Средневековый азербайджанский поэт Саиб Тебризи занимает видное место в истории национальной литературы. 10 марта исполнилось 420 лет со дня его рождения.
Саиб Тебризи (полное имя Мирза Мухаммед Али Саиб Тебризи) родился в 1601 году в Сефевидском государстве в семье тебризского купца Мирзы Абдаль-Рахима. Его дядя, Шамсаддин Тебризи, был известным придворным летописцем, за свои блестящие каллиграфические способности прозванный «Ширин Гялям» («Сладкое перо»).
В период правления шаха Аббаса I, когда столица была перенесена в Исфахан, переселился со своими родителями. Совершив путешествие по арабским странам и Малой Азии, он вернулся в Исфахан, но, не ужившись с придворными поэтами, впал в немилость и был вынужден эмигрировать в Индию, где прожил шесть лет. В Индии он бывал на поэтических меджлисах, участвовал в философских дебатах, познакомился со многими представителями индийского стиля, литераторами и поэтами. По возвращении на родину поэт, получивший уже большую известность, много ездит по разным городам, подолгу останавливаясь в родном Тебризе. После восшествия на престол шаха Аббаса II Саиб был приглашен ко двору и удостоен почетного титула «Царя поэтов». При дворе он создавал поэмы о военных походах шаха, дидактические стихи и оды. К числу первых относится его известная поэма «Кандагар-наме», посвященная Кандагарскому походу шаха Аббаса II. После смерти шаха Саиб удаляется из двора и занимается только творчеством.
Писал на азербайджанском и фарси. Большое творческое наследие поэта включает семь диванов, масневи — общим количеством до ста двадцати тысяч двустиший. Особое место в творчестве занимают газели в которых выдающийся мастер большим вдохновением воспевает любовь, продолжая в этом жанре традиции азербайджанского классика Физули.
Блеск молнии, свет солнца – озаренье жизни.
А время пузырька – одно мгновенье жизни.
Смеется роза: девушка выходит в сад.
И конь лихой предаст, и упоенье жизни.
У долголетья нет иных плодов, чем стыд.
Не надо множить строк в стихотворенье жизни.
За каждым вздохом смерть, и голос чувств – обман;
Лик солнца бледен в жёлтом испаренье жизни.
Все ж не стыдится тот, кто дожил до седин.
Вон мост, из-под него бежит теченье жизни.
Слей вместе пепел, ветер, влагу и огонь –
Всё надо испытать нам в продолженье жизни.
Так мало жил Саиб, а всё равно устал.
Один бессмертный Хизр хранит влеченье к жизни.
Призыв к справедливости, гуманности — характерная черта поэзии Саиба. Важное место в творчестве поэта занимают вопросы морали. В стихах Саиба много афоризмов: «Без борьбы не достигнешь цели: чтобы высечь огонь из камня, нужно железо»; «Если плодами своими не услаждаешь уста людей, постарайся хотя бы быть тенистым, как ива…».
На свете от добрых деяний следов не осталось.
В осеннем саду никаких уж цветов не осталось.
В ком ясная мысль — словно молния, мир озарили
И тотчас исчезли. Уж светлых умов не осталось.
Я, словно Якуб, что вестей ожидал из Египта.
Но нету вестей — утешения слов не осталось.
Запела бы птица, но песня горька на чужбине,
Разбито у птицы гнездо, а птенцов не осталось.
Из черного глаза пера слезы черные льются:
Мне в жизни ничто, кроме тяжких оков, не осталось.
Был розами алыми райский цветник мой украшен,
Но ветер подул, и у роз лепестков не осталось.
Саиб, пусть утонет перо твое в море чернильном, —
Нужна ль твоя песня, когда знатоков не осталось?
Лирика большого мастера классической поэзии глубоко метафорична, красочна. Наибольшее влияние на его творчество оказала лирика Хафиза и Физули. Поэзия Саиба воздействовала на литературы народов Ближнего Востока, в Турции его произведения использовались даже в качестве учебных пособий. Собиранием стихов Саиба Табризи и исследованием его творчества занимались многие видные азербайджанские, иранские, индийские, турецкие, русские и западноевропейские востоковеды. Скончался в Исфахане в 1677 году.