом. Архивируя прогресс цивилизации, они иллюстрируют путь человечества сквозь творческие и разрушительные процессы.
Полной противоположностью роботизированным рисункам является монументальный рисунок на полотне L’heure Bleu (1987), собственноручно написанный Яном Фабром, символизирующий мистический час, когда ночные животные засыпают и дневные животные пробуждаются. Работа, подчеркивающая возрождающую силу природы, вызывает мысли о непрерывности цикла обновления в жизни и творчестве.
Сегодня человечество, оказавшееся на распутье между высокими технологиями, силами природы и неконтролируемыми общественно-политическим процессами, вновь вступает в зону риска. Крупномасштабные скульптуры Резы Арамеша «Участок Осени — Исследование Ренессансного Сада» (2014 — 2016 годы) предвещают появление нового героя — жертвы, а не завоевателя, напоминая об уничтожении древних памятников.
Сопоставляя пять художественных позиций, предлагающие разные пути продвижения вперед, выставка превращается в поэтичный рассказ о человечестве, которое сталкивается с ограничениями и сгорает как свеча, подожжённая с двух концов.
Выставка продлится до 18 февраля 2018 года. Вход свободный: со вторника по воскресенье — с 12:00 до 20:00.