Сквозь года: Павильон Азербайджана на главной выставке Страны Советов

В СССР придавалось большое значение агитационной работе, в том числе посредством различных выставок. 

Среди тысяч таких выставок уникальной можно назвать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ), позднее преобразованную в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), которая наглядно отразила этапы развития «Страны Советов».
ВСХВ открылась в Москве 1 августа 1939 года и была призвана продемонстрировать успехи первого в мире социалистического государства в развитии сельского хозяйства. По замыслу властей, посетители, обходя территорию выставки, как бы совершали путешествие по всему СССР. Поэтому помимо центральных павильонов были устроены павильоны союзных республик, которые должны были отражать национальный колорит и народные традиции.
Одним из уникальных уголков ВСХВ и ВДНХ был павильон Азербайджанской ССР (павильон «Азербайджан», или павильон № 14). Здание павильона было спроектировано молодыми азербайджанскими архитекторами Садыхом Дадашевым (1905–1946) и Микаилом Усейновым (1905–1992) в соответствии с требованиями демонстрации национального элемента в рамках стиля сталинской эклектики.
Авторы по этому поводу писали: «Основное требование, которое предъявлялось к этому сооружению: павильон представляет одну из республик Союза, следовательно, он должен быть народным, монументальным и торжественным. Вместе с тем как павильон он должен быть легким. Хотелось, чтобы каждый колхозник Азербайджана, придя сюда, сразу узнал свой павильон. В его фасаде и интерьерах показано богатство архитектуры и народного декоративно-прикладного искусства азербайджанского народа, но все преподнесено в новой форме, использованы возможности современной строительной техники. Ни в одном памятнике Азербайджана нет принятых нами пропорций колонн, такого вылета карниза, плоских потолков с верхним светом; совершенно новые рисунки, сталактиты, орнаменты и др.».
В азербайджанском павильоне выставки шебеке придавали красочность и нарядность интерьерам, демонстрирующим достижения сельского хозяйства Азербайджана.
Первоначальный проект павильона “Азербайджанская ССР”. 1939 г. Вид сбоку
Ночная подсветка павильона “Азербайджанская ССР”. 1939 г.
Портал павильона “Азербайджанская ССР”. Фото 1939 г.
Вход в здание павильона “Азербайджанская ССР”. 1939 г.
Специалисты писали: «Огромные окна на боковых стенах главного фасада задуманы в виде витражей. Стекла, вставленные в сложный орнамент переплета, отбрасывают многоцветные лучи в залы».
Перед павильоном были установлены две скульптуры: «Чабан с бараном» и «Колхозница с виноградом и плодами» работы скульптора А.Сарыджа. В интерьерах потолки залов были остеклены в виде легкой, изящной решетки, которая служит плафоном для освещения. Полы собраны из мраморной мозаики. Карнизы залов сталактитовые, орнаментированы. В интерьерах широко применены роспись и лепнина. На стенах богатый узор в виде ваз и гирлянд. Стрельчатые двойные арки и виноградные гроздья обрамляют боковые окна.
В центральном зале была установлена скульптура И.В.Сталина работы скульптора С.Д.Меркурова. Стены залов были украшены живописными панно, повествующими об истории большевистских организаций Азербайджана, о расцвете культуры и искусства в советском Азербайджане.
В литературе советской эпохи павильону Азербайджана на ВСХВ давалась высокая оценка. В частности, указывалось, что «в праздничной, радостной архитектуре павильона авторы сумели избежать эстетского любования средневековыми формами азербайджанской архитектуры, использовав богатый арсенал прогрессивных художественно-декоративных и архитектурных традиций произведений азербайджанского зодчества… Подлинные художники, С.Дадашев и М.Усейнов сумели своим произведением выразить пафос победы социализма, героическое дыхание нашей эпохи, ее могучие дела и трудовые достижения; они согрели непосредственной теплотой чувства архитектурные формы, выразив ими высокий гуманизм деяний социалистической Родины».
Президент Академии архитектуры СССР, председатель Союза архитекторов СССР В.А.Веснин писал в своем отзыве: «Солнечный Азербайджан в своем павильоне получил полноценное художественное отражение. Легкость, ажурность и стройность форм, цветные витражи хорошо передают характер и вкусы цветущей республики. Приятно побыть в этом светлом, приветливом павильоне и почувствовать своеобразную красоту расцветшей страны».
Такое внимание к павильону Азербайджана было не случайным. Наряду с главным направлением 20-х — начала 30-х годов — конструктивизмом — в архитектурной практике продолжали развиваться тенденции использования национальных форм и мотивов. Зачастую эти тенденции выражались в эклектичных по формам сооружениях в стиле «экзотического Востока».
Павильон “Азербайджанская ССР”. 1954 г.
Оранжерея павильона “Азербайджанская ССР”. Фото начала 50 – х годов ХХ века. Позднее здесь проводились съемки фильмов “Чародей” и “Приключения Электроника”
Середина 30-х годов ознаменовалась серьёзными изменениями в направленности советской архитектуры: был взят курс на изучение и использование мирового и национального наследия.
С этого времени началось планомерное и углубленное изучение национального архитектурного наследия Азербайджана. В различные уголки республики командировались группы архитекторов, которые обмеривали и фиксировали имеющиеся памятники. Раскрывшиеся перед архитекторами неизвестные страницы истории азербайджанского зодчества сыграли большую роль в расширении арсенала приемов и средств архитектурно-художественной выразительности.
Значение павильона Азербайджанской ССР на ВСХВ определялось уже тем, что здесь удалось показать важные элементы национальной архитектуры Азербайджана, причем сделать это в комплексе и без ущерба для целей павильона.
Авторы архитектурного проекта павильона Азербайджана на ВСХВ С.Дадашев и М.Усейнов блестяще справились со своей задачей, адекватным свидетельством чего стали Сталинская премия 2-й степени и ордена «Трудового Красного знамени».
Участие в ВСХВ, где каждая республика старалась представить свои лучшие достижения, считалось очень престижным, к этому стремились передовые колхозы, совхозы, МТС, животноводческие фермы.
Почетное право участвовать в этой выставке оспаривали в социалистическом соревновании. Участвовавших в выставке передовиков производства награждали дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, часами, радиоприемниками, денежными премиями, а лучшие хозяйства мотоциклами и автомобилями.
Выставка 1941 года была закрыта в связи с началом Великой Отечественной войны. В 1950-1954 годах обветшавший к этому времени выставочный комплекс был масштабно перестроен, и торжественное открытие обновленного комплекса состоялось 1 августа 1954 года. В 1956 году было принято решение о разделении выставки на сельскохозяйственную и промышленную, а в 1959 году ВСХВ и промышленная выставка были объединены в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ).
Фрагмент экспозиции павильона “Азербайджанская ССР”. Фото начала 50-х годов ХХ века
Фрагмент экспозиции павильона “Азербайджанская ССР”. Фото начала 50-х годов ХХ века
В 1959 году павильон Азербайджана подвергся реконструкции, причем архитектор И.Л.Цукерман добился сохранения национальных элементов и стилистики довоенной части здания, спроектировав новый зал с оранжереей.
Когда в начале 50-х годов возник вопрос замены гипсовых скульптур 30-х годов, установленных перед павильоном Азербайджана на ВСХВ, выбор пал на известного скульптора Фуада Абдурахманова (1915-1971). Бронзовая скульптура «Чабан», созданная им в 1950 году, оказалась знаковым моментом не только в истории ВСХВ, но и в истории азербайджанского искусства, и даже советского искусства в целом.
Скульптура экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве в 1950 году, а позднее на выставках советского изобразительного искусства в Китае и Индии, и везде получала высокие оценки специалистов. За эту работу Ф.Абдурахманов был удостоен Сталинской премии 3-й степени. Скульптура «Чабан» была отлита в бронзе и установлена перед павильоном Азербайджана на ВСХВ, сразу же став достопримечательностью выставки и визитной картой павильона Страны Огней.
Главным художником павильона был назначен художник Исмаил Ахундов. Крупные, масштабные портреты трудящихся украсили проемы боковых стен павильона, а изображения массовых сцен труда на полях и в садах органично дополняли экспозицию. Интересно, что работы И.Ахундова не только украшали наружные стены и интерьер павильона, но демонстрировались среди экспонатов выставки.
За художественный ковер, посвященный 70-летию И.В.Сталина и созданный совместно с художником-ковроделом Лятифом Керимовым и художником Кязимом Кязим-заде, И.Ахундов был удостоен Сталинской премии 1-й степени 1950 года. В сотрудничестве с этими же художниками Исмаил Ахундов в 1957 году создал ковёр, посвященный сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции.
Фрагмент экспозиции павильона “Азербайджанская ССР”. Фото начала 50-х годов ХХ века
Фрагмент экспозиции павильона “Азербайджанская ССР”. Фото начала 50-х годов ХХ века
Экспозиция павильона также была серьезно обновлена. Как писали специалисты, Азербайджанская ССР: «привносила в парадный образ Выставки аромат странствий по Великому шелковому пути: чай и кофе, айву и виноград, дыни и рахатлукум, апельсины и лимоны. Экспозицию, раскрывающую успехи республики в области растениеводства и ирригации, животноводства, шелководства и рыболовства, культуры и быта, продолжал роскошный сад, расположенный позади павильона. Росли в нем не только орехи и фрукты, но и деревья ценных пород. В центре сада был установлен большой аквариум с фонтаном. В стеклянном восьмиграннике плавали осетры и севрюги из Каспийского моря».
К павильону с тыльной стороны примыкало небольшое здание, названное «Нефть», где демонстрировались материалы, связанные с нефтяной промышленностью республики. Несколько позже здесь открылся торговый киоск «Азсовхозтреста», в котором продавались вина азербайджанского производства.
В 1964 году республиканские павильоны на ВДНХ были перепрофилированы в отраслевые. Павильон №14 «Азербайджан» превратился в павильон «Вычислительная техника», а торговый киоск в кафе «Баку». Полностью реконструировали интерьер, изменили вывеску на фасаде.
В 1967 году портик был скрыт металлическим фасадом, проект которого разработала архитектурная мастерская ВДНХ СССР под руководством Л.И.Мариновского. В 1977 году к празднованию 60-летия Октябрьской революции в павильон была ненадолго возвращена экспозиция Азербайджанской ССР.
После развала Советского Союза, в июне 1992 года ВДНХ СССР был преобразован во Всероссийский выставочный центр, а павильон Азербайджана превратился в торговый комплекс. До 2013 года в нем действовал небольшой музей восковых фигур.
По материалам журнала IRS Наследие

Добавить комментарий