В Москве открылась выставка молодых и профессиональных художников из разных стран, в числе которых также был легендарный Таир Салахов.
В Москве, в Центральном доме художника, открылся Международный художественный салон «Снова вместе». Во время его открытия чествовали старейшего живописца, уроженца Азербайджана, Таира Салахова, которому в этом году исполняется 90 лет. Корреспондент Sputnik посетил выставку и пообщался с юбиляром.
На самом видном месте
Экспозиция художественного салона «Снова вместе» раскинулась на огромной площади всего второго этажа Дома художников. Площадь такова, что позволяет вместить, например, огромную международную книжную выставку-ярмарку Non/fiction. Экспозиция настолько велика, разнопланова и необъятна, что при просмотре возникает ощущение, которое я бы назвал «синдромом Эрмитажа» — когда понимаешь, что до конца дня можешь просто не успеть посмотреть все выставленные экспонаты.
Свои полотна выставили как известные художники, так и совсем молодые – вчерашние выпускники художественных вузов. Лучшие полотна и скульптуры приехали в Москву из Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Незадолго до официального открытия по экспозиции прошелся председатель Академии художеств РФ Зураб Церетели и очень высоко оценил уровень работ.
«У этих работ большая музейная ценность, — сказал Зураб Церетели корреспонденту Sputnik. – Я сейчас посмотрел – боже мой! Такие работы, что их немедленно нужно отправлять в музеи! Раньше чем было плохо? Все картины одна на другую были похожи. А сейчас – богатство. У всех художников разные почерки, разное мышление, разный колорит».
Ему создатели экспозиции уделили особое внимание. Картины Салахова расположились в самом удобном месте – у эскалаторов. В Центральном доме художников много закоулков. Куда-то можно не дойти, где-то – не побывать. Но место, где расположились работы Таира Салахова, ни одному посетителю миновать невозможно. Мало того, под эти картины оказалась выделена почти целая стена. А над ними организаторы экспозиции нанесли красивую надпись, извещающую, что это – работы легендарного художника, отмечающего свой 90-летний юбилей.
Заслуженного мастера Азербайджана лично поздравил, и первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов, открывавший Международный салон «Снова вместе».
Курфюрстендамм, Нотр-Дам и Каспий
А сам легендарный Таир Салахов оказался улыбчивым и обаятельным человеком. Почувствовав во мне благодарного зрителя и слушателя, он с радостью провел мини-экскурсию по своей персональной экспозиции.
«Это – Майя Плисецкая, — объяснял Таир Теймурович. – А это – пейзаж Берлина, район бульвара Курфюрстендамм, неподалеку от которого произошла страшная трагедия. Видите, я написал ночь в красных всполохах. И церковь, практически на пороге которой все и случилось. А вот на другой картине парижский собор Нотр-Дам. И там, на площади, тоже не так давно случилась страшная атака террористов. Я переживал за берлинцев и парижан. Я отдал им дань уважения. Ведь это – наша общая трагедия».
Спрашиваю: «А представлена ли в вашей экспозиции картина, посвященная Баку?»
«Баку – моя родина, город, который дал мне жизнь, — говорит Таир Салахов. – Видите вот эту картину? Это рыбак, отмечающий Новруз, где-то на берегу Каспия. Может быть, и рядом с Баку. Я часто бываю на родине. Нахожу время и для общественных дел, и для решения гуманитарных вопросов. Я всегда рад поприветствовать и художников, и руководителей республики. И всегда помогаю моей родине, чем только могу быть полезен».
Бездна смыслов
Но самая загадочная и привлекающая внимание картина Таира Салахова – это огромный портрет писателя Александра Солженицына. Около этого полотна постоянно были люди. Не удивлюсь, если этот портрет окажется самым популярным экспонатом салона.
Лицо самого Солженицына наполнено и мудростью, но и одновременно печалью. Классику в этом году исполнилось бы 100 лет. Он, таким образом, всего на 10 лет старше Таира Салахова.
Если пристально вглядеться в картину, то можно обнаружить за Солженицыным – Ленина. Только Ленин этот – странный, какой-то комичный, с квадратной головой. «Это вы так задумали?» — спрашиваю у мастера, пытаясь постичь замысел. Но ответ меня сильно удивляет.
«Я изобразил абсолютно реальный ковер, который был выткан бакинскими ткачами в 1925 году, — говорит Салахов. — Я здесь ничего не придумал. У меня дома этот ковер есть. Таким видели Ленина люди, которые никогда с ним не встречались и не были знакомы с его изображениями. А видите – фигурки по краю? Это – не орнамент, а символическое изображение революции».
После пояснений художника чувствую, как картина его (простая, казалось бы) наполняется смыслами. Было ли восприятие вождя революции Солженицыным таким же лубком, как бакинский пролетарский ковер? Честно скажу, что, пожалуй, даже не вспомню ни одну картину, которая наводила бы на столь продолжительные размышления.
Десятый десяток Таир Салахов встречает за работой.
«Я вообще не думаю о юбилеях, — говорит художник. – Преклонный возраст наступает у всех. Надо относиться к этому философски. Рецепт долголетия очень прост — заниматься своим делом, творчеством. Эти занятия укрепляют желание жить. А когда человек не работает – он начинает увядать. Поэтому нужно работать, радоваться жизни и всегда быть полезным своему обществу».