В России с размахом отметили День кино

Лекции, выступления актёров, режиссёров и «Ночь кино» ждали россиян в воскресенье. 27 августа страна отметила День российского кино — праздник, который за последние годы превратился из профессионального торжества кинематографистов во всенародное гуляние.

Гуляние на «Оскар»

Увидеть лучшие фильмы и новинки российского кинематографа, посетить всевозможные выставки, акции и фестивали смогли увидеть жители и гости 30 городов России: Белгорода, Владивостока, Курска, Нижнего Новгорода, Саранска, Сочи и других. Кроме того, 27 августа состоится вторая Всероссийская акция «Ночь кино». Большинство мероприятий проводились бесплатно.

С размахом День российского кино, по традиции, отпраздновали москвичи и петербуржцы. В Москве, ко всему прочему, торжества были приурочены ещё и к празднованию 870-летия столицы. На них прошли предпремьерные показы фильмов «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Про любовь. Только для взрослых» Анны Меликян и «Гоголь. Начало» Егора Баранова.

27 августа также состоялось открытие нескольких фестивалей. Так, в Юсуповском саду Санкт-Петербурга открылся V юбилейный фестиваль ростовых кукол «Союз мультфильмов». Во время мероприятия прошло два торжественных шествия, а гостей развлекали огромные мультяшные герои. Кроме того, в столице России начался VI Московский фестиваль российского кино «Будем жить!», на котором будет презентована последняя работа  Веры Глаголевой «Глиняная яма».

Вековая история

Количество мероприятий и масштаб торжеств, которые россияне приветствуют, свидетельствуют о растущем, возрождающемся интересе к отечественному кинематографу в стране. Россия в этом направлении прошла долгий и очень тернистый путь.

Премьера первого отечественного фильма состоялась ещё 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длилась картина всего семь минут. Первый цветной фильм российского производства вышел на экраны в 1925 году. Им стал знаменитый «Броненосец Потёмкин».

Несмотря на то что пик советского кинопрома пришёлся на 60-е — 70-е годы, когда в свет вышли такие фильмы, как «Бриллиантовая рука» (1969 год), «Джентльмены удачи» (1971 года), «А зори здесь тихие» (1972 год) и «Москва слезам не верит» (1979 год), решение об учреждении Дня кино было принято лишь в 1980 году. Указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении нового праздника — Дня советского кино — был подписан 1 октября. Уже через восемь лет из названия торжества исчезло слово «советского», и праздник стал называться просто — День кино.

Отмечать новую памятную дату стали 27 августа. Именно в этот день почти сто лет назад, в 1919 году, Совнарком принял декрет о национализации кинодела Советской России. В результате вся фото- и кинематографическая промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения.

В союзное время в целом кинематографу уделялось значительное внимание, поскольку фильмы считались одним из средств воспитания. Из-за этого в СССР доступ к иностранному кино был ограничен по идеологическим причинам, зато свои ленты в Союзе были очень популярны, а кинотеатры заполнялись до отказа. Киноиндустрия приносила государству значительный доход.

В постсоветские годы кинематограф оказался в системном кризисе. В 80-е — 90-е годы власти не особо заботились о финансировании культуры. Зрители платили тем же и почти перестали ходить в кино. Но несмотря на сложную ситуацию, в России выходили замечательные и одновременно кассовые фильмы: «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992 год), «Ширли-мырли» (1995 год), «Особенности национальной охоты» (1995 год).

Во время перестройки и в первые постсоветские годы среди кинематографистов наблюдалось своего рода смятение:

Своего рода сметения наблюдалось во время перестройки и в первые постсоветские годы и вокруг профессионального праздника кинематографистов. Сначала он был переименован в «День кино России», затем — перенесён на 28 декабря, когда во всём мире отмечается Международный день кино. Наконец, некоторое время в России День кино и вовсе не отмечался. Лишь в 2001 году, одновременно с пришедшим оживлением в отрасли, в Службе кинематографии Минкультуры РФ решили возобновить традицию.

Подъём, марш!

В 2000-е на экране появлялось всё большее количество произведений высочайшего качества, авторами которых становились как признанные мастера российского кино, так и новые талантливые кинематографисты. Именно в этот период российское кино сформировалось как индустрия.

Если в конце 90-х в среднем появлялось около 90 отечественных фильмов в год, то к середине 2010-х эта цифра перевалила за 250, свидетельствуют данные совместного исследования Яндекса и редакции портала КиноПоиск. При этом доля отечественных лент в прокате составляла почти 30 процентов. И хотя внутри сообщества кинематографистов в XXI веке было не очень спокойно, оно всегда находило, чем удивить аудиторию.

Постепенно втянулась России и в производство сериалов. С 2001 по 2015 год их было произведено 2420, что отражает общемировую тенденцию. Сегодня сериалы пользуются всё большей популярностью, поскольку такой формат позволяет как полнее раскрыть сюжет и персонажей, так и, что является данью рыночной экономике, заработать больше денег.

Толчок, которое получило российское кино в 2000-х, отразился и на его признании в планетарном масштабе. За это время отечественные картины неоднократно удостаивались и призов Каннского кинофестиваля, и наград Веницианского кинофестиваля. Лишь «Оскар» оказался для россиян непокорённым, хотя дважды отечественные фильмы  — «12» Никиты Михалкова в 2008-м и «Левиафан» Андрея Звягинцева в 2015-м — останавливались в шаге от него.

1,78млрд долларовсобрали российские фильмы в прокате за период с 2001 по 2015 годы.

Сегодня российское кино находится на пороге нового этапа развития. Последние годы происходит изменение его тематики, с 2009 года государство размещает госзаказ на кинопродукцию, стимулирующую идеи духовности, патриотизма и нравственных ценностей. Новая система порождает немало вопросов, поскольку зачастую деньги выделяются на спорные проекты, а на актуальные картины, наоборот, средств не хватает.

«Я, писатель Проханов, режиссёр Меньшов хотим сделать кино о Донбассе уже около трёх лет. Но денег на это мы получить не можем, — поделился с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета Госдумы по культуре, народный артист России Владимир Бортко (КПРФ). — В прошлом году мы уже почти дошли до конца, получили даже 10 миллионов рублей. А в этом году в Фонде поддержки кинематографа не прошёл сценарий, ранее уже утверждённый. В это время получают деньги три мультика, четыре, по-моему, комедии и ещё что-то такое, не имеющее отношения к действительности».

По словам депутата, изменить систему выделения средств можно только начав с перемен в экономической политике Правительства РФ, от которого кино тоже зависит.

Сейчас власти ищут новый способ, как стимулировать развитие отечественного кинематографа. Среди возможных мер — повышение стоимости прокатных удостоверений для иностранных фильмов. Но киноискусство в России способно развиваться не только благодаря государству, но и благодаря самим россиянам. Подтвердила это картина «28 панфиловцев» 2016 года. Изначально сбор средств на неё осуществлялся с помощью краудфандинга. Благодаря взносам удалось собрать 34 миллиона рублей — треть бюджета фильма. Лишь после этого недостающие средства выделили министерства культуры России и Казахстана.

В данном примере, однако, важна не собранная сумма и не участие государств. Важно то, что  на картину удалось обратить внимание как властей, так и общества. Ситуация вокруг «28 панфиловцев» доказала — граждане способны сами поощрять съёмку исторических, важных с точки зрения патриотизма лент, а значит, у российского кинематографа ещё всё впереди.

По материалам «Парламентской газеты»

Добавить комментарий