В этом дворце 300 лет жили Иреванские ханы

В Центре Гейдара Алиева продолжается показ выставки «Шедевры истории»., где представлены образцы азербайджанского искусства, созданные во времена династии Каджаров, предметы быта из Дворца иреванских ханов и Сардарского дворца.

Город Иреван, изображенный Жаном Шарденом в 1672 году
Oxu.Az собрал интересные факты об Иреванской крепости и уничтоженном армянами Сардарском дворце.
Интерьер Сардарского дворца
Помимо представленных на выставке экспонатов, есть и много других образцов, но, к сожалению, до наших дней дошли лишь предположения о них. Начав с этих гипотез, азербайджанские ученые-историки преодолели большой путь от предположений до  экспонатов, о судьбе которых никому не известно. Все это описала профессор-историк Солмаз Рустамова (Тохиди).
К примеру, несколько лет тому назад старший научный работник института Востоковедения имени З.Буниятова Солмаз Тохиди приняла участие в международной научной конференции на тему «Взгляд в прошлое и будущее: О влиянии Ирана на Кавказ», проведенном в Грузинском государственном институте востоковедения имени Георгия Церетели совместно с Французским институтом анатолийских исследований.
Именно на этой конференции, во время бесед с коллегами, историк напала на следы экспонатов:
«Общаясь с грузинскими историками, я узнала, что после разрушения Иреванской крепости все исторические экспонаты были отвезены в Грузию». Осматривая подвал вместе с историками, я не могла поверить своим глазам. Там находились экспонаты, выставленные сегодня в Центре Гейдара Алиева. Затем мы вернулись в страну и сообщили об этом в соответствующие органы.
Мы вернули себе историю, которую хотели уничтожить армяне. Сегодня экспонаты из Иреванской крепости и Дворца Сардаров находятся там, где они должны быть. До сегодняшнего дня историки не принимали Иреванское ханство в качестве азербайджанского, даже грузинские иранисты придерживались этого мнения. Наконец, мы смогли доказать».
Согласно информации, полученной нами из различных источников, экспонаты, хранившиеся в подвале в Грузии, разделялись на три части – образцы древнего азербайджанского искусства, созданные во времена династии Каджаров, предметы быта из Дворца Сардаров и коллекция картин.
Среди экспонатов есть и фотодокументы из архива российского фотографа, участника Российско-Османской войны 1877-1878 годов Дмитрия Ермакова. Дмитрий Ермаков также является автором фотоснимков, на которых изображены подробности процесса уничтожения редких строений Иреванской крепости – Сардарского дворца, мечетей, караван-сарая и других средневековых зданий, составлявших исторический центр города Иреван.
Настенные росписи азербайджанского художника Мирзы Гадима Иревани в Сардарском дворце
Потрясающий вид на Сардарский дворец приводит в восторг историков даже с фотографий. Стены, украшенные изразцами, портреты Фатали шаха, Иреванского хана Гусейнгулу хана и его брата Гасан хана длиной два метра и шириной метр, украшавшие стены большой приемной дворца, экспонаты, изображающие героя эпоса Фарамзара и других … Любители истории не останутся равнодушны.
На самом деле из-за малого количества источников, фактов и документов недостаточно. Даже в книге об Иреванском ханстве, изданной Институтом истории им. А.А.Бакиханова НАНА в 2010 году, есть только одно предложение об Иреванском ханстве и Сардарском дворце.
Изображение Зеркального зала Сардарского дворца (автор Г.Гагарин)
Точнее говоря, не располагая полной информацией о произведениях искусства, предметах обихода того периода и их дальнейшей судьбе, они ограничились кратким описанием Сардарского дворца и Зеркального зала на основе исторических документов. Под фотографиями Сардарского дворца есть только одно предложение о его судьбе:
«Сардарский дворец, редкая художественная жемчужина Востока, был разрушен армянами в 1918 году».
Осада Иреванской крепости силами царской России. 1827, художник Ф.Рубо
По сведениям грузинских историков, вещи, относящиеся к знаменитому Иреванскому ханству, Сардарскому дворцу были вывезены русскими в Тифлис после разрушения Иреванской крепости. Передача этих экспонатов в Кавказский музей в Тбилиси была осуществлена в первой четверти ХХ-го века (период разрушения Сардарского дворца). Известный грузинский ученый Георгий Берадзе, который проводил исследования, связанные с Иреванским ханством, Иреванской крепостью и Сардарским дворцом, также подтвердил эту информацию.
Предполагается, что некоторые из вывезенных экспонатов были утеряны или сломаны. Среди имущества Сардарского дворца также были комплекты мебели, музыкальные инструменты, оружие и боеприпасы, знаменитые на весь мир азербайджанские ковры.
Интерьер балконного зала Сардарского дворца
Согласно источникам, Сардарабадская крепость, вторая по величине крепость Иревана с 1804 года стала подвергаться нападениям со стороны царской России и была захвачена русскими в 1827 году. После этого вместе с Иреваном началась писаться новая история Сардарского дворца.
В октябре 1827 года в Сардарском дворце было создано временное управление Иревана. Год спустя, 20 марта 1828 года (после подписания Туркменчайского договора — ред.) была признана администрация «Армянской провинции», созданной на территориях Иреванского и Нахчыванского ханств.
Всем известна стратегическая важность создания и деятельности дворца. В первые годы советской власти дворец был еще цел. В 1927 году в Иреван устремлялись бесчисленные туристы, чтобы посмотреть на это историческое здание.
Остатки дворца, который был разрушен в 1918 году, были уничтожены армянами вместе с Иреванской крепостью.
Иреванская крепость и Сардарский дворец, обладающие 300-летней историей, являлась резиденцией правителей Иревана, начиная от периода Сефивидов до династии Каджаров.
Наибольшего расцвета Иреванское ханство достигло в годы правления Гусейнгулу хана Каджара (1759-1783) годы. Сарай был воздвигнут Амир Гуна-хан Каджаром (1605-1625), но усовершенствован именно Гусейнали Ханом. Архитектором дворца был Мирза Джафар Хойлу — известный архитектор того времени. Архитектурный стиль дворца —  монументальный дворцовый комплекс.
Сардарский дворец расположен на северо-западе от Иреванской крепости – на скалистом берегу реки Занги, на благоприятной с точки зрения обороны территории.
Вокруг него были построены многочисленные мечети. В середине ХХ-го века оригинальные произведения искусства, относящиеся к Иреванскому ханству и Сардарскому дворцу, старые плиты, использованные при украшении мечети и дворца, были перекрашены Мирзой Гадимом Иревани.
Таким образом, от исторического дворца, который когда-то был одной из жемчужин азербайджанской архитектуры, остались только полуиспорченные вещи, на которые долгие годы не обращали внимания.
Кенуль Джафарли
Фото: Валех Арифоглу

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.