Интервью с Фирангиз Бабаевой.
Проведение в нашей стране XIV Международного музыкального фестиваля Узеира Гаджибейли – прекрасный повод, чтобы рассказать о корифеях музыкального искусства, внесших вклад в развитие современной национальной музыки Азербайджана.
Известный азербайджанский композитор, музыковед, педагог Фирангиз Бабаева является автором многочисленных композиций, которые в разные годы исполняли народные артисты Азербайджанской ССР Гюльага Мамедов, Шовкет Алекперова, народные артисты Азербайджана Мамедбагир Багирзаде, Эльмира Рагимова, Флора Керимова, Ялчын Рзазаде, Ильхама Гулиева, Бриллиант Дадашева, заслуженные артисты Азербайджана Фируза Ибадова, Джаваншир Мамедов, а также Гусейнага Хадыев, Надир Гафарзаде и многие другие.
Фирангиз Бабаева обладает широким творческим диапазоном. Она также автор поэм, пьес, сонатин, прелюдий и миниатюр. Ее произведения отражают современность и традиции национальной музыки.
Уже более четырех десятков лет Фирангиз ханум преподает в Музыкальном колледже при Азербайджанской Национальной консерватории, является членом Союза композиторов Азербайджана. В интервью Media.Az она рассказала о себе, молодых музыкантах и роли города Шуша в возрождении нашей музыкальной культуры.
— Фирангиз ханум, расскажите о своих первых шагах в музыке.
— Заметив мой ранний интерес, родители отдали меня учиться в Среднюю специальную музыкальную школу им.Бюльбюля по классу фортепиано. Учась в 11-классе, я столкнулась с проблемой «переигранных» рук, поэтому решила поступить на факультет истории и теории музыки Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибейли, ныне это — Бакинская музыкальная академия.
Уже в старших классах начала сочинять произведения, но чувствовала нехватку знаний в этой области. Чтобы стать профессиональным композитором, важно иметь индивидуальный музыкальный почерк, а он формируется с годами практики. Также мне предстояло научиться писать музыку для оркестра. Композиторство – это дар Божий! Я почувствовала, что хочу глубоко и профессионально заниматься музыкой, поэтому поступила на соответствующий факультет, чтобы изучить все тонкости. После пятилетнего обучения во второй раз поступила на факультет композиции, в класс к композитору, заслуженному деятелю искусств Азербайджанской ССР Хайяму Мирзазаде. А в 1978 году стала членом Союза композиторов Азербайджана.
— С каким из написанных вами произведений связаны особые воспоминания?
— Конечно, таковыми являются произведения, основанные на трагических и исторических событиях. Под впечатлением трагедии 20 января я написала концерт для тара с оркестром. Он состоит из трех частей. Первая часть посвящена борьбе нашего народа за свою свободу, вторая – это скорбь по павшим за свободу, третья – это торжество победившего народа.
— К слову, именно песню «Könlüm», автором музыки которой вы являетесь, слушал по радио Президент Ильхам Алиев…
— Да, Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева поделилась на своей официальной странице в Instagram кадрами из поездки в древний поселок Басгал. На них можно увидеть, как Глава государства слушает по радио песню «Könlüm» в исполнении Бриллиант Дадашевой. Слова написаны народным поэтом Азербайджана Фикретом Годжа, я же являюсь автором музыки.
Когда я увидела эти видеокадры, мое сердце забилось от радости и гордости! У песни «Könlüm» длинная история. Она впервые прозвучала в 1973 году в исполнении Флоры Керимовой, в сопровождении камерно-инструментального ансамбля «Дан улдузу» под управлением заслуженного деятеля искусств Гюляры Алиевой.
Эта композиция в свое время также была включена в репертуар таких исполнителей как Шовкет Алекперова, Лейла Шарифова, Ильхама Гулиева, Бейимханым Велиева, Лала Мамедова, Надир Гафарзаде и других известных азербайджанских певцов.
— Что бы вы могли посоветовать начинающим музыкантам?
— Знаете, у человека или есть дар, или его нет… Это не то, что можно купить в магазине. Другое дело, что не все люди искусства одинаково одарены. Кто-то в большей степени, кто-то — в меньшей. Но даже если дар частично имеется, то его можно развить в себе. Однако в любом случае нужно быть готовым в течение не одного года оттачивать свое мастерство.
Если человек чувствует, что у него есть потенциал, он вовлечен свое дело, имеет место целеустремленность — в этом случае стоит заниматься музыкой. Но, если человек не готов год за годом подниматься ступенька за ступенькой, работать над собой, то лучше не начинать.
— Бытует мнение, что профессиональная музыка лишает детей детства…
— Да, в пример всегда можно привести Вольфганга Амадея Моцарта. Будучи музыкальным гением от природы, он стал композитором уже в возрасте четырех лет. Многочасовые занятия музыкой сестры под руководством отца пробудили в маленьком Вольфганге интерес к музыке. Отец Моцарта был образованным и серьезным музыкантом. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, сочинял музыку. Кроме того, он был превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься.
Сегодня, бывает, смотришь по телевизору, как пятилетние дети бегло играют на фортепиано… Думаешь, когда же они успели набраться такого. А ведь за этим кроется колоссальный труд, а также упорство и желание. Ребенок должен быть вдохновлен, мотивирован, заинтересован. В этом большая заслуга родителей и педагога. Нельзя часами заставлять ребенка сидеть за инструментом со слезами на глазах. Не будет результата! Но также нельзя допускать лени, искусство этого не прощает. Если родители видят в ребенке потенциал и талант, то вместе с педагогом должны найти путь, чтобы заинтересовать его. Если ребенок занимается от души, то он не будет считать, что у него отбирают детство.
Мое мнение: раз у ребенка есть талант, ему выпал шанс учиться в школе для одаренных детей, скажем, в школе им.Бюльбюля, стать профессиональным музыкантом, то конечно, в таких детей нужно вкладываться. Эти дети совсем другие, с них и спрос выше. Они должны постоянно работать над собой, быть одержимы своим делом. В этом контексте, конечно, они в детстве терпят определенные лишения. Но на пустом месте дерево не вырастет… Поэтому роль педагога и родителей в становлении достойного музыканта бесценна.