В Азербайджане откроется первый в мире музей горских евреев

Российские бизнесмены Год Нисанов и Зарах Илиев создают первый в мире музей горских евреев в Азербайджане.

Первый в мире музей горских евреев готовится к открытию в Азербайджане в поселении Красная Слобода Губинского района. Идеологами и инвесторами культурологического проекта выступили московские девелоперы, владельцы группы компаний «Киевская площадь» Год Нисанов и Зарах Илиев, а также благотворительный фонд СТМЭГИ. Меценаты – сами уроженцы Красной Слободы и, несмотря на то, что давно живут и работают в России, о своей малой родине не забывают и оказывают поселению всестороннюю помощь, сообщает сайт «Вести». .
Идея создать музей, в котором будут собраны предметы быта, национальная одежда, книги, где будут храниться история и традиции горской общины, возникла несколько лет назад. В 2017 году приступили к ее воплощению. Символично, что зданием музея выбрана одна из семи сохранившихся в поселке синагог – Кархогская, служившая в советские времена продуктовым складом. Инвесторы приняли решение, что главным экспонатом должно стать само здание синагоги, восстановленное по первоначальным эскизам.
Здание представляет по форме квадрат с высотой помещений свыше пяти метров. Для расположения как можно большего количества экспонатов внутри устроены два яруса. Кроме выставочных залов, в подвальном помещении обустроены конференц-зал, библиотека и запасники.
За наполняемость музея отвечает фонд СТМЭГИ, крупнейшая в мире организация, объединяющая горских евреев. Фонд еще на этапе разработки проекта обратился к диаспорам и общинам с призывом помочь в поиске старинных предметов. Также фонд взял на себя художественное оформление музея.
Среди первых уникальных экспонатов здесь появился талес XIX века. Это молитвенное покрывало, образ которого использован в создании флага Израиля. Талесы использовались и как свадебные балдахины. Еще один предмет, привлекающий к себе внимание, – конный экипаж того же времени. Кроме того, в музее представлено большое количество различных книг и документов, таких например, как ктуба – ритуальный брачный договор. Многие старинные издания представлены на исчезающем джуури, смеси фарси с заимствованиями из семитского и тюркского языков. Год Нисанов и Зарах Илиев надеются, что собранные в одном месте книги помогут дальнейшему сохранению языка и изучению уникального диалекта, на котором говорят горские евреи.
Красная Слобода – само по себе уникальное место, привлекающее туристов. До 1926 года поселок в 168 километрах от Баку назывался Еврейской Слободой. До сих пор он является единственным на постсоветском пространстве местом компактного проживания горских евреев. При этом в Азербайджане таких национальных общин еще две – ашкенази и грузинские евреи, но самая многочисленная – именно в Губинском районе. Многие эксперты отмечают, что только евреи Азербайджана сумели сохранить свою идентичность, никогда не знали гонений, не проходили через погромы и антисемитизм. Национальное большинство этого государства всегда подчеркивало свой мультикультурализм и толерантность – не зря столицу страны, Баку, называют «интернациональным городом».
Побывавший в конце прошлого года в Красной Слободе драматург и брат премьер-министра Израиля Идо Нетаньяху особо отметил, как бережно в стране относятся к сохранению древнейших традиций. «Очень ценю внимание и заботливое отношение руководства Азербайджана к еврейской общине, что может быть образцом диалога и взаимопонимания в мире», — сказал Нетаньяху, посетив местные синагоги и строящийся Годом Нисановым и Зарахом Илиевым музей. Именно синагоги некогда составляли архитектурную основу поселения: из 13 до наших времен в разном состоянии сохранилось только 7, но в Красной Слободе надеются когда-нибудь восстановить их все.
Еще одна гордость поселка – это его жители. Горские евреи здесь веками жили в дружбе и согласии. Однако распад СССР в начале 90-х и армяно-азербайджанский конфликт заставил большую часть из 15 тысяч горских евреев покинуть Красную Слободу. Но и это не помешало сохранению уникальной истории и традиции народа, населяющего эту местность, по разным оценкам, начиная с VII века до н. э. – I века н.э.
В частности, здесь до сих пор говорят на джуури, языке первых на Кавказе переселенцев из Персии – потомков пленников ассирийского царя Синаххериба, угнанных из Иудеи в VII веке до н. э. Причем уроженцы Красной Слободы прекрасно знают и азербайджанский, и русский, но, приходя на кладбище почтить память родных и близких, разговаривают исключительно на джуури.
Таинство единения с земляками не дает никому забыть о своих истоках. Судьба разбросала горских евреев по всему миру, но на все важные события они съезжаются в Красную Слободу.

Добавить комментарий