Выставка ковров в Государственном музее Востока

5 февраля в Государственном музее искусства народов Востока на Никитском бульваре открывается выставка «Эхо советского Азербайджана. Ковёр. Вышивка. Плакат».

Совместный проект Государственного музея Востока и Азербайджанского национального музея ковра (Баку) расскажет о том, как реалии эпохи влияли на развитие декоративно-прикладного искусства, отражаясь в его мотивах и формах. Посетители увидят 40 экспонатов: ковры 1920-1970-х годов из собрания Азербайджанского национального музея ковра, ковры, агитационные текстильные панно и эскизы к ним 1920-1930-х годов из собрания Государственного музея Востока, плакаты из коллекции Фонда Марджани (Москва).
Экспонируемые произведения украшали общественные пространства и быт, одновременно являясь инструментами социальной пропаганды. Мастера не боялись экспериментировать, особенно в ранний советский период – 1920-е годы. Яркие агитационные образы создавались на основе традиций ковроткачества и вышивок. Можно говорить также о других влияниях – от молитвенных ковров и каджарского искусства до реалистического станкового искусства, плакатов, журнальной графики. В то же время в республике продолжали выпускать традиционные ковры, что происходит в Азербайджане и по сей день.
Выставка в Музее Востока позволит по достоинству оценить произведения, ставшие теперь знаками своего времени, соединившие древнее мастерство и актуальные для эпохи темы.

Ковёр «Стахановцы». Шерсть, ворсовое ткачество. 103×226 см. Карабах. 1937. Из собрания Азербайджанского национального музея ковра
Народное творчество в ковроткачестве отличается большей простотой и непосредственностью, нежели работа профессионалов. Наивность искусства этих мастеров, соединенная с традиционными мотивами и приемами, придаёт их произведениям неповторимые художественные достоинства. Таков, например, карабахский ковёр «Стахановцы» – своего рода лубочно-бодрая смесь классической ковровой композиции и производственной доски почёта.

Ковёр «Вождь мировой революции Ленин и предводитель Востока Нариманов». Шерсть, ворсовое ткачество. 140×193 см. Карабах, г. Шуша. 1920. Из собрания Государственного музея Востока
Неизменно востребованными в советское время были портретные композиции – в основном изображения политических вождей, прославленных деятелей культуры, космонавтов и других знаменитостей. Создавались портретные ковры и для зарубежных политических персон – их преподносили на дипломатическом уровне. В 1920-е годы еще не была сформирована устоявшаяся иконография изображений, что давало возможность творческого подхода и неожиданных решений.

Эскиз «Ленин и народы Востока». Бумага на картоне, акварель, цветная гуашь, тушь, бронзовая краска. 25×37 см. Авторы: Бабаева, Гюльбике Искандерова. Конец 1920-х. Из собрания Государственного музея Востока
Приемы изображений на текстильных панно и эскизах к ним с плоскостным условным пространством и ярусным построением вместо линейной перспективы часто напоминают миниатюры восточных рукописей, русский лубок, эскизы театральных декораций.

Эскиз плаката 
«Красный Азербайджан». Бумага, гуашь. 31,8×57,4 см. Художник: С.М. Городецкий. 1920. Из собрания Фонда Марджани
Художники плаката представляли на Кавказе разные течения. Среди них были реалисты, сторонники авангардных направлений, театральные художники. В первые послереволюционные годы видной фигурой литературной жизни Закавказья стал петербургский поэт и художник Сергей Митрофанович Городецкий, работавший в Тифлисе и Баку. В Баку он заведовал художественным отделением «Окон РОСТА» – главным поставщиком азербайджанских плакатов.

Процесс изготовления ковра под руководством Лятифа Керимова. Производственное объединение «Азерхалча». 1949. Фотография из архива Азербайджанского национального музея ковра
Лятиф Керимов – народный художник, ковроткач, учёный, основатель науки о ковре, инициатор основания в Азербайджане Музея ковра, первого в мире музея такого профиля.
В советское время средоточием развития искусства ковра в Азербайджане стало созданное в 1927 году производственное объединение «Азерхалча» («халча» по-азербайджански – «ковёр»). Как и в досоветское время, ковры изготавливались мастерицами вручную из наилучшей шерсти с применением стойких красителей.

Ковёр «Нефтяник». Шерсть, ворсовое ткачество. 316×211 см. Производство ПО «Азерхалча».1969. Из собрания Азербайджанского национального музея ковра
Один из примеров сюжетно-тематического ковра в духе соцреализма выполнен под руководством Лятифа Керимова. Композиция ковра разработана по классическим канонам, с картушами-кетебе в кайме и лячяками (декоративными арками) в верхних углах. В сюжетах ковра собрано множество элементов, атрибутов, символов советского Азербайджана. А в оформлении каймы использовано изображение нефтепровода в сочетании с традиционными орнаментами.

Ковёр «Нефтяник». Фрагмент

Ковёр «Спорт». Шерсть, ворсовое ткачество. 221×256 см. Производство ПО «Азерхалча». 1969. Из собрания Азербайджанского национального музея ковра
Эскизы ковров разрабатывали профессиональные художники. В советскую эпоху главным трендом официального искусства стал соцреализм: ряд сюжетов азербайджанских ковров пополнился жанровыми сценами в соцреалистической стилистике, причём образцами для них часто становились полотна известных живописцев того времени.

Панно «Снятие чадры». Х/б ткань, вышивка шелковыми и золотными нитями. 51×39 см. Автор: Гюльбике Искандерова. Конец 1920-х. Из собрания Государственного музея Востока
В 1923 году было открыто прикладное отделение первой Художественной школы (основана в 1920). Учащиеся – молодые девушки – создавали необычные по композиции и художественному содержанию панно, ставшие яркими примерами государственной пропаганды того времени.
Отделение просуществовало до 1928 года. Дальнейшая судьба мастериц неизвестна.

Плакат «Работницы-мусульманки! Царь, беки и ханы лишали тебя прав…». Бумага, печать. 74×47 см. Неизвестный художник. 1921. Издательство «ХОБР БакКавРОСТА». Из собрания Фонда Марджани
В смелом гипертрофированном варианте тема эмансипации восточной женщины раскрыта в плакате «Работницы-мусульманки!..», напечатанном в бакинском филиале «Окон РОСТА» студии «ХОБР БакКавРОСТА». Невероятный для Кавказа мотив – полуобнаженная горянка, сбрасывающая на бегу чадру, – явный парафраз популярной в то время картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Плакат «Была медлительна жизнь на Востоке…». Бумага, печать. 71,2×51 см. Неизвестный художник. 1920-е. Издательство «ХОБР БакКавРОСТА». Из собрания Фонда Марджани
Художник, судя по всему, незнакомый с азербайджанской культурой, создал синкретический образ восточного революционера, изобразив всадника, похожего на турецкого янычара, но под красным знаменем и с часто встречающимся соседством пятиконечной звезды и полумесяца, причем на фоне египетских пирамид. Картинка иллюстрирует самодеятельные стихи неизвестного автора.
 
Панно «Снятие паранджи». Х/б ткань, шелк, вышивка шелковыми, шерстяными, золотными нитями, аппликация. 56×72 см. Автор неизвестен. 1920-е. Из собрания Государственного музея Востока
Тема «Освобожденная женщина Востока» – одна из самых распространенных в то время в исламских регионах. Образ женщины, открывшей лицо, превратился в символ ее раскрепощения. Торжественное сжигание паранджи или чадры на площади города стало знаковым ритуалом, растиражированным средствами массовой пропаганды. В панно соседствуют серп и молот, нефтяные вышки и мечеть – символ старого уклада.
 
Панно «Пионеры». Х/б ткань, вышивка шелковыми и золотными нитями, аппликация. 35×32 см. Автор: Закия Вагабова (Вагабаева). 1928. Из собрания Государственного музея Востока
Ещё одна примета нового времени – пионеры. Действие происходит в условном дворцовом пространстве. Окна украшены традиционными азербайджанскими витражами шебеке. С элементами старинной архитектуры сочетаются прославляющие Октябрь лозунги и пионерские призывы, выполненные арабским шрифтом. К 1930-м годам использование арабского шрифта стало признаком инакомыслия. Произошел переход на латинский алфавит, а позднее возобладала кириллица.

Вышивка «Портрет Молотова». Х/б ткань, вышивка шелковыми нитями. 71×61 см. Неизвестный автор. 1934–1935. Из собрания Государственного музея Востока
Особенность вышивки – композиционное сходство с молитвенными коврами-намазлыками. Здесь в центральное поле помещен погрудный портрет, осенённый михрабной нишей. Это яркий пример замены традиционных сакральных понятий новыми идеологическими клише, вытеснявшими религию.
Выставка будет открыта с 5 февраля по 1 марта 2020 года.
Кураторы выставки: Ширин Меликова (АНМК), Мария Филатова, Вера Мясина (ГМВ).
Фотоматериалы предоставлены Государственным музеем Востока, Азербайджанским национальным музеем ковра, Фондом Марджани.

Добавить комментарий