23 сентября 2017 года, трибьют-концерт в Роберт-Шуман-зале в Дюссельдорфе. Поминальный, в память, почтительную и трепетную, концерт к 75-летию Муслима Магомаева. Без поп-эпитетов — великий, прославленный, легендарный, только Муслим, как звали его в народе, и этим все сказано.
Не было ни у кого из народных артистов страны, ни у кого из лауреатов, призеров, орденоносцев такого ошеломительного массового успеха абсолютно во всех слоях населения, не было больше прецедента, когда из-за грома аплодисментов ведущим не удавалось произнести фамилию исполнителя вслед за именем — зал уже бушевал.
Не золотой голос ни России, ни Азербайджана, не король эстрады, не топ-звезда, эти расхожие титулы молвы его не достойны. Артист, композитор, мощный пианист, художник, скульптор, чей талант не ведал суеты, один он знал, какой бескомпромиссности самооценки требовала его одарённость.
Ради творческой свободы художника отказался остаться работать в Италии, в Париже, не принял перспективы длительного турне по Франции, даже мирового турне, стать солистом в Большом. Внук классика, одного из основоположников симфонической и оперной музыки в Азербайджане Муслима Магомаева, он выбрал большую эстраду, она была щедрой на симбиоз в музыкально-исполнительском искусстве, позволяла творческую многоликость, возможность каждый раз петь по-иному. В одном концерте пел великие оперные арии, романтические песни и романсы, первые советские твисты и песенную классику итальянцев. Неповторимая красота тембра, роскошный звук. В облике, жестах безукоризненная элегантность не без неистребимого бакинского щегольства. Блистал в крупнейших оперных театрах страны, пел Моцарта, Пуччини, Гуно, Верди, Россини, Чайковского, Рахманинова, Гаджибейли, Магомаева, Гараева. Слава других не затмевала его творчества, он покорял зрителей в СССР, США, Италии, Франции, Канаде, Восточной Германии, Финляндии, Польше, Болгарии, Иране.
Беспощадно время итогов, Магомаев с ним справился аристократично и гордо, как жил. Без бесчисленных «прощальных» турне и концертов, без слащавого пафоса, тихо ушел, сначала в замкнутость, затем в вечность. И остался в своём ореоле.
Его будут помнить всегда, и в этой памяти самое дорогое способность перешагнуть национальные пристрастия. Муслим в бронзе и мраморе в Москве и в столице Азербайджана, в Баку улица, школа, корабль «Муслим Магомаев», в Москве Фонд его культурно-музыкального наследия, Международный конкурс вокалистов им. Муслима Магомаева в Крокус Сити Холле в зале его имени, где принимают участие только профессионалы — оперные певцы, исполняющие и классику, и эстраду. Развивается музей. Среди малых планет Солнечной системы появилась 4980 Магомаев. И мемориал в сердце: Азербайджан никогда не потеряет известности, здесь жил и пел Магомаев.
Время наше суровое. Противостояние в мире ожесточилось до изуверства. Простая истина: добро сильнее зла, оно борется с разобщённостью людей идеей объединения, взаимного притяжения. В современной международной практике есть аббревиатура ТЮРКСОЙ. Последние буквы означают «корень», т.е. основу, исток. В составе ТЮРКСОЙ Турция, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмения, тюркские федеральные субъекты России. В развитии экономических и культурных связей тюркских народов неоценимую роль играет сотрудничество деятелей художественной культуры. Генеральный секретарь организации — бывший ректор Алма-Атинской консерватории, скрипач, профессор Дюсен Касеинов, возглавивший распространение музыки композиторов тюрскоязычных стран.
В 2010 по инициативе Касеинова был создан Международный молодежный камерный оркестр ТЮРКСОЙ, объединяющий талантливых молодых музыкантов из тюркских стран. В первый же состав из Азербайджана «выделили» уже засветившегося талантливого студента 2 курса Бакинской музыкальной академии Мустафу Мехмандарова, учившегося на скрипичном отделении. Три года Мустафа играл в этом молодёжном оркестре, отвечал за азербайджанскую группу. В 2013 поступает на факультет оперно-симфонического дирижирования Венской консерватории по классу проф. Максимилиана Ценчича. Мир для него изменился. Юность вынужденно отступила. Наступала зрелость. В турне Международного молодёжного камерного оркестра ТЮРКСОЙ в 2016 дирижировал Мустафа Мехмандаров, консерваторский студент. Играли в престижных залах Великобритании: Лондон, Оксфорд, Глазго, Эдинбург. Мечта начинает осуществляться: в старинном Оксфорде впервые прозвучала азербайджанская классика. Уже тогда понял: «Дирижёр — это тот, кто умеет дирижировать», но сколько же компонентов в этом умении!
Ещё в 2015 Азербайджанский культурный центр в Вене предложил Мустафе организовать оркестр для проведения Вечера азербайджанской классической музыки в Вене. Он дерзнул, стал собирать исполнителей, вместе с другом, талантливым скрипачём Анаром Ибрагимовым, дали имя оркестру «Каспийские виртуозы».
Вскоре к азербайджанским музыкантам, обучающимся в Европе, присоединилась молодёжь из Австрии, студенты разных национальностей, и наряду с классическим европейским они осваивают классический азербайджанский репертуар, открывая для европейцев богатство азербайджанской музыкальной мысли без ограничения в жанре для оркестра, расширяя и усложняя диапазон звучания, привлекая внимание к красоте, причудливой выразительности азербайджанского фольклора и оперных, симфонических шедевров Узеира Гаджибейли, Фикрета Амирова, Ниязи, Гара Гараева, Акшина Ализаде.
… Нынешний юбилейный концерт в Дюссельдорфе открылся щемящей визуализаций. На большом экране живой Муслим, задорный, красивый Фигаро с каватиной в немыслимом темпе, очарование аристократического художественного облика певца. Еще две встречи с Муслимом во втором отделении — видео самых любимых народом его лирических песен-поэм «Мелодия» и «Синяя вечность».
«Каспийские виртуозы» под управлением Мехмандарова сопровождают выступления солистов и исполняют в программе песенную симфонию Агустина Лары «Гранада», понятно, её пел Марио Ланца, кумир Магомаева, пел Магомаев.
Соло на скрипке блистательный Анар Ибрагимов из Эссена (Интродукция и рондо каприччиозо К. Сен-Санса, завораживающее танго Астора Пьяццоллы «Oblivion» (Забвение). Из всех международных наград и побед Анара, пожалуй, самая впечатляющая — предоставленная муниципалитетом Генуи возможность сыграть на скрипке Паганини, принадлежавшей впоследствии его ученику, великому Камилло Сиворе. Скрипку Сивори доставили в Баку на пару дней из Италии и торжественно вручили исполнителю в старинном Храме огнепоклонников. С середины 19 в. в мире на ней сыграли лишь 14 человек!
Восторженный интерес публики вызвал Ильхам Назаров, лауреат международных конкурсов вокалистов, выпускник итальянской Академии оперного искусства (Озимо), певший в концерте и как контратенор (Г.Ф. Гендель. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо»), и как баритон (ария Мардана из оперы «Вэтэн» Г. Гараева-Дж. Гаджиева), и как эстрадный исполнитель (Д. Гершвин. «I Got Rhythm», М.Магомаев. «Весенний край, Азербайджан). В юности бас, затем профессиональный баритон, Назаров упорно осваивал барочную музыку, вошёл в мир известных контратеноров нашего времени.
Солисты престижных оперных сцен из Санкт-Петербурга, лауреаты международных конкурсов, в том числе Международного вокального конкурса им. М. Магомаева в Москве, Дамир и Татьяна Закировы покорили зал красивейшим тенором, элегантной артистической статью певца, мощным сопрано вокалистки на фоне чарующей классики (ария Ленского, романс Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», «Summertime» Гершвина, итальянские песни, испанское болеро ди Кьяра).
И молодой дирижер. Неутомимый, уверенный, самодостаточный. С безупречной интелигентной сдержанностью дирижёрского стиля, вдруг прорывающейся тёплой улыбкой, вниманием к каждому звуку, к каждому олицетворяющему этот звук музыканту. Ему только 25. И ещё год учёбы в Вене.
Успех концерта, шумный успех, скандирование через край, праздник, собравший в зале живой интернационализм.
Белла Гулиева, доктор филологии
Дюссельдорф
Концерт организован при поддержке мэра Дюссельдорфа Томаса Гейзеля; присутствовали представители посольства Азербайджанской Республики, Генерального консульства России в Германии, генеральный директор Фонда М. Магомаева Маргарита Косырева, супруга Магомаева, профессор ГИТИСа Тамара Синявская.
Источник: news.day.az