Споры ученых вокруг обстоятельств казни Имадеддина Насими

Споры вокруг обстоятельств казни Имадеддина Насими, а именно, как он был казнен,  до сих пор не утихают среди исследователей жизни и творчества поэта и мыслителя.   

Профессор кафедры «Арабской филологии» Бакинского Государственного Университета, специалист по арабской литературе Аида Гасымова не согласна с утверждением, что «Насими был убит, а потом с него содрали кожу». По ее словам, это один из спорных моментов, связанных с казнью поэта. Так, по ее словам, в одном из арабских источников есть такое предложение: «Султан приказал казнить его. И отрубили его голову, и содрали кожу и распяли». К сожалению, не утихают споры вокруг утверждения, что «Насими был убит, а потом с него содрали кожу». (“Sultan onun edamını əmr etdi. VƏ boynu vuruldu VƏ dərisi soyuldu VƏ çarmıxa çəkildi.”) «Некоторые особо не обращают на это внимание, но здесь речь идет о статусе мученика Насими и отнять этот статус  у него нельзя. Для подтверждения сказанных слов хочу обратиться к арабской грамматике и к союзу  «Və» (“И”).
Лексикограф 13 века Ибн Манзур, сравнивающий этот союз с союзом “Fə” в книге «Лисан аль-араб» (“Lisan əl-arab”) ссылаясь на видного ученого-языковеда аль-Фарру пишет: «Говорить “Abdullanı VƏ Zeydi ziyarət etdim” означает, что ты мог посетить любого из них раньше другого, но сказать “Abdullanı FƏ Zeydi ziyarət etdim” означает, что сначала ты был у первого, а потом у другого».
Значит, в арабском языке союз «Və» может не означать последовательность событий в соответствии с последовательностью слов. Это используется как особый стиль в Коране и в средневековых источниках. В 157 аяте суры Ан-Ниса Корана об Иисусе говорится: «Его не убили и его не распяли». Здесь о распятии говорится после убийства. Хотя Иисус был заживо распят», отметила А.Гасымов.
По ее словам, такое описание сцены казни связано со стилем арабского языка. Здесь не имеется в виду, что Иисус был сначала убит, а потом распят. Также и сказанное о Насими не свидетельствует о том, что он был убит, а потом с него содрали кожу. Это очень важно для образа мученика Насими. «Именно потому, что с него заживо содрали кожу, он был мучеником, это сделало личность поэта легендарным, именно это увековечило его в легендах. Такие легенды как то, что он говорил стихи в такой трагический момент и т.д. были выдуманы в результате народной любви к поэту. Я думаю, что в этом вопросы ученые должны продемонстрировать солидарность», — резюмировала свое мнение А.Гасымова.
Подготовила Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий