Впервые за 26 лет День национальной музыки пройдет не только в Баку, но и в Шуше

Жизнь Узеира Гаджибейли — легенда, его наследие — неиссякаемый источник познания
18 сентября 2021 года.

Эта дата, отмеченная днем рождения великого классика Узеира Гаджибейли и его соратника — композитора Муслима Магомаева, войдет в славную летопись Азербайджана своим особым значением.
Яркое новаторство
Впервые за последние 26 лет проведения Дня национальной музыки (отмечается с 1995 года по распоряжению Гейдара Алиева) и приуроченного к нему Международного музыкального фестиваля им. Уз.Гаджибейли открытие этих праздничных событий пройдет не только в Баку, но и в освобожденной от оккупантов Шуше — столице азербайджанской культуры. Истосковавшаяся по трогательной к себе любви, восхищению, по звукам родной музыки и поэтическим чтениям, Шуша, признанная «консерваторией Востока», быстро возвращается к мирной, творческой жизни.
Народный артист СССР и Азербайджана, основоположник азербайджанской классической музыки, видный ученый, педагог, публицист, общественный деятель — творческое наследие композитора отличается ярким новаторством. Именно Уз.Гаджибейли выпала историческая миссия стать основоположником оперных жанров в Азербайджане:в 1907 году появляется первая опера на всем Востоке — «Лейли и Меджнун», по мотивам одноименной поэмы азербайджанского поэта Физули. Вслед за ней практически сразу композитор пишет еще пять мугамных опер и параллельно — три музыкальные комедии, явившиеся первыми образцами этого жанра в Азербайджане: «Муж и жена», «Не та, так эта» и «Аршин мал алан».
Вершина творчества
В конце 20-х-начале 30-х годов одним из первых Узеир Гаджибейли создает азербайджанские массовыепесни, произведения для оркестра народных инструментов, кантаты, оркестровые увертюры, хоровыеи камерные сочинения, первые романсы-газели («Sənsiz» в 1941 году и «Sevgili cənan» — в 1943-м).1945 год ознаменовался завершением многолетнего труда «Основы азербайджанской народной музыки». Вершина творчества — опера «Кероглу», по сей день считающаяся непревзойденной по своему мастерству.
Говорить о творчестве Узеирбека и не сказать о его высоких человеческих качествах, таланте педагога-психолога просто недопустимо! Находясь на посту ректора Азербайджанской государственной консерватории (ныне БМА), Узеир-бек сделал все возможное и невозможное, чтобы творческая молодежь Азербайджана получала в ее стенах достойное образование.
Показательным примером может служить деятельность народного артиста Азербайджана, профессора Ашрафа Аббасова, которого Уз.Гаджибейли не только пригласил из Шуши в Баку с целью получить образование, но и обеспечил юношу вместе с его семьей жильем, разместив их в одном из классов консерватории. Иногда Узеир-бек поручал Ашрафу переписывать свои произведения. Эту работу, несмотря на все сопротивления ученика, он оплачивал. Спустя годы Ашраф Джалалович делился своими сомнениями: действительно ли Учителю были нужны эти переписанные ноты, или, таким образом, Узеир-бек хотел оказать материальную поддержку, не желая при этом обидеть простой передачей денег?
Дом-музей композитора
20 ноября 1975 года состоялось открытие Дома-музея Узеира Гаджибейли. Почетную миссию представить первую экспозицию музея высоким гостям во главе с Гейдаром Алиевым (в то время руководителем республики) предоставили именно Ашрафу Аббасову, к тому времени первому кандидату наук в области музыковедения (защита в Москве), автору первого аналитического труда по опере «Кероглу», редактору клавира этой бессмертной оперы.
Первый директор музея Рамазан Халилов, оставивший ценные воспоминания, был не только родственником, но и ближайшим другом семьи Узеир-бека. Так, во время одной из поездок в Москву у У.Гаджибекова была запланирована встреча с азербайджанскими студентами, обучающимися в московских вузах. Обстоятельно поговорив с ними, он раздал всем по 500 руб. Несколько позже вместе с Р.Халиловым Узеир-бек зашел в ресторан и спросил, есть ли у них черная икра. Узнав цену, коротко сказал: «Дорого!» — и заказал борщ. А как бы отвечая на вопросительный взгляд Р.Халилова, уточнил: «Для меня дорого».
Во всей красе
Бывали случаи, когда Узеир-бек, заметив на студенте потертые туфли, дарил ему свою обувь, а после звонил домой и просил супругу прислать ему что-то на работу. Он был поистине человеком широкой души, но к себе в этом смысле относился сдержанно.
При этом просматривая фотографии разных лет, невольно обращаешь внимание на его выверенный во всех отношениях гардероб. Накрахмаленные стоячие воротнички белоснежных сорочек,продуманные аксессуары, максимально подходящие к костюмам, которые всегда (судя по сохранившейся кинохронике) идеально сидели на нем. Эстет в искусстве, Узеир-бек и жизнь воспринимал во всей ее красе.
Ангел-хранитель
С будущей супругой Узеир-бек познакомился в доме своего друга Али Терегулова (брата Мелеке ханум), с которым учился в Горийской семинарии. Когда Узеир впервые увидел Мелеке, она была совсем юной. В 1909 году девушка приехала в Баку. Пути молодых людей неоднократно пересекались. Возникло взаимное чувство, и уже в мае состоялась помолвка, а 20 декабря того же года Узеир и Мелеке заключили кябин.
Свадьба была скромной, но, ни Узеира, ни Мелеке это не огорчило. Они с чувством огромного счастья вступали в новую жизнь. Ангел по имени («mələk» в переводе с азербайджанского — «ангел»), она и в жизни стала ангелом-хранителем своего мужа. Бог не даровал им детей, поэтому всю свою любовь и заботу они делили между собой, щедро одаривая всех, кто нуждался во внимании и помощи. Мелеке ханум была рядом с супругом до последней секунды его жизни…
18 сентября 1885 года-22 ноября 1948 года. Узеир Гаджибейли прошел путь длиной в 63 года. Его жизнь – легенда, его наследие — неиссякаемый источник познания, основа, на которой возведена и продолжает строиться профессиональная музыкальная культура Азербайджана. Память и уважение к Уз.Гаджибейли в Азербайджане никогда не иссякают, исследования его творчества не прекращаются, с каждым новым шагом, открывая безграничные грани его таланта.
Источник: газета «Каспiй»

Добавить комментарий