Русскоязычное образование в Азербайджане: реальность или эйфория?

В основе политической, социально-экономической и стратегической силы любого государства лежит совершенство и конкурентоспособность системы науки и образования. Конечно, эта устойчивость характеризуется, с одной стороны, качеством образования, а с другой стороны, она должна защищать страну от чужих культур и идеологий, сохраняя при этом ее национальность и традиции.
Известно, что на протяжении веков существовала серьезная конкуренция между местной культурой и системой естественнонаучного образования и иностранными культурами и образовательными учреждениями в нашей стране, в результате чего наши местные культурные ценности и система образования сохранили свое преимущество и традиции. Российская система образования, которая существует в Азербайджане двести лет и пытается сохранить свое существование, все еще находится в открытой конкуренции с нашей местной и национальной системой образования.

Известно, что в последнее время поднимаемая время от времени «проблема» русских школ в Азербайджане вновь стала актуальной. В нашем обществе нет однозначного мнения по этому поводу. Учитывая наличие в нашей стране множества русских школ, противоречащих принципам независимой государственности, группа людей считает это серьезной проблемой и альтернативой национальной системе образования, родному языку, формированию нашей национальной идеологии, подчеркивая важность закрытия этих школ. Другие пытаются оправдать эти инициативы, говоря, что если российские школы закроются, качество системы образования упадет, и наше общество столкнется с негативными тенденциями в плане интеграции в мир.

Прежде всего, следует отметить, что зарождение русских школ в Азербайджане относится к 30-м годам XIX века. В советское время азербайджанское образование было лишено традиционного образования с многовековой историей, сформированного на основе российской системы образования, увеличилось количество русскоязычных школ.

В первые дни нашей независимости, пробуждение национального самосознания в азербайджанском обществе, возвращение к национальным и моральным ценностям, шаги, предпринятые для восстановления и развития системы образования на национальной основе, перспективы российской системы образования и русских школ на заднем плане. Кроме того, тенденции развития азербайджанской системы образования в прозападном направлении и появление новых оттенков образования ускорили отказ от советской системы образования.

В современных условиях отрицательная или положительная роль иностранных, особенно российских, школ в нашей системе образования остается актуальной для нашего общества, которое стремится развивать национальную систему образования, используя положительные ценности как западной, так и традиционной российской системы образования.

Известно, что в независимых государствах мира система базового образования формируется на основе национальных образовательных ценностей ведущего этноса, а образовательный процесс осуществляется на официальном государственном языке этого этноса. Национальным меньшинствам, проживающим в этих странах, предоставляются законные возможности для получения образования на их родном языке. В соответствии с существующими мировыми стандартами, система образования и образовательный процесс в Азербайджане также функционируют на основе этих критериев. Система образования в нашей стране основана на традиционных национальных ценностях, и национальные меньшинства имеют возможность получать образование, используя право на образование, закрепленное в нашей Конституции. Попытайтесь обосновать эти политические и юридические выводы имеющейся статистикой.

Прежде всего, следует отметить, что статистика, публикуемая соответствующими государственными органами, очень ограничена и недостаточна для проведения всестороннего анализа существующей системы образования в Азербайджане. Тем не менее, восстановить общую картину можно на основе официальных заявлений представителей образовательных учреждений для прессы, анализов, проведенных независимыми экспертами в области образования, и официальных источников, полученных через СМИ.

По официальным данным на 2019-2020 годы в Азербайджане всего 4443 средних школы (по некоторым данным 4472). Обучение ведется в 314 школах страны на азербайджанском и русском языках, в 1 школе — на азербайджанском, русском и грузинском языках. Кроме того, в стране 15 средних школ с русским языком обучения. В целом в Азербайджане в 340 школах, в том числе в Баку, обучение ведется на русском языке. В целом в этих школах на русском языке обучается 95-100 тысяч учеников.

Известно, что в Азербайджане проживает 120 тысяч граждан русского происхождения. Если учесть, что в нашей стране проживает чуть более 10 миллионов человек, то по динамике количества средних школ достаточно 44-50 русских школ, чтобы полностью обеспечить право на образование наших граждан русского происхождения. Кроме того, поскольку некоторые наши граждане Азербайджана имеют российское образование, обеспечение права их детей на образование является одним из важнейших вопросов. Потому что согласно Верховному закону республики всем людям, независимо от языка, на котором они говорят, должно быть предоставлено право на образование. Исходя из этого критерия, недопустимо и незаконно ограничивать доступ наших русскоязычных граждан к образованию.

Учитывая, что в Азербайджане около 350 000-400 000 азербайджанцев, но только русскоязычные граждане, и если разделить на общее количество средних школ для обеспечения права их детей на образование, можно сделать вывод, что 150 русских школ достаточно. В целом, в стране достаточно 200 русских школ, чтобы дети из азербайджанских семей русского происхождения и с русским образованием получали образование на русском языке.

Если посмотреть на имеющуюся статистику, то количество действующих русских школ в нашей стране превышает потребности нынешнего русскоязычного населения как минимум на 140 школ. Известно, что обеспечение этих школ учениками осуществляется за счет детей из семей с азербайджанским образованием.

Согласно общему мнению, сформировавшемуся в азербайджанском обществе, качество образования в русских школах и общекультурное мировоззрение выше, чем в азербайджанских школах. Этот фактор можно оценить как мотивацию семей с азербайджанским образованием отдавать своих детей в русские школы. Давайте посмотрим на статистику, чтобы понять, насколько верна эта идея.

Согласно предварительным результатам, объявленным Государственным экзаменационным центром в связи с результатами приема в 2020 году, 65 194 из 71 224 абитуриентов, подавших заявки на поступление в вузы в этом году по I-IV группам, были выпускниками азербайджанских и 6030 русских школ. Из 2479 поступивших в первую группу выпускников российских школ, набравших более 200 баллов, — 908 (36,6%). 600 человек (44,7%) из 1343 поступающих по II группе, 853 из 1561 поступающих по III группе (54,7%), 372 человека из 642 поступающих по IV группе (58%) получили проходные баллы и получили возможность поступить в вузы . Точно так же такой результат и в азербайджанских секциях — 9435 (34 процента) из 27750 абитуриентов по I группе, 5769 (41,9 процента) из 13773 абитуриентов по II группе, 12560 из 20604 абитуриентов по III группе (60,

В целом, 31033 (47,6 процента) из 65194 абитуриентов в азербайджанской секции имели возможность стать студентами в вузах, в то время как в русской секции этот показатель показывает, что 2733 (45,3 процента) из 6030 выпускников заслуживают звания студентов.

Когда мы смотрим на эту статистику, идея о том, что выпускники русского отделения имеют высшее образование, чем выпускники азербайджанского отделения, не оправдывает себя.

Другая статистика не подтверждает превосходства качества обучения в русских школах над азербайджанскими. Так, количество абитуриентов, прошедших 600-балльную шкалу в азербайджанской секции в этом году, составило 1 644 человека (5,3 процента), в то время как в русской секции их было всего 133 (4,9 процента).

Эти статистические данные показывают, что эйфория среди населения по поводу более высокого качества образования на российских факультетах не подтверждается. Иными словами, из 6030 выпускников, ежегодно обучающихся на русском языке, 2733 (45,3%) имеют шанс поступить в вузы, но 3297 (54,7%) лишены этой возможности и становятся обычными людьми, знающими только русский язык. Таким образом, эти люди на долгие годы лишены возможности реализовать свою мечту стать российским «интеллектуалом» с высшим образованием. За 11 лет обучения в России они в лучшем случае довольны изучением русского языка.

С другой стороны, из общей статистики видно, что каждый год требуемые баллы для поступления от выпускников азербайджанского отделения по одной и той же специальности в высшем образовании значительно превышают баллы, требуемые от поступающих с русского отделения. (Например, БГУ имеет проходной балл 568 для поступающих на азербайджанский факультет на платной основе, 494 для русского факультета и т.д.) Это бросает тень на право всех студентов на равное образование и принцип справедливости. С другой стороны, этот факт стимулирует желание семей с азербайджанским образованием массово отдавать своих детей в русские школы.

На основании анализа приведенной выше статистики можно сделать вывод, что текущую проблему нельзя решить полным закрытием русских школ или увеличением их количества.

Для решения этой проблемы необходимо определить количество русских школ в нашей стране в соответствии с общим количеством граждан Азербайджана русского происхождения и азербайджанских семей с русским образованием. Кроме того, необходимо запретить дополнительные русские школы, которые не вносят существенных изменений в развитие нашего образования и работают за счет детей из семей с азербайджанским образованием, либо количество этих школ должно быть значительно сокращено в ближайшие годы.

Мубариз АЖАЛАРЛИ
Ведущий научный сотрудник Института Истории НАНА, доцент

 

Добавить комментарий