Талышская легенда о происхождении Ленкорани

Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Теймур Байрамалибеков (1862-1937) был также выдающимся историком, этнографом и краеведом.

Его труды, созданные на основе его наблюдений позволяют говорить о том, что ему были хорошо известны большинство сторон быта и культуры народа.
Надо отметить, что в целом всё научное наследие Т.Байрамалибекова написано на русском языке. Оно создавалось, когда по окончании учебного года он обходил свой край, деревню за деревней, собирая услышанные в народе рассказы.
Одним из интересных циклов легенд, записанных Т.Байрамалибековым, посвящен религиозным поверьям, космогоническим представлениям различных народов Кавказа, жизни почитаемых народом святых людей, происхождению тех или иных географических названий, священных мест.
Среди них можно отметить “Талышскую легенду о происхождении Ленкорани”:
“Про название Ленкорани существуют две версии: одна производит её от персидских слов лянгяр (якорь) и кунан (бросить), что означает в переводе “место, куда бросают в море якорь”, т.е. место, где стоят суда; говоря иначе, – «судостоянка».
Находя это определение неправильным, другие убеждённо доказывают, что «Ленкорань» происходит от талышских слов лонг (хромой) и керанъ (край).
В подтверждение своих доводов они приводят следующее народное предание, весьма распространённое между талышами:
Жили-были некогда в селении Шихакерани два родных хромых брата, которые, будучи лишены физической возможности заниматься земледелием, принуждены были переселиться на берег моря, стали ловить рыбу для продажи, построив себе турлучную хижину, покрыв крышу её осокой. По пятницам из всех ближайших селений стекались к ним талыши покупать рыбу, говоря друг другу: «Бя лангон керань бушамьш», что означает в переводе: «Идем в край хромых», и от этого выражения произошла «Ленкорань».
Это определение более правильно и ближе подходит к истине, нежели первое, так как персияне, как из истории, никогда не имели мореходных судов, которые могли бы останавливаться на Ленкоранском рейде: будучи не защищен от господствующих здесь северных и северо-восточных ветров, служащих главною причиною сильных штормов на Ленкоранском рейде, а потому этот рейд не мог служить местом для стоянки судов.
Байрам-Алибеков Теймур бек
15-го июня 1885 года
г.Ленкорань”
По материалам книги “Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения”

Добавить комментарий