Тайны Баку: памятник Низами Гянджеви

История памятника Низами Гянджеви уходит в 30-гг. прошлого века. Именно этот период в истории и Баку, и Азербайджана отмечен колоссальным интересом к творческому наследию великого поэта. Ведь в 1941 г. было запланировано провести масштабные торжества, посвященные 800-летию самого, пожалуй, известного в мире гянджинца.

Есть и злые языки, которые не устают злословить на тему “азербайджанизации” персидского поэта. В различных проармянских источниках постоянно встречается тема, что Низами Гянджеви “стал” азербайджанцем согласно советской политике.
Низами в совершенстве владел и азербайджанским, и арабским, и писал свои произведения на трех языках. Если исходить из логики сторонников персидского происхождения Низами на основе используемого им языка, то Чингиз Абдуллаев – русский писатель, а Кафка, чех по фамилии и месту проживания, еврей по национальности, но писавший на немецком, – немецкий.
Вернемся к истории памятника.
В рамках подготовки грандиозных торжеств в Баку в здании бывшего “Метрополя” открывается музей Низами, в Гяндже на месте древнего, разрушенного временем возводится новый мавзолей, переводятся и переиздаются произведения поэта…
Основанный при совнаркоме АзССР Юбилейный комитет организует специальное совещание художников, скульпторов и графиков по вопросу подготовки к юбилею. Основная трудность, с которой столкнулся комитет, состояла в воссоздании образа поэта, ведь до нашего времени не дошло ни одного изображения Низами, которое могло бы дать представления о его облике.
Поэтому был организован конкурс по созданию живописного портрета Низами. Наиболее удачным был признан портрет, созданный в 1940 г. талантливым художником Газанфаром Халыковым (1898-1981).
Художник впоследствии вспоминал: “Ключ к раскрытию образа поэта дало мне изучение произведений Низами… Я трактовал образ поэта в первую очередь как поэта-романтика, поэта-мыслителя.”
В 1939 г. вслед за конкурсом по портрету был объявлен всесоюзный конкурс по созданию памятника. Было рассмотрено около 60 конкурсных работ и 11 заказных, в том числе П.Сабсая и Д.Каръягды.
Несмотря на то, что основу скульптурного образа Низами должен был составлять портрет, созданный Халыковым, каждый из участников конкурса привносил собственное видение образа поэта, а также свои национальные штрихи.
Об этом, в частности, можно судить по работам среднеазиатских скульпторов – мы видим то сидящую в азиатском халате фигуру, которой не хватает только пиалы, то бредущую вслепую с вытянутыми вперед руками, да еще и с кинжалом на поясе такого же халата.
Работа Коте Мерабишвили явно носила отпечаток созданного им памятника Шота Руставели, работа Ара Сарксяна имела свои характерные особенности – типичный армянский нос…
В одних проектах Низами представал как мятущийся аскет, в других – как романтик, погруженный в раздумья. Ряд проектов, таких, например, как работа П.Сабсая, Мотовилова, отличались гармоничностью и продуманностью решения.
В конкурсе принимал участие даже М.Аникушин, автор памятника Пушкину в Ленинграде. Но в общем и целом результаты конкурса удовлетворительными назвать было сложно. Первую премию решили не присуждать.
Вместо этого, учитывая глубоко национальную специфику образа Низами, а также откровенную нелепость и оторванность от местного контекста ряда конкурсных работ, в 1940 г. Юбилейный комитет и жюри конкурса получают окончательную разработку памятника поэту замечательному азербайджанскому скульптору Фуаду Абдурахманову (1915-1951), и не менее замечательному скульптору Джалалу Каръягды (1914-2001).
Ф.Абдурахманов к тому времени уже создал памятник Физули, а Д.Каръягды – образ Вагифа. Однако на завершающей стадии работы Ф.Абдурахманову пришлось работать одному.
Работу над памятником Абдурахманов начал еще будучи студентом последнего курса Ленинградской академии художеств. Он неустанно работает над многочисленными эскизами будущего памятника, используя в качестве руководства к действию выдающиеся образцы монументальной скульптуры Ленинграда, богатейшие коллекции Эрмитажа и Русского музея.
Лишь к 1941 г. ему удается найти нужный поворот головы, оптимальное положение рук, размеренный шаг, естественность ниспадающих складок одежды…
Юбилейный комитет представил проект памятника на утверждение Художественно-технического совета Главного управления учреждений изобразительных искусств в Москве. Худсовет дал свое “добро”, но с условием, что автор в дальнейшей работе над памятником усилит национальный колорит.
Однако из-за начавшейся войны установка памятника, а также и торжества, посвященные 800-летию Низами Гянджеви, откладываются на целых восемь лет. Впрочем, в октябре 1941 г. в блокадном Ленинграде, в Эрмитаже, юбилейное заседание все же состоялось.
Пока шла война, Абдурахманов сложа руки не сидел: он создал прекрасную статую Низами, установленную в Гяндже в 1947 г. За эту работу он получил высшую награду того времени – свою первую Сталинскую премию. Это был, конечно, триумф. Однако самым значимым и счастливым моментом в жизни Ф.Абдурахманова становится установка памятника Низами в Баку в апреле 1949 г.
Установке этого памятника предшествовала другая грандиозная работа – по организации сквера и реконструкции музея Низами. О сквере стоит рассказать чуть подробнее.
Эта работа, этот грандиозный архитектурный и градостроительный проект в течение без малого шестнадцати лет проводился под руководством выдающихся азербайджанских зодчих – Микаила Усейнова и Садыха Дадашева.
По их инициативе в 30-е гг. сносится целый квартал малозначимых и в принципе очень неказистых и домов – одноэтажных построек, лавочек, харчевен и т.п.
Вокруг к тому времени уже существовали значительные по своей значимости строения – Дом печати “Азернешр”, Дворец труда – так тогда назывался будущий музей Низами, Исмаилийе, проектировался “Монолит“…
На месте же снесенных домишек открылось просторное пространство с колоссальным перепадом высот в 10 метров. Учитывая это, скверу был придан партерный характер, а его пространство очень умело террасировано, и благодаря этим работам во всей своей красе раскрывается перестроенный зодчими будущий музей Низами.
Террасированное пространство в 1935 г. было превращено в сад по проекту архитектора Е.С.Абрамовой. Верхнюю его часть со стороны пр. Азербайджана засадили высоко поднявшимися разнообразными хвойными и лиственными деревьями, создавшими густую приятную тень и прохладу в жаркие месяцы года, но было совершенно четко видно, что всей композиции явно чего-то не хватало.
Этим недостающим штрихом и явился запланированный в центре площади памятник Низами. Его закладка произошла в 1947 г., и двумя годами позже на великолепном девятиметровом постаменте, сделанном из красного полированного украинского лабрадора, взметнулась шестиметровая, весящая 7 тонн бронзовая статуя.
Открытие памятника происходило очень торжественно. Вступительное слово произнес заместитель председателя Совета министров республики Мирза Ибрагимов, с речью выступил президент Академии Наук Юсиф Мамедалиев, кроме этого прочел свои стихи Самед Вургун.
Памятник произвел настоящий фурор – ничего подобного в Баку раньше не возводилось. Всеми своими деталями – от умело найденной позы до великолепной лепки лица и даже складок одежды – памятник словно передает неповторимое величие самого поэта и удивительный шарм созданных им поэтических творения.
Памятник стал культовым не только в творчестве Абдурахманова, но и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие азербайджанской монументальной пластики.
Оксана БУЛАНОВА
Источник: Аzerhistory.com

Добавить комментарий